Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, – один из шедевров Эрмитажа.
Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи.
Особенно примечателен на теплом фоне холодный желто-зеленый блик, расположенный на лбу черепа. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Необычно исполнение картины.
1500-х гг. ) (зал 217). В данной картине прочитывается много символов. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя. Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. 190, 3 x 207 см.
Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). Мы с трудом видим всю массу. Правая рука Магдалины покоится на груди. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. Теплые тона кожи выделяются на фоне более холодных стен грота: коричневых с розоватым оттенком.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218). Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. «Кающаяся Мария Магдалина». То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант.
Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины. Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник. Тициан был величай- шим художником Венеции. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи.
Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Эдинбург. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. Италия. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная».
Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». На мой взгляд, образ, написанный А. Г.
Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом.
Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Голубой, синий – цвет накидки Магдалины -- цвет Богородицы, означает чистоту и праведность, символизирует глубину откровения. В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо. С этим образом связано множество легенд и преданий.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды.
Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка.
Свет падает сверху слева. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры.
Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см). Действие происходит в гроте пещеры.
Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Холст, масло. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью.
Задний план приглушенный темный, без особой проработки. Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. Но особенный акцент сделан на образе Марии. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Национальная галерея Шотландии. Свет касается и пространства картины – стен грота. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок. Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ. Колорит работы намеренно сгущен автором. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты.
Тициан. Более о нем ничего не известно. В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Пространство ограничено стенами грота. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Рядом изображены стеклянный кувшин и череп — символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти.
Формат изображения – вертикальный. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами. Кающаяся Мария Магдалина.
Если на мгновение закрыть этот момент, то мы отметим, что в картине уже нет такого движения, устремления вверх. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини.
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.
Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Ее золотистые волосы разметались блестящими струями по груди, частично прикрывая полуобнаженное тело. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна. С жадностью ловит их служанка. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств.
Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. Картина выполнена в теплом колотите. Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.
Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Материалы работы – холст, масло.
Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет. Возрождение. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование.
Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. В символике череп-эмблема смертности человека.
Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета. Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Смысл картины при этом совершенно не искажен. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем.
Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Зритель смотрит на работу как на святой образ. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Еще правее видны листья растения. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.
.