В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Им стал Климент VIII.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом». В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное.
Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий.
Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве. Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде». Как пояснил наставник, картина Тициана являет собой яркий пример чёткого разграничения между внутренним рисунком, выражающим главную идею произведения и рисунком внешним, сотворяющим форму.
Холст, масло. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Но после ряда проигранных сражений Миланское герцогство распалось и с 1535 года стало частью империи Карла V, а затем перешло к его сыну Филиппу II.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. 1520-1522. Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). С наступлением переходного возраста в нём стала проявляться склонность, которую Фрейд в работе «Леонардо да Винчи. По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю.
Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах.
к творчеству мастера. Эти черты в полной мере проявились уже в полотне «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ), в котором фигуры двух женщин раскрывают разные аспекты торжествующего чувства. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Дерево, масло.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Друзья часто собирались в большом доме художника на Бирри Гранде, куда он переселился сразу после смерти жены. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского.
По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
1514. И мудрецы и императрица были казнены за это. В работах учеников Леонардо он видел стремление выявить объёмность формы посредством светотеневой моделировки.
Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. Моделью или возлюбленной художника. Широта торговых связей, обилие накопленных богатств, опыт кораблестроения и мореходства, развитие ремесел определили расцвет технических наук, естествознания, медицины, математики. Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения.
Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Такое ему приходилось видеть и раньше. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Кто была эта золотоволосая незнакомка. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. На первом мы видим апостолов. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Он был очень дорогостоящим художником, но его работы стоили тех денег, которые ему платили.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Не остался в стороне и кинематограф. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Недаром и сейчас нелегко различить некоторые полотна обоих мастеров, а одна из первых картин Тициана «Концерт» (1510-е гг. ) долго приписывалась Джорджоне.
Св. В самом выборе имени младенца уже была некая предопределённость, продиктованная временем, когда римская церковь объявила войну всем врагам истинной веры и, как никогда, нуждалась в воинах и защитниках. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад.
Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением. Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным. «Любовь земная и небесная».
Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности. Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов.
Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Род Меризи был довольно многочисленным. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Прекрасное и сильное тело мертвого Христа вызывает в воображении зрителя представление о мужественном герое-борце, павшем в бою, а отнюдь не о добровольном страдальце, отдавшем свою жизнь во искупление человеческих грехов. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи. Тициан и сам тогда был влюблен.
Марка. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
Он пишет большие алтарные полотна. Тициан долго раздумывал над сюжетом. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Дома их ждал непочатый край дел.
К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов.
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы. их не было.
Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Венеция стала крупнейшим центром издательской деятельности в Европе. Национальная Галерея, Лондон Тициан пробует силы в разных живописных жанрах, легко усваивая разнообразные художественные форматы. Единственной женщиной, вызывавшей у него не только интерес, но и обожание, была подруга матери маркиза Костанца Колонна.
Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника. Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Молодой Тициан получил блестящее художественное образование.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика.
Картина имеет три уровня. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Так утверждали венецианские знатоки.
На причале венецианские друзья устроили им проводы. Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство. Золотые насыщенные тона в изображении человеческого тела теперь навсегда останутся в его палитре.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования.
Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Мраморный бассейн своими очертаниями напоминал саркофаг Адониса, мифического возлюбленного Венеры, убитого на охоте разъяренным вепрем. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Юный Микеланджело получил необходимые профессиональные навыки владения рисунком, построения композиции, равно как и первые знания законов перспективы и умелого использования светотени. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». Вместе с младшим братом он пропадал там часами. Мифологическая окраска не лишает образ жизненной конкретности. Показательно в этом отношении полотно «Вакх и Ариадна» (1523 г. ).
Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века. 1520-1522. Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой». Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться». Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно». Уже в годы пребывания в мастерской Петерцано, продлившегося, по всей видимости, больше четырёх лет, оговоренных контрактом, у пытливого ученика стали проявляться задатки будущего бунтаря и ниспровергателя авторитетов имеющего свой независимый взгляд на вещи. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
В 1530-е гг. С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места. По-видимому, сводная сестра Маргарита уже была к тому времени замужем, получив свою долю в качестве приданого и ни на что не могла претендовать. Венеция времен Тициана была одним из центров передовой культуры и науки своего времени.
Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тесей и Минотавр» (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры.
В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере».
1516-1518. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. Работа имела большой успех.
А венецианские женщины. В очень лаконичной форме это полотно рассказывает об извечной борьбе добра и зла. К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили. «Вакх и Ариадна». Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
Те же чувства разделял и Аурелио. Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика. Расходы значения не имели. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
В дальнейшем, у позднего Тициана и особенно у Тинторетто, жизнь природы как воплощение хаоса стихийных сил вселенной приобретает независимую от человека и часто враждебную ему силу существования. «Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу. Дрезденская Картинная Галерея.
Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые». Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма.
Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика.
Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи. Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием. Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини.
Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан). Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь. С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать.
Галерея Боргезе, Рим. После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Любое посягательство на неё каралось смертной казнью.
Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио.
Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам.
Тут нет ничего от мистики, экзальтированного ведения, чуда. Душа — навсегда — живописи. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538—1600). Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны.
И он был прав. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи.
Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Однако молодая женщина, напротив, сумела обратить в свою веру мудрецов, посланных правителем, чтобы убедить ее торжественно отречься. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам.
В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции. Холст, масло. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Эти три знаменитые семейства Италии на многие десятилетия сделались постоянными заказчиками художника.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. В том же соборе внимание Караваджо привлекло монументальное полотно Веронезе, только что скончавшегося в ночь на 19 апреля 1588 года сразу после Пасхи, которая в тот год выдалась непривычно холодной и дождливой. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. «Мадонна со святыми и членами семьи Пезаро».
Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни.
Это влияние ощущается в его живописи сильнее, чем заимствования из стиля учителя, Дж. Беллини, мастера, который очень постепенно осмысливал проблематику Высокого Возрождения. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле. Он – первый представитель зрелого Ренессанса в венецианском искусстве. «Портрет молодого человека с перчаткой». Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Его кисть рождала шедевр за шедевром.
Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Но куда там. Достоверно известно лишь одно — одновременно, но не по собственной воле в Вечный город направился Джордано Бруно. В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году.
Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало. Для юного Меризи это была счастливая возможность познакомиться с ломбардской школой живописи, которая хранила верность реалистическим традициям, хотя так и не сумела до конца отрешиться от влияния маньеризма.
Тихий городок Караваджо с его приземистыми похожими друг на друга домами, напоминающими крепости, затерялся на просторах Паданской равнины в окружении садов, виноградников, тенистых рощ тутовых деревьев и обширных бахчей. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро». Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). В то время тот работал над мозаиками собора Св. Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках.
Он вечно нуждался и залезал в долги. Сам он Платона не читал – не знал древнегреческого, а над рассуждениями о бестелесной любви смеялся.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». В полотне «Венера Урбинская» (1538 г. ) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне. Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. С ее помощью он намечал подготовительный рисунок, определял форму, выбирал и сопоставлял тона. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Размах торговых связей Венеции был огромен.
Но не следует забывать другое. Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. Ц. Санта Мариа Глориоза деи Фрари, Венеция. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление. Холст, масло.
За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка. Расставание было сердечным и грустным. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346).
И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя. Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света.
В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Не остались вне его внимания работы других миланских мастеров, которые принадлежали к великой школе Леонардо, в том числе Мельци, Соларио, Фоппа и Больтраффио. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе. Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду.
Богатство Республики росло. В Венеции был – Тициан. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. 20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. Успевая быстро управиться с порученным делом в дневные часы, он с наступлением сумерек обретал свободу и предавался гульбе с новыми друзьями. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза.
Он был и льстец и тонкий психолог. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант.
В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. творчество Тициана обогащается новыми оттенками. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Музей Лувра, Париж.
Ей он принадлежал безраздельно. В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ.
Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Он просто наслаждался ею. Но вернёмся к подростку Микеланджело. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. После этого лев стал его постоянным спутником.
Это им Европа была обязана модой на ажурные кружева, зеркала и драгоценное стекло местного производства, меха и речной жемчуг из заснеженной Московии, персидские ковры и китайский фарфор, серебряные столовые приборы из Византии. Лючия верила в счастливую звезду своего любимца и продолжала баловать его, ни в чём не смея отказать и призывая сына только быть более сдержанным с людьми и благоразумным. Они ничем не отличаются от людей.
Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Он насчитывал более трех тысяч судов. «Динарий кесаря» (1515-1520 гг. ) – классический пример подобных произведений. Однако в отличие от Леонардо, у которого Фрейд углядел этот комплекс с самого раннего детства, маленький Микеланджело плохо помнил отца, которого дела постоянно удерживали в Милане.
Строительные работы продлились до конца XVII века и одним из руководителей стройки был двоюродный брат отца Микеланджело. Имя его стало известным. Другая, абсолютно обнаженная, чью роскошную наготу подчеркивал алый шелковый плащ, держала в руке чашу с курившимися благовониями. Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить. Нет «джорджоневской тишины» и в его «Вакханалиях», в частности в «Вакхе и Ариадне» (1532).
Вакх быстро и легко спускается с колесницы навстречу девушке.
Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров. В ту пору любые поездки были далеко не безопасны.
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.
Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой». «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Эту особенность в ученике заметил ещё его учитель Петерцано, старавшийся как-то смягчить юнца, а иногда строго выговаривая ему за излишнюю горячность и неуступчивость в спорах с товарищами по мастерской. «Динарий Кесаря». 1516. О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной.
По своему значению, по месту в развитии искусства искусствоведы ставят эту картину в один ряд с Сикстинской мадонной» Рафаэля, написанной им почти в те же годы: 1515 – 1519 (Картинная галерея, Дрезден). «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Неизвестно, где он шатается допоздна.
Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан. Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство. Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах»14.
Тициан поистине мыслил краской. Без сомнений работа Тициана произвела сильное впечатление на будущего художника, надолго сохранившись в его памяти и не раз всплывая в сознании. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Св. В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Его отпрыски, рассеянные по всей округе, были в основном священниками, нотариусами или строительными подрядчиками. Присутствуют на картине и красные тона.
ц. Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем. Оставалось только одно — направиться на берега Тибра. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Однажды ему удалось уговорить сердобольную родительницу о выделении в его распоряжение одного из земельных наделов, который он собирался заложить или продать, чтобы расквитаться с долгами.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащён. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Лев — напоминает о легенде. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. За ними прочно закрепилось прозвище guacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие». Впрочем, внимательный глаз может и в произведениях этого раннего периода различить черты, свойственные только Тициану.
1519-1526. Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты». Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом»11. Его работоспособность была чудовищной. Испанское господство продлилось 170 лет. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио.
Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Особенно обаятельна головка мальчика. Иероним вытащил из ноги льва занозу. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. Он был очень доволен работой художника.
Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Второй раз Тициан так и не женился. Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария. Дерево, масло.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века.
Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Кроме уже упоминавшейся «Ассунты», можно назвать одно из самых декоративных произведений раннего периода, композицию «Мадонна семьи Пезаро» (1519-1526 гг. ) для той же церкви деи Фрари.
«Вознесение Богоматери» («Ассунта»). Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559).
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Мощной динамикой композиции, динамикой раскрытия душевного состояния человека отличается огромное полотно «Вознесение Марии» («Ассунта»), выполненное Тицианом в 1518 г. для церкви Санта Мария Глориоза де Фрари. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать.
Тициан органично освоил систему выразительных средств Джорджоне, его понимание гармонии. Для будущего художника это было потрясением. Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия. Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника.
Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Сперва Юбилейный год отмечался раз в столетие, но по мере роста аппетитов Ватикана это событие стали отмечать каждые 25 лет.
После его смерти Тициан, к слову, закончил его знаменитую «Спящую Венеру», написав пейзажный фон. Но верный своей натуре ябеда Фабрицио рассказал матери о случившемся и мальчиков долго ещё не подпускали к конюшне. Став профессиональным художником, он вынужден был работать в городе, жившем в условиях беспросветной нужды и порождённого ею зла и жестокости.
Укажем на ещё одно загадочное совпадение. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму.
Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Но насколько реалистичнее Тициан трактует свою модель.
Понимая тщетность любой попытки как-то устроиться, он никому даже не пытался предлагать свои услуги. Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг. ). Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» — «Вознесении Марии» (1518 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). Картина дошла до нас в своём первозданном виде.
ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Имя этой женщины осталось неизвестной. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль.
В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Хотя сюжеты подавляющего числа написанных им картин черпались из Священного Писания — главного источника вдохновения многих тогдашних художников, — но их толкование, как правило, шло вразрез с общепринятым пониманием и даже противоречило церковным канонам.