Проводится анализ картины Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» в свете мистицизма любви – популярного течения в позднесредневековом и ренессансном католицизме, развившегося во многом на основе комментариев к библейской книге «Песнь Песней». «кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом. Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, – один из шедевров Эрмитажа.
Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными. Эта эротика скорее физическая, нежели сексуальная и выделяет сердце как эротический центр. Однако любовь земная и телесная тоже находила себе достойное место в их взглядах если, конечно, эта любовь была в рамках отношений, одобряемых Богом и Церковью.
и, усиливаясь, могут постичь то, что они находят». Необычно исполнение картины. Однако, каков смысл такого чувственного изображения. Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. И дотронься до Его шеи, невыразимо приятной, в соответствии со сказанным: «Вкуси и увидишь, что благ Господь».
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Бога и своего ближнего. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Оба автора считают, что религиозный энтузиазм имеет сексуальные причины.
На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. Брачная символика «Песни Песней», которая наложила печать на позднесредневековые тексты, посвященные Магдалине, проступает в тех чертах облика святой, которые напоминают зрителям об особой близости Марии к ее небесному Возлюбленному. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Б. Ай-кема полагает, что Тициан написал свою Магдалину «настолько чувственной, насколько это возможно» из соображений морали: зрители должны преодолеть искушение плотских желаний, вызываемых произведением и осознать, что перед ними кающаяся грешница, которая решила оставить мир. Плотское желание представляет собой только вторичный аспект любовного чувства. Магдалина представлена читателям полной очарования – у нее «поразительной красоты тело, великолепные манеры и чрезвычайно приятная речь». К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
Основание же средневековой «зрительной» эротики лежит в убеждении, характерном еще для Античности, что операции ума или души зависят от воображения, опирающегося на зрительные образы. Она держала и ласкала их долгое время, затем только отпустила». Кающаяся Мария Магдалина. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему.
Ее прошлые грехи едва упомянуты – это проступки юной особы, которая ошибочно увлеклась плотскими удовольствиями и удалилась «от Бога, ее родной страны». Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества.
«Житие» изображает Магдалину в пустыне не как кающуюся грешницу, но как возлюбленную, тоскующую о своем любимом: «Но кто может описать, как друг Спасителя проводила свою жизнь в воздыханиях и томлении, даже притом, что она часто наслаждалась обществом ангелов. Переход от «зрительной» к «генитальной» эротике характерен для сочинений таких авторов, как Генри Мор и Джонатан Свифт и связан с критикой религиозного воодушевления. Жениху. Национальная галерея Шотландии. Например, Руперт Дьюпский в своем комментарии на «Песнь Песней» (5:4) («Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину и внутренность моя взволновалась от него») привлекает внимание читателей к сердцу как сосредоточию любви: «Возлюбленный, видимый ночью в видении, удивительным образом просунул свою руку в ее грудь.
Однако в позднем Средневековье и Возрождении развитие мистической и сакраментальной тенденций в Церкви повлекло за собой изменение акцентов в образе святой, выдвинув на передний план эротические мотивы, отождествляющие Марию с Невестой из «Песни Песней». Более о нем ничего не известно. Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222).
Удовлетворение желания ведет к радости и наслаждению. «Кающаяся Мария Магдалина».
В сцене обращения Марии Христос говорит ей: «Твои грехи прощены: жар твоей любви сжег твои прегрешения». Святая видит «Его – Иисуса Христа, ее единственное желание», Кто пришел, чтобы взять ее с Собой на небеса и слышит Его слова: «Приди, Моя возлюбленная и Я посажу тебя на Моем троне, так как Царь возжелал твоей красоты». Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. 1500-х гг. ) (зал 217). Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. С жадностью ловит их служанка.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). По их мнению, это своего рода болезнь, вызванная «направлением спермы от чресл вверх».
написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Руперт Дьюпский описывает привлекательность Жениха из «Песни Песней» следующими пылкими словами: «Открой свои глаза, свои духовные очи для того, чтобы увидеть этого Возлюбленного, увидеть Его золотистые волосы, Его сверкающие глаза, Его поразительные щеки, Его сияющие безупречные губы, Его гладкие золотистые руки, Его живот слоновой кости, украшенный сапфирами, Его прямые ноги. Можно сказать, что язык ума и души визуальный: не слова, но образы. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Мистики утверждали, что духовный союз Бога и души сопровождается чарующими ощущениями, похожими на ощущения испытываемые на физическом уровне, но гораздо более сильными. 190, 3 x 207 см. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Согласно Вильяму Тьерскому, «даже после того, как человек стал духовным, он, тем не менее, разделяет наслаждения телесной любви, которые естественны для него». Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. В двадцатых годах Тициан, картины которого стали символом города, был признан лучшим живописцем Венеции. Они согласны с Хоупом, что «религиозное содержание составляет решающе незначительный элемент» в художественном строе полотна.
В соответствии со «зрительной» эротикой любовь имеет свое начало в объекте желания, преимущественно в глазах. В мастерской у Беллини он познакомился с Джорджоне, которым долгое время восхищался и стремился подражать его легкой манере. Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему «Житию»: проступки Магдалины прощены не ради ее покаяния, но ради ее любви – это любовь очищает душу, выжигая грех.
Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана. Вот таким образом они представляли Невесту как идеальную фигуру и призывали читателей подражать ей.
Более того, автор «Жития» подчеркивает не только любовь Марии к Христу, но также любовь Иисуса к Марии.
По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Возрождение. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции.
Пасхальная проповедь на тему Воскресения (Ин. Тициан был величай- шим художником Венеции. Вот таким образом автор ярко описывает, как Иисус плакал, когда Он увидел горе Марии после смерти ее брата Лазаря и как после Своего Воскресения Христос спешил успокоить Магдалину, так как Он «искал ее даже более страстно, чем она искала Его». К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Оно должно вести человека от земли к небу.
Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Препятствия на пути к достижению этой цели только усиливают желание, открывая дорогу для более глубокого постижения божественной правды, более страстного слияния с Творцом. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Более того, наслаждение является ключом к познанию.
С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Воистину, я говорю, она сгорала от желания, стремясь быть с Христом». Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса. В Православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу.
Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Смысл картины при этом совершенно не искажен. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант.
Оба типа желаний производят в любящем человеке одинаковое ощущение томления и стремления к союзу с объектом любви. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Эдинбург.
Св. Связь между святой и возлюбленной из «Песни Песней» прослеживается не только в текстах этого времени, но также в изобразительном искусстве. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. Решающую роль в формировании позднесредневековой духовности сыграли образы из библейской «Песни Песней». Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Так, св. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Яркая чувственная образность текста «Песни Песней», снабженная духовным комментарием, служила прекрасным средством для возбуждения и направления способности любви к ее истинной цели -божественному Жениху. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней».
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Прижав их к своей груди и губам, она нежно обсушила их. Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью.
Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Почему же она снова наклонилась, снова желая увидеть. Италия. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. Акцент на женском начале в «Песни Песней» соответствовал намерению комментаторов актуализировать атта читателей и привлечь внимание разума к эмоциональной жизни души. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Само вознесение описано в «Житии» словами, напоминающими строки из «Песни Песней».
Говоря метафорически, спасение души было результатом «действий новой Евы, женщины, живущей внутри каждого человека, Невесты Христа». Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.
ной», от «генитальной» эротики более позднего времени, связанной с сексуальностью. Какую нежность она испытывает, когда они, оба раздетые, обнимают друг друга.
Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. смерти Христа описано не как горестное сожаление ученика о потере учителя, но как отчаяние возлюбленной, потерявшей любимого. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса.
Бернард писал: «Твое отношение к твоему Господину Иисусу должно быть нежным и интимным, чтобы противостоять притягательным соблазнам чувственной жизни: сладость побеждает сладость». Холст, масло. «Кающаяся Мария Магдалина» (1530-1535, Флоренция, Палаццо Питти) кисти великого венецианского живописца Тициана не раз привлекала к себе внимание исследователей в силу чрезвычайно чувственного изображения святой.
Эти образы зависят от опыта, получаемого с помощью физических чувств. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Таким образом, Хоуп и Айкема связывают чувственность изображения Магдалины с желанием художника вызвать преимущественно сексуальный отклик у зрителей, который в результате или разрушает религиозный смысл картины или вынуждает воспринимать образ как провокационный, направленный на проверку их добродетели. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам.
Эти тексты формируют образ святой, в значительной степени отличный от того образа Магдалины – «типичной грешницы», что преобладал в ранний период католицизма. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини.
Мистики в своих текстах уделяли внимание преимущественно любви небесной. Вот таким образом, например, эротический язык «Песни Песней», повествующий о физической любви влюбленных, снабженный аллегорическим толкованием, может выражать глубокое религиозное чувство. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Тициан. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Некоторые исследователи считают, что картина была написана для того, чтобы порадовать взгляд зрителя-мужчины видом женской обнаженной и «доступной» натуры. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Автор утверждает, что Магдалина отдалась радостям земной любви только на короткое время и затем «поспешила вернуться к благодати». 20) изображена рядом с фигурами возлюбленных из «Песни Песней».
Бернард Клервосский восклицает: «Как прекрасен ты, Господь Иисус. ». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218). Правая рука Магдалины покоится на груди. В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. Прославление земной красоты человека, сильного духом и глубоко чувствующего, лежит и в основе образа Марии Магдалины, хотя в данном случае Тициан писал картину уже не на мифологическую тему, а на евангельскую.
Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. «Житие святой Марии Магдалины и ее сестры Марфы» прославляет Марию, как «зеркало всей святости», как «восхитительную возлюбленную Христа, нежно любимую Им». Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем и для кого тот выполнил ряд картин.