Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Колорит – контрастный. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Необычно исполнение картины. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Приехал в Венецию в юношеские годы.
С ее помощью он намечал подготовительный рисунок, определял форму, выбирал и сопоставлял тона. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Много и охотно художник писал женские портреты. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева или же искусная куртизанка. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Художник одет в простую и дорогую одежду. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля.
Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Тициан поистине мыслил краской. И к тому же один из самых больших его портретов.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Читатель узнает подробности его нелегкой, но прекрасной жизни, заполненной творчеством.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. У них родился сын Персей. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Последние годы жизни Тициан провел в Венеции исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Петра. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.
Он чувствует себя независимым. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Над темным морем он несет её на Крит. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Кто изображен на картине – загадка. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. От посягательств Зевса красавица была укрыта в покоях, но бог, приняв облик золотого дождя, проник к ней. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Вазари в своем известном труде Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
к творчеству мастера. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Соотношение цветов определяло настроение картины, нередко поясняя смысл изображаемого и выражая отношение художника к миру. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Точная дата его рождения неизвестна.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем и для кого тот выполнил ряд картин. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Созданные им образы обладают мощными силами.
Зритель сразу обращает внимание на его высокий лоб, орлиный с горбинкой острый нос, глубоко посаженные глаза и длинную бороду. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Теперь она выставлена в Вашингтоне. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Рядом с ней находится в рубище св. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Так называли современники Тициана. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора. Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Хотя современники критиковали эту Благовещение за грязные цвета, сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Это отразится в его автопортретах. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Франциска. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Точная дата его рождения неизвестна. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана значило обрести бессмертие. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы.
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Эта работа новатора. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51).
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.