Тициан работал над надгробием до последних дней ("Оплакивание Христа" стала его последней картиной, мастер не успел завершить работу), но пьета выставлена в Венецианской галерее, а не на могиле художника (Тициан хотел, чтобы это произведение находилось в капелле, где он будет погребён). Таким оригинальным способом оформить своё надгробие решился только один итальянский художник, поэтому имя его удалось определить без труда – живопизная композиция "Оплакивание Христа" известная ещё как "Пьета", принадлежит кисти великого мастера эпохи Возрождения по имени Тициан.
Жестокую борьбу с Тинторетто Тициан продолжал до последнего дня жизни. Тициан относился к этому творению так, словно от качества картины действительно зависела его посмертная участь. Наиболее заметная в «Похищении Европы», она в той или иной мере присуща и другим «поэзиям», а также религиозным композициям Тициана после пятидесятых годов. Ренессанс заканчивался, начиналась эпоха барокко. Портреты Тициана окончательно освобождаются от навеянного Джорджоне налета мечтательности и неопределенности, который сохранился еще в «Юноше с перчаткой» и приобретают гораздо большую остроту конкретной индивидуальной характеристики и вместе с тем величавость парадного портрета («Альфонсо дЭсте», Нью-Йорк, музей Метрополитен «Федериго Гонзага», Мадрид, Прадо «Портрет мужчины с соколом», музей в Омахе, Невада, США). Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Тициан являлся главой венецианской школы живописи периода Высокого и Позднего Возрождения. Рискну предположить (хотя, возможно, это и не новость), что вдохновлялся он шедевром Микеланджело, хотя и творчески переработал композицию: фигуры Христа почти идентичны.
Резкие ракурсы фигур еще усиливают нереальность этого видения. В 1517-1555 годах Тициан занимал должность официального живописца Венецианской республики. Вместе с тем в картине, где столь осязательны все фигуры, Тициан достигает особого эффекта необычности, даже нереальности происходящего фантастикой своего колорита.
Не менее важное свойство пейзажей Тициана состоит в том, что, в отличие от пассивно-созерцательных, порою идиллических пейзажей Джорджоне и его последователей, пейзажи Тициана насыщены драматическим содержанием, активной жизнью и самой природы и населяющих ее живых существ, переживания которых созвучны жизни природы. Это — больше чем портрет Павла III, это — обвинительная речь всему папству.
Но все же накопленные ею богатства были еще огромны. И снизошла ко мне истина великая и свет небесный. Тициан до самого конца жизни (умер в 1576 году) остается верен гуманистическим идеалам Возрождения. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Тарквиний и Лукреция», 1568-1571 «Оплакивание Христа», 1573-1576). При всей чувственной насыщенности поздних «поэзий» Тициана в них есть оттенок зыбкости и скоротечности. Именно эта сложность, противоречивость бытия, эта борьба противоположных свойств, но показанная не в разладе, в раздвоенности, в обособлении, а в единстве и целостности человеческого характера эта монументальность, величие, значительность человека, несмотря на все его слабости и пороки и составляют основную особенность тициановских портретов сороковых годов. – а я то единственный не запоганился. Наряду со старшим поколением живописцев Венеции и террафермы (Бонифацио, Бордоне, Кариани, Лотто, Савольдо, Моретто и другие), постепенно сходящим со сцены, все большее значение в венецианской художественной жизни приобретают молодые мастера во главе с Тинторетто, Веронезе и Якопо Бассано.
Словно какое-то творческое бешенство овладело старым мастером. Вершины своего могучего размаха героико-драматический стиль Тициана достигает в «Убиении святого Петра мученика», большой алтарной картине, написанной в 1528–1530 годах для церкви Санти Джованни э Паоло после победы в конкурсном соревновании с Порденоне и Пальма Веккьо. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе.
Его привлекает не анализ переживаний, не изображение определенного момента в биографии модели, а нечто постоянное в ее физическом и духовном облике, ее основной характер (черты грубоватого полководца в портрете Федериго Гонзага). Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Картина возникла из конкурса, в котором принимали участие упомянутые современники Тициана. С печалью взирает на Христа дряхлый старец.
Наряду с охлаждением интереса к портрету для позднего периода творчества Тициана характерно еще большее, чем в сороковых годах, разобщение жанров — прежде всего в том отношении, что он вкладывает иные оттенки жизнеощущения в картины с мифологической тематикой («поэзии»), чем в картины религиозного содержания, но также и в том смысле, что в разные периоды своей поздней деятельности мастер отдает явное предпочтение то одному, то другому жанру. Только тогда нам становится понятным и смысл девушки в белом.
Особенно красноречиво это сказывается в немногочисленных поздних портретах Тициана. Вы спасетесь. Обращают на себя внимание лица героев – худощавые и схематичные.
Через посредство офорта, цветной гравюры на дереве (кьяроскуро) и рисунков в Венецию проникает влияние Пармиджанино, его приемов парадного портрета, его динамической светотени и своеобразной экспрессии «незаконченности», влияние, подкрепленное деятельностью обосновавшегося в Венеции последователя Пармиджанино — славянина из Зары Андреа Мелдолла (Медулича), по прозванию Скиавоне. С особенной силой эта разобщенность проявляется в образах потерявшихся в толпе белой девушки (в центре картины) и мальчика с собакой у подножия лестницы. Так, в портрете Карла V в кресле (Мюнхен) Тициан показывает не только разочарование и меланхолию измученного подагрой человека, но и несгибаемую энергию большого государственного деятеля, а в конном портрете императора (Прадо)— не только героический порыв и триумф военачальника, но и горечь человека, сознающего крушение своих мечтаний. В цикле Санто Спирито трижды повторяется тема убийства, грубой физической силы.
В то же время остро осознаваемые Тицианом уже в сороковых годах противоречия идеала и действительности, конфликт героя и мира становятся теперь еще глубже, трагичнее и приобретают этический оттенок — унижение и страдание одинокой героической личности показываются теперь в плане утверждения нравственной силы героя («Мучение святого Лаврентия», церковь Джезуити в Венеции «Несение креста», Мадрид, Прадо «Святой Себастьян», Ленинград, Эрмитаж «Коронование терновым венцом», Мюнхен и др. ). Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Отсюда та тень трагического одиночества, которая падает на величавый образ Карла V в кресле (Мюнхен) и которая отражается в напряженном взгляде Ипполито Риминальди (Питти).
Уже в самой изолированности и яркости этих красочных центров есть что-то нереальное. Карл спросил его однажды: «Вы молитесь, когда пишете образ Господа. » -- «Ваше величество, -- ответил Тициан Вечеллио, -- я, чтоб не спутать ничего, когда пишу, тогда уж пишу».
Положение рук и ног изгиб торса, голова, склоненная на правое плечо (в сторону зрителя). Несколько десятилетий спустя последний из "титанов" – Тициан почти повторяет композицию скульптуры Микеланджело в своей картине с тем же сюжетом. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Источник этих импульсов абсолютно очевиден. Дони, Лодовико Дольче), выступающих в защиту того или иного художественного направления и обсуждающих проблемы эстетического вкуса, колорита, связи человека с окружением (ambiente), взаимоотношения эскизности и законченности и т. п. Но парадные портреты Тициана глубоко отличаются от того типа парадного портрета, который складывался в эти годы в папском Риме и при княжеских дворах Центральной и Северной Италии (Себастьяно дель Пьомбо, Бронзино, Пармиджанино), отличаются и своей правдивостью и активным восприятием человека и внутренней целостностью и значительностью человеческого образа. Тициан Вечеллио Над «Оплакиванием Христа» Тициан трудился по-другому.
Специальный декрет венецианской Синьории угрожал смертной казнью всякому, кто прикоснулся бы к этой картине. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
Венская картина (1543) не менее, чем цикл для Санта Мария делла Салуте, характерна для перелома, переживаемого Тицианом в сороковых годах. Принято начинать поздний период творчества Тициана с сороковых годов. Эту манеру художник разработал совместно с Луи Анкетеном тремя годами ранее. Со временем техника Тициана абсолютно изменилась. Это качество последних произведений Тициана особенно наглядно проявляется при сравнении более ранних и более поздних вариантов одной и той же композиции, например «Коронования терновым венцом» в Лувре (1540-е годы) и в Мюнхене (около 1570 года) или же «Мучений святого Лаврентия» в венецианской церкви Джезуити (между 1548 и 1559 годами) и в Эскориале (завершена в 1567 году).
Еще совсем недавно на Большом вопросе мы дружно отвечали на вопросы викторины для школьников, которая называется " Золотое Руно ", а теперь нас и авторы представленного кроссворда вновь возвращают в далекую эпоху Возрождения, а конкретнее, то к картине известного итальянского живописца Тициана (Тициано Вечеллио), которая носит название " Оплакивание Христа ", хотя многим она известна под другим, более известным названием, как " Пьета ", написанная автором в период между 1573 и 1576 гг. Второй портрет Тициан написал после победы Карла при Мюльберге.
В сороковых годах колорит Тициана лишается прежней чистоты и ликующей ясности и становится пасмурным и тяжелым (стальным, оливковым, бурым) иногда почти грязноватым отдельные яркие, несмешанные краски звучат с какой-то вызывающей решительностью, подчеркивая жестокость события и бессильное одиночество героя-жертвы особенно наглядно это проявляется в луврском «Терновом венце» и большой картине венского музея «Се человек». Характеризуя в «Хронологических выписках» основные причины упадка Венеции, Маркс отмечает значение следующих моментов — рост мощи турок, образование больших (уже не феодальных) монархий и вытеснение венецианской торговли португальцами и испанцами. Богоматерь с телом Христа – зеркальное отражение группы Микеланджело и увидена эта группа не фронтально (как это было в эпоху Высокого Возрождения), а несколько сбоку, что придает дополнительную динамику. Это, словно, мощный скорбный крик в совершенной тишине мира.
Подобно тому как образный строй поздних произведений Тициана включает в себя только человека, как фантом, возникающего из хаоса вселенной и обреченного в нем на неизбежную гибель, так и колорит старого мастера строится на цвете человеческого тела, в тревожном мерцании множества оттенков повторяющемся и растворяющемся в тонах одежды, пейзажа, фона («Святой Себастьян» в Эрмитаже, «Святая Маргарита» в Прадо, «Тарквиний и Лукреция» и «Пастух и нимфа» в Вене). Их образы мягче, грациознее, но и изнеженнее. Правда, морское могущество Венеции было сильно поколеблено, ее экономика неуклонно падала. У него почти получилось, да вот школа закончилась, да и разбежались все. Но это полотно было последним его творением и дошло до нас в единственном экземпляре.
Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Недаром Аретино, мечтавший о раскрепощении писателей и художников от двора и о более тесной связи искусства с народом, обосновался в Венеции. Когда же мастер возвратился на родину, он с горечью должен был констатировать, что крупные официальные заказы (во Дворце дожей, в Скуола ди Сан Рокко, в церкви Сан Себастьяно) передавались не ему, а его молодым соперникам. Эти элементы помимо ряда мифологических картин («Венера перед зеркалом», «Венера с органистом», «Венера с лютнистом», мадридская «Даная», «Диана и Актеон», «Диана и Каллисто» и др. ) заметно сказываются и в некоторых поздних портретах Тициана, например в дрезденском «Портрете Лавинии». Позднее, в связи со все углубляющимся противоречием между идеалом и действительностью, со все более обостряющейся субъективной окраской мировосприятия мастера портрет перестает быть в центре его внимания (может быть, за исключением автопортрета) и свое главное выражение творческие замыслы Тициана находят в «поэзиях» и особенно в религиозных композициях.
В последней, предсмертной картине Тициана «Оплакивание Христа» (законченной Пальмой-младшим) в образе Магдалины с огромной силой воплощена нераздельность физического и духовного начала, героическая целостность страдающей, трагически одинокой, но борющейся человеческой личности. Выражение лица скорбно и одновременно гневно.
Мастер отказывается от тех чистых, сильных, но несколько отвлеченных красочных звучаний, которые он так охотно использовал в предшествующий период и обращается к более конкретным, но и более сложным и тонким оттенкам тонов, применяет сочетания сходных красок и стремится подчинить колорит каждой картины какому-нибудь одному главенствующему красочному аккорду (например, зелено-голубому с золотом в портрете «La Bella» или фиолетово-красному в портрете Ипполито Медичи и т. п. ). Историками изучающими эпоху Возрождения, считается, что эта картина была последней работой этого известного живописца Возрождения. В этой связи следует обратить внимание еще на одну особенность поздних мифологических картин Тициана.
Венеция была единственной итальянской республикой, сохранившей независимость от Испании. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
Далее непонятно: то ли существовало две таких работы, то ли Тициан, создав полотно, решил оставить его для себя. Пятидесятые годы XVI века знаменуют начало заключительного этапа в творческом развитии великого венецианского мастера.
И очень боялся, что не окончит ее. Единственное, что указывает на святость изображённых – нимбы над головами. Не случайно также, что в этот период место больших алтарных картин занимают повествовательные композиции в духе старой венецианской школы, написанные для филантропических братств («Введение во храм», находящееся теперь в Венецианской академии, было исполнено в 1534–1538 годы для Скуола делла Карита).
Для творчества Тициана сороковых годов характерно более резкое, чем раньше, разобщение жанров (портрет, религиозная картина, «поэзии»), развивающихся каждый своим самостоятельным путем, а также значительно большее, чем раньше, можно сказать, господствующее место, которое художник в этот период уделяет портрету. Меня же мучают кошмары». Как волнующие, близкие и все же недосягаемые видения, скользят поэтические образы мастера мимо зрителя. Венеция в ту пору была главным очагом национального объединения, центром противодействия феодальной реакции, единственным оплотом прогрессивных сил в Италии (недаром в Венецию устремились такие передовые деятели культуры и искусства, как Клеман Маро и Антонио Бручоли, как Аретино и Сансовино).
Они лишены наброска святости, смирения, традиционных для религиозных полотен. О своеобразной живописной технике поздних произведений Тициана сохранилось много красноречивых свидетельств современников (Вазари, Дольче, Ломаццо и другие), подробное описание М. Боскини со слов ученика Тициана Пальмы-младшего, восторженные отзывы ряда выдающихся живописцев. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Так, если пятидесятые годы в творчестве Тициана отмечены безусловным преобладанием «поэзий», то в самый последний период жизни его господствующим жанром становится религиозная картина. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Наконец, в двадцатых годах совершается важный перелом и в портретном искусстве Тициана. Больной, усталый, близкий к отречению император в последнем порыве энергии сам садится на коня, чтобы руководить войсками, — и побеждает.
Но первого Тициан Вечеллио прогнал от себя, чтобы не подавить его талант второй -- потолкался несколько лет в Венеции и получив прозвище Эль Греко, сам уехал в Испанию, за своей звездой. Характерно, однако, что и здесь, сравнивая автопортреты Тициана около 1550 года (Берлин) и около 1565 (Мадрид, Прадо), мы улавливаем резкий перелом в оценке взаимоотношений человека и окружающего мира: от героически приподнятого, действенного самоутверждения в борьбе с окружающим враждебным миром — к величавому самоуглублению, к трагическому одиночеству и замкнутости. Высказывания Вазари в его «Жизнеописаниях» и письмо антиквара Никколо Стоппио к Максу Фуггеру 1568 года столь же красноречиво об этом свидетельствуют, как и проделки учеников, пытавшихся, по словам Зандрарта, «исправить» живопись старого мастера. И была у нас с Сырожей взаимная неприязнь и недопонимание.
Вот со всеми в классе у него гармония, а со мной нет. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Впервые Тициан прибегает к ночному эффекту. Центральная Европа и особенно Германия, еще находилась в прежней торговой зависимости от Венеции ее сельское хозяйство было поставлено выше, чем где-либо в Италии ее развитое ремесленное производство (ювелирное и оружейное дело, стекло, бархат, кружева и т. д. ) переживало блестящий подъем.
Но все же – он мужчина, а она женщина. На картине «Благовещение» рядом со своей подписью он дважды ставит слово fecit — сделал, сделал, как будто бросает вызов всему миру. Как и в «Мадонне Пезаро», композиция построена по диагонали, направленной из глубины на зрителя и пересеченной встречными направлениями (спутник Петра устремляется вверх, ангелочки с пальмовой ветвью — вниз). Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Народность искусства Тициана, которая в двадцатых годах проявлялась в воплощении больших общенародных идей и чувств, теперь сказывается в обращении мастера к конкретным образам простого народа и народной жизни (пастух со стадом и крестьянская хижина в лондонской и луврской «Мадонне», старуха с корзиной во «Введении во храм», нищий в «Святом Иоанне Милостивом» и т. п. ). Огромная сила тициановских портретов сороковых годов заключается именно в глубоком проникновении в историческую обстановку, в правдивом, реалистическом раскрытии исторического содержания образов, в их социальной направленности. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Венеция потерпела в этой войне ряд тяжелых поражений и вынуждена была принять унизительные условия мира (1540).
А потом стал я замечать, что Сырожа пытается всех настроить против меня. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. В эти последние годы своей жизни, несмотря на обилие учеников и широко поставленную работу мастерской, Тициан все более замыкается в одиночестве. Наиболее приемлемым вариантом года рождения считают период с 1488 по 1490 год.
И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Безусловно известную роль здесь сыграло длительное отсутствие Тициана. Христос – юный и тщедушный, Богоматерь – большая и мощная.
В 1542 году Лойола выступает с проповедями в Сан Сальваторе. Скульптуры на этот сюжет чаще всего делали за Альпами, в Италии же довольствовались живописью. Очень часто при этом композиция выглядит комично: попробуйте разместить фигуру взрослого мужчины на хрупких женских коленях. При сравнении двух картин на эту тему сразу же бросается в глаза, как в позднем варианте «Мучения святого Лаврентия» упрощена сложная борьба различных источников света, как смягчена резкость движений и ракурсов, как последовательно построенная архитектурная перспектива сменилась обобщенным силуэтом темной арки и как, наряду со сгущением мрака и угасанием трепетного, неверного света чадящих светильников, нарастает сгущение переживаний в картине. Сын -- лентяй. Христос при этом значительно меньше ростом, чем Богоматерь, но это не бросается в глаза.
Некоторые черты стиля позднего Тициана сказываются уже в раннем варианте «Мучений святого Лаврентия». Родился в достаточно обеспеченной и родовитой семье в провинциальном местечке Пьеве ди Кадоре области Беллуно Венецианской республики. Когда был я маленьким мальчиком и учился в школе, был у нас в классе мальчик Сырожа. Недаром портрет занимает такое незначительное место в творчестве Тициана после 1550 года.
В этих работах «для себя», вопреки все нарастающей волне феодально-католической реакции, захватившей в те годы и Венецию, Тициан вновь, с необычайной настойчивостью и последовательностью, возвращается к идеалам своей юности, к гуманистическим традициям Возрождения, к прославлению героического человека. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Чрезвычайно показательно для напряженных социальных отношений в Венеции на рубеже тридцатых и сороковых годов выступление в 1541 году патриция Бернардо Капелла, требовавшего права доступа в Большой совет представителям не только аристократических фамилий — права, уничтоженного еще в 1297 году постановлением о «Золотой книге» (перечень фамилий венецианских нобилей, пользующихся правом участия в Большом совете). Тем не менее идеалы гуманизма переживают в Венеции сороковых-пятидесятых годов глубочайшие изменения.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. В религиозных композициях пятидесятых годов наряду с теми качествами, которые мы отметили раньше и которые составляют основу художественного мировосприятия позднего Тициана, проявляются и абсолютно чуждые существу его творческого облика элементы преображенных небесных видений, связанные в свою очередь с оттенком искусственного смирения и самоуничижения человека (обетная картина семейства Вендрамин, Лондонская Национальная галерея «Поклонение святой Троице», Мадрид, Прадо «Явление Христа Марии», приходская церковь в Медоле «Сошествие святого духа», Венеция, Санта Мария делла Салуте). Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», 1514-1515), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-1518) сменяются психологической остротой образов («Ипполито Риминальди», 1528), напряженным драматизмом («Се человек», 1543) их беспощадной правдивостью («Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545-1546). Несомненно, Пьета считается одной из величайших картин мирового художественного наследия. Так вот теперь каждый вечер Орацио зажигал перед «Пьетой» свечи и оставлял отца, чтобы он мог побыть наедине с Богом.
То обстоятельство, что Тициан пережил самый коренной перелом своего стиля в возрасте почти восьмидесяти лет, указывает на абсолютно исключительную творческую энергию мастера.
В одной из последних картин Тициана — «Коронование терновым венцом» — краска совсем растворила твердую пластическую форму. Сороковые и пятидесятые годы XVI века знаменуют решающийперелом в развитии венецианской живописи. Библейский сюжет. На первый план выступают, развивая бурную деятельность и завоевывая себе громкую известность, художники младшего поколения — Веронезе, Бассано, Тинторетто. Начало военным неудачам Венеции положила так называемая «Священная лига» против турок, организованная итальянскими герцогами в 1538 году.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Точная дата рождения неизвестна. Венеция все более стушевывается в результате крупных столкновений на суше и на море, происходящих в сороковые и пятидесятые годы и заканчивающихся миром в Като-Камбрези (1559) и окончательным утверждением испанского владычества в Италии. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим.
-- «Счастливый, -- сказал царь, -- Господь к Вам благоволит. Существенные изменения происходят также в колорите Тициана.
«Да, где мои девяносто лет, о которых с таким упоением пишет Вазари. » Только двум ученикам он мог бы доверить завершение полотна -- Якопо Тинторетто и Доменико Теотокопули. Он одержал блестящую победу над ними. А тут с месяц назад узнаю что от ПИДЕРАСТ, за щеку берет и жопа у него больная. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам.
Родился в родовитой семье и первые шаги в искусстве сделал в мастерской мозаичиста Себастьяно Дзукатто. Статуя Моисея, высеченная из камня, действительно впечатляет. В этот период Тициан не только пишет развернутые пейзажные фоны для своих религиозных и мифологических композиций (особенно своеобразны пейзажные фоны в алтарной картине анконского музея и в «Мадонне со святой Екатериной» в лондонской Национальной галерее), не только разрабатывает пейзажные мотивы в ряде рисунков, но и создает самостоятельные пейзажные картины («Пейзаж со святым Иеронимом» в Лувре, «Пейзаж со стадом» в Хемптон Корте в Лондоне).
На надгробии художника картина никогда не была, она выставлена в венецианской галерее. Вместе с тем в Венецию все сильнее проникают веяния католической реакции.
В поздних «поэзиях» Тициана нет прежней героической мощи, нет бьющей через край жизнерадостной энергии, которые можно наблюдать еще в неаполитанской «Данае» и «Венере с амуром» (Уффици). Творчество Тициана двадцатых годов (несмотря на то, что художник и в это время, как и на протяжении всей своей деятельности, остается по преимуществу живописцем человека) знаменует собой новую веху в развитии пейзажа. Оплакивание Христа. Знаю Сырожу, часто по телевизору показывают, да и вы его наверное видели. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Еще заметнее перемена в религиозных и мифологических композициях тридцатых годов («Введение во храм», «Мадонна с кроликом», «Венера Урбинская», «Венера из Пардо» и др. ).
Бьондо, А. -Ф. Именно в это время закладываются основы нового портретного стиля мастера. Здесь парадный стиль Тициана находится в полном соответствии с темой. Основное же свойство позднего Тициана заключается в стремлении к монументализации образа единичного, обособленного человека, в отказе от конкретного изображения окружающей среды. Искусство Тициана тридцатых годов становится богаче оттенками, шире по своему размаху — образный строй мастера охватывает теперь явления не только исключительные, прекрасные и возвышенные, но и обыденные интимные, уютные — и вместе с тем, не лишаясь присущей Тициану в двадцатые годы величавости образов, приобретает незнакомый раньше мастеру оттенок теплоты и сердечности. Все чаще художник наталкивается на непонимание и резкую критику.
Необычайная осязательность отдельных фигур, могучих тел, широких жестов, ярких одеяний, кусков архитектуры сочетается с некоторой надуманностью композиции, с эффектом театральной инсценировки и даже с элементами шаржа и гротеска (Пилат, похожий на Аретино, толстый фарисей и т. п. ). Героизация человеческого образа привносится в них извне путем пояснительных атрибутов («Герцог Атри» в Касселе, «Мужчина с пальмовой ветвью» в Дрездене, «Антиквар Якопо де Страда» в Вене) и превращается подчас в мнимую значительность, в искусственное сочетание самоуверенности и самоуничижения (обетная картина семейства Вендрамин, около 1550 года, в Лондонской Национальной галерее). Тициан создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», 1554 «Диана и Каллисто», 1560).
Разумеется, венецианская свобода была очень относительна. Достаточно вспомнить длинную пологую лестницу, развернутую параллельно плоскости картины и тщательную разработку узорной кладки стены во «Введении», цветы в руке «Венеры Урбинской», собачку у ее ног и эпизод со служанками у ларя в глубине интерьера, не говоря уже о самом образе Венеры, столь близком по мотиву к «Венере» Джорджоне и столь далеком от нее по замыслу.