Тициан, безусловно, являлся и превосходным портретистом. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан. В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи». «конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана.
1540 — написана картина «Коронование терновым венцом» для миланской церкви Санта-Мария делле Грацие, где Тициан впервые увидел «Тайную вечерю» Леонардо. Думаю, он поднял бы кисть Тициана не менее любезно, но попросил бы избавить его от такого паблисити -- по крайней мере при жизни. Тициан. 1505 — Тициан открывает собственную мастерскую в квартале Сан-Самуэле.
К числу бесспорных шедевров Тициана принадлежит Кающаяся Мария Магдалина. 22 декабря — в письме секретарю испанского короля Антонио де Гранвелы Тициан перечисляет отправленные картины, за которые ему не было заплачено. Название придумал Аретино, друг Тициана. Здесь хранятся картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, скульптуры Гудона, Кановы, Фальконе. В 1516 году Тициан стал официальным художником Венецианской республики.
Веронезе пишет «Брак в Кане Галилейской», где дает изображение Тициана в группе музыкантов. В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана. 10 мая — император подписал указ о присвоении Тициану дворянского звания графа Палатинского с вручением ордена Золотой шпоры.
Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Головы Христа, написанные величайшими художниками Европы – Джотто, Леонардо да Винчи, Мантеньей, Тицианом, Рубенсом, Рафаэлем и Веласкесом – кажутся поверхностными по сравнению с головой, написанной Рембрандтом. В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519 Мантуя, с 1523 Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция). В 1550-е годы Тициан, ранее не имевший соперников в Венеции и один олицетворявший всю венецианскую школу, уже работает рядом с достойными конкурентами — молодыми, полными энергии и масштабных творческих замыслов Веронезе и Тинторетто. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).
Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576. 12 июня — Тициан сообщает Филиппу II о нападении на его сына Орацио в Милане по заказу медальера Леони и требует наказания последнего. В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. 1581, 27 октября — сын Тициана Помпонио продал дом отца с оставшимися там картинами падуанскому патрицию Барбариго.
Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии. 1557 — Сансовино завершил возведение библиотеки Марчана и вместе с Тицианом отобрал семь живописцев для ее оформления. К античной легенде Тициан обращался несколько раз, начиная еще с 30-х годов.
1508 — совместно с Джорджоне Тициан расписывает фресками Немецкое подворье. Кранах пишет портрет Тициана. В 1510 году Тициан получил свой первый важный заказ на создание нескольких фресок для Скуола дель Санто в Падуе, посвященных святому Антонию Падуанскому. 1555, 6 марта — Тициан дописал портрет дожа Франческо Веньера, ставший его последним официальным портретом для Дворца дожей.
1546, 19 марта — на Капитолии Тициан провозглашен почетным гражданином Вечного города. С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне. В ноябре Тициан снова в Аугсбурге, где Карл делится с ним планами отречения от престола. Чувственное начало в его образах неотделимо от духовного, они живут своей внутренней жизнью, чего нет у Джорджоне, Тициана, Веронезе, Рубенса, Буше, Энгра, Дега, Ренуара и многих других крупнейших мастеров изображавших обнаженное тело.
Примерно к тому же времени относится большая эрмитажная картина Тициана Бегство в Египет, во многом еще близкая по духу Джорджоне. Основа деятельности Тициана — алтарные образы. После смерти Джоджоне Тициан начинает работать над большой композицией «Битва», к этому времени у него уже была своя мастерская и два помощника.
После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. 1531 — при содействии герцога Федерико Гонзага Тициан получает пансион-бенефиций прихода Медоле под Мантуей для сына Помпонио, которому отец уготовил карьеру священнослужителя. Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. Тициан был знаменит, богат, окружен образованнейшими людьми своего времени.
Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. Все элементы картины существуют в особой вселенной Тициана, ведь в данной работе уже прослеживается оформившийся стиль художника.
1546 г. Тициан Вечеллио. Тициан также изображает кульминационный момент истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии. В 1523 году Тициан отправился в Феррару, где получает заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи и дожа Андреа Гритти.
9 октября — прибытие в Рим, где Тициан приступает к работе над портретами папы и его внуков. 1567, 24 января — по просьбе правительства в доме Тициана состоялись переговоры между испанским и турецким послами. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. Новое же дело было прислано в Грузию для уточнения имеющихся сведений о связях Градовой с недавно разоблаченными врагами народа Паоло Яшвили и Тицианом Табидзе.
Для миланского наместника Тициан пишет «Обращение Альфонсо дАвалоса к войску». В 1538 году Тициан создал еще один свой шедевр «Венера Урбинская» (1538) – одну из многочисленных картин с обнаженной женской фигурой изображающих идеал женской красоты Тициана. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Если верить Вазари, то до 75 лет Тициан ничем не болел.
1477/80, март — в городке Пьеве ди Кадоре (Северная Италия) в семье Грегорио и Лючии Вечеллио родился второй ребенок, названный Тицианом. Тициан умер от чумы в 1576 году. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
В отличие от Джорджоне Тициан певец чувственных наслаждений, в его картинах духовный момент не исчезает, но он как бы уходит на второй план. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). 29 октября — Тициану возвращено временно снятое с него звание официального художника.
1490/98 — по свидетельству биографов (Вазари, Дольче), Тициан вместе со старшим братом Франческо приезжает в Венецию и поступает подмастерьем к мозаичисту Дзуккато. Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. 1535, 30 января — испанский посол Лопе де Сориа оповещает мадридский двор, что Тициан не желает покинуть «обожаемую» Венецию. 1514, 20 марта — под давлением Беллини и других художников Совет Десяти отменяет свое решение относительно Тициана. В 1533 году император присвоил Тициану дворянское звание графа Палатинского.
На одной боковой стене висела маленькая картина, написанная маслом венецианским художником Тицианом, которую дель Аква купил молодым в Падуе, куда отец послал его учиться юриспруденции. В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов). А вот уже его аллегорическая композиция «Любовь земная и небесная», созданная в 1514-1515 гг., проявляет собственный стиль Тициана.
Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. На полотнах Джорджоне и Тициана фигуры пытаются освободиться от гнета телесности и парить подобно облакам или шелковым покровам, растаять, распасться. В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.
Кадори Кто бы знал сегодня этот тихий городок, приютившийся у подножия Альп, когда бы не уроженец его – Тициан, оставивший потомкам грандиозную Битву при Кадоре и переживший всех титанов Возрождения. 27 сентября — Тициан оповещает Филиппа II об отправке poesie «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто», а также картины «Положение во гроб». Первые работы Тициана похожи на Беллини и Дюрера. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный.
Поездка Тициана с помощниками в Брешию по поводу контракта на написание трех плафонных картин. Посол Леонарди сообщает урбинскому герцогу о завершении Тицианом по его заказу портретов Карла V и турецкого султана Сулеймана. 1530-е годы были едва ли не самым интенсивным периодом творческой деятельности Тициана. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей».
Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). Вазари сообщает, что в 1533 году для наследника испанского престола Тициан написал Данаю (Мадрид, Прадо). Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.
К Тициану Табидзе и Паоло Яшвили присоединились и стали его друзьями: Нина Табидзе, Гогла и Пепико Леонидзе, Серго Клдиашвили, Наташа Вачнадзе и Коля Шенгелая, Валериан Гаприндашвили, Леля Канчели-Шенгелая. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). По рисунку Тициана создан фронтисписный портрет для последнего прижизненного издания «Неистового Роланда». Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.
Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
В муниципальном дворце Брешии установлены три плафонные картины Тициана. Увлечение античной мифологией характерно для всего творчества Тициана, образы древних легенд давали ему возможность воплотить почти языческую радость полноты бытия. Изобретенная Тицианом свободная манера письма, психологизм его портретов оказали ощутимое влияние на последующее развитие европейской живописи от П. Веронезе и Я. Тинторетто до Э. Делакруа и Э. Мане. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники. В мастерской Тициана появился новый ученик Доменико Теотокопулос по прозвищу Эль Греко.
После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Тициана, напротив, нельзя отнести к их числу. Тициан выполнил несколько заказов для папы Павла III из семьи Фарнезе, среди которых «Папа Павел III и его внуки Оттавио и кардинал Алессандро Фарнезе» (1545-1546), эту картину сочли слишком вызывающей и она не была закончена. Творчество Тициана завершило собой эпоху Высокого Возрождения. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года.
Но вскоре Тициан покинул его мастерскую и начал изучать живопись в мастерских Джентиле Беллини и Джованни Беллини. 1566 — Совет Десяти предоставляет Тициану монопольное право на печать гравюр Корнелия Корта и Николо Болдрини, выполненных с его картин. Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Тициан пишет для Филиппа II несколько poesie, в том числе «Венера и Адонис» и «Даная». 1565 — последняя поездка Тициана на родину, где им даются указания ученикам по фресковым росписям церкви в Пьеве ди Кадоре.
Тициану позировали императоры, короли, римские папы, полководцы, гуманисты, самые красивые женщины Италии. Тициан итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. С этого времени Тициан начал получать независимые заказы и развиваться как художник в Венеции. В западноевропейской живописи рядом с Рембрандтом могут быть поставлены Рафаэль, Веласкес, Тициан и Рубенс.
Внеся неоценимый вклад в развитие венецианской школы эпохи Возрождения, Тициан Вечеллио стал одной из самых значительных фигур живописи шестнадцатого века. Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме.
Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Там, за стеклами, расстилался Амстердам, где фамилии Ливенса, фон Зандрарта и Овенса значили больше, чем его имя и только в этой небольшой комнате он был мастером из мастеров, художником, равным Дюреру, Тициану, Микеланджело. 1 августа — в письме Филиппу II Тициан заявляет, что ему 95 лет.
Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. 1547 — в Риме умер Себастьяно Дель Пьомбо, но освободившаяся должность хранителя папской печати не достается Тициану, как и обещанный ему для сына Помпонио бенефиций аббатства Сан-Пьетро ин Колле. В 30-40ые годы своего творчества Тициан пишет настоящие шедевры, в которых отображает человека во всей его титаничности.
Тициан был уважаем и популярен среди знати, благодаря своему таланту. Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна. Тициан отказывается от традиционного центрического расположения образа и сдвигает композицию вправо, не лишая при этом ее гармоничности и уравновешенности. Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека.
Передавая состояние героини, Тициан остается по-ренессансному величав и сдержан. Карл V дает распоряжение правителю Неаполя об оказании Тициану вспомоществования, которое он так никогда и не получит.
Я заглянул к Джорджо Вазари и поразился: только названия картин и фресок Тициана занимают в книгах знаменитого биографа Возрождения больше места, чем все житие художника. Себастьян, ок. В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
Манера письма художника обретает исключительную свободу. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте Коронованные терпением, 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. London, 1969-75.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Манера письма художника обретает исключительную свободу. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 151618, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Tizian. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые Ариосто и Скьявона, ок. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). 1510-х гг.
Согласно последним изысканиям, дата рождения относится различными исследователями к 1485–1490 гг. Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг.
Конец 1530-х1540-е гг. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Кто изображен на картине – загадка. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
Его картины излучают мощную жизненную энергию, диагональные композиции пронизаны стремительным движением, колорит построен на контрастах синих и красных пятен («Празднество Венеры», 1518 «Вакх и Ариадна», 1523 «Положение во гроб», 1520-е гг. ). В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
И королей и святых. Среди лучших портретов Т. «Ипполито Медичи» (153233), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (154546, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Firenze, 1969. Все его святые просто земные люди. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего.
«Пьетро Аретино», 1545) или, напротив, подозрительность, лицемерие, лживость («Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545–46). Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло. 1520г. ). Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста.
А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен «Оплакивание Христа», 157376, Галерея Академии, Венеция и др. ). 1530-х – 1540-х гг.
Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). Смелая полоса белил у отворота красной одежды вседержителя создает неожиданное впечатление динамики, оживляет в целом спокойную фигуру. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
1552г. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Нагое женское тело показано в картине без средневекового пренебрежения к плоти и без оттенка фривольности, который появится позднее, например, во французском искусстве XVIII века. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Тициан находил для каждого портрета индивидуальное композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Исключительно выразительно сопоставление Данаи с грубой старой служанкой, которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, алчно следя за его потоком.
Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Ранние произведения Тициана («Христос и грешница», «Христос и Магдалина» и т. н. 1545, Галерея Питти, Флоренция). Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). – мастер позднего Возрожде-ния.
16в. 1510-11, Национальная галерея, Лондон). Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом.
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Две любви: небесную и земную. И к тому же один из самых больших его портретов. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Творчество.
илл. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. 1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. М., 1964. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Себастьян» обе – 1560-е гг. ). Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Вдруг кисть густым слоем краски делает темпераментный мазок по форме предмета и вот засиял хрустальный сосуд, вырванный из темноты лучом света.
К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж). 1548) их беспощадной правдивостью (Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе 1545-46). В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В одном из шедевров этих лет – Венере Урбинской (ок. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Портрет привлекает его теперь в гораздо меньшей степени. начался поздний период творчества Тициана. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность.
Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Поздний период (1550-е – 1-я половина 1570-х гг. )Уже в 1550-е гг. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира».
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. И испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию. Он прожил ровно век. Тициан выработал новую технику живописи: он накладывал краски на холст и кистью и шпателем (мастихином) и пальцами. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Отличительное свойство поздних работ Т. их тончайший красочный хроматизм.
– Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Цвет – одно из основных средств выражения. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Точная дата его рождения неизвестна. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. 1543), психологической остротой образов (И. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.
Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев (Оплакивание Христа, 1573-76). Hetzer Th. V. 1-3. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм.
Портреты1520-40-е гг. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. 1510-х – 1530-е гг. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Ленинград «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др. Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок.
Кисть движется по полотну широко и свободно: легкие мазки, почти прозрачные, сливаются друг с другом в единую поверхность, создавая иллюзию объема тела, упругой груди, полуприкрытой тонкой светлой тканью. Wien, 1937. В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино.
Рубеж 1530–40-х годов стал в творчестве Тициана временем расцвета портретного искусства. Последний период творчества Тициана (1550–70-е гг. ) совпал с завершающим этапом истории венецианского искусства — Поздним Возрождением.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Новаторство произведения – в его живописном строе. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
И. А. Смирнова. Якопо Пальма Старший (ок. Большинство из наиболее известных людей города были там. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами.
V. 12. «Динарий кесаря», 1518). В дальнейшем, у позднего Тициана и особенно у Тинторетто, жизнь природы как воплощение хаоса стихийных сил вселенной приобретает независимую от человека и часто враждебную ему силу существова-ния. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Необычно исполнение картины.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты Метаморфоз Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), Охота Дианы (ок.
На кон. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж). На фоне сложенной из грубо отесанных камней грузно давящей ниши, обрамленной двумя статуями, возникает в трепетно гаснущем свете сумерек группа людей, охваченных скорбью.
Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Иероним», ок. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. Общество Тициана составляли также выдающиеся люди эпохи близкими друзьями художника были: известный литератор Пьетро Аретино и талантливый архитектор Якопо Сансовино.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный Юноша с перчаткой (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ).
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. И она отвечает ему любовью. Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic. Происходил из родовитой провинциальной семьи.
В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Как несокрушимая колонна стоит гибнущий Себастьян и, кажется, весь мир охвачен трагедией его безвременной кончины: темное тревожное небо сливается с землей, вдали – мерцающие красные отблески Отдельные формы неразличимы, все слилось в великолепный поток мазков у ног струится дым костра и его отсветы, так же как зарево пожара играют на теле юноши тысячью неуловимых оттенков. Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия. Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино историей – в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины (Обращение Альфонсо д Авалос к солдатам, 1540-41, Прадо Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе, 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь Семья Вендрамин, до 1547, Национальная галерея, Лондон Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен Карл V под Мюльбергом, 1548, Прадо).
Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 15341538, Галерея Академии, Венеция «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
Pallucchini R. Il Tiziano. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. У Тициана нагота возвышенна и благородна.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ). Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Огромный, семиметровый алтарь Ассунта (Вознесение Марии, 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов – первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом большого стиля Высокого Возрождения.
Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. М., 1972. Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю.
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». 1520, там же Вакх и Ариадна, ок. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Так точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. 1518-19, Прадо Праздник на Андросе, ок. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. V. 1-2.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В работах второй половины 1510-х гг.
(«Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
«Венера и Адонис», 1554 «Венера перед зеркалом», 1550-е гг. ). Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну Се человек (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. Frankfurt am Main., 1935.
Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Сначала явился Леонардо. Уже его «Даная» (ок.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы современные ему архитектурные фоны и бытовые детали («Введение Марии во храм», 1534–38 «Мадонна семейства Пезаро», 1526 «Венера Урбинская», 1538). Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем.
1560, Национальная галерея, Вашингтон). После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти). Вечеллио (ок.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Этот способ разумен, красив и поразителен. 1565, Национальная галерея, Лондон).
Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. 1515г. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и любовь небесная», ок.
Литература: Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века. 1516–18гг. ). «Положение во гроб», 1559 «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
– время расцвета творчества Тициана-портретиста. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
С сер. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Работавший исключительно как художник и предпочитавший технику масляной живописи, он так-же владел и техникой фрески, делал рисунки для гравюр на дереве. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Риминальди, ок.
ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. Тициан поистине мыслил краской. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (153637), Урбино (154244), Риме (154546) и Аугсбурге (1548 и 155051).
Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Биография.
Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ художника («Даная», ок.
1512-14, Национальная галерея, Эдинбург Три возраста, ок. В кон. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. New York, 1969.
Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Портретам этого времени свойственны спокойная строгость композиции и тонкий психологизм («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой», ок. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 151516, Галерея Боргезе, Рим «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. На девяносто девятом году написал Христа, несущего земной шар, – картину, где усталость руки художника уже дает о себе знать, но пламя вдохновения еще горит. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
1536г. Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь.
В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. в тициановском творчестве.
Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Точная дата его рождения неизвестна. С 1530-х гг. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. на с. 421 «Ипполито Медичи», 1532–33 т. н.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
Интерес к пей-зажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит отличают ранние работы Тициана («Христос и грешница» (1511) «Цыганская мадонна» (1512) «Флора» (1514) и др. ) Спокойные и радостные образы этих его картин отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и Мадонна Пезаро (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия дЭсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Художник с удивительной, опережающей его время прозорливостью изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство («Портрет Карла V в сражении при Мюльберге», 1548 см.
Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо). На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Безмятежная ясность (Любовь земная и небесная, ок. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и досто-инство, лицемерие и подозрительность («Федериго Гонзага» (1520) «Ипполито Медичи» (1533) «Дож Ан-дреа Гритти» (1535).
ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св.
Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. Тициан прожил долгую жизнь. Тема гармонии человека и мира редко у кого из художников ренессанса воплощалась столь осязаемо — реально, была бы в такой мере проникнута наслаждением жизнью. Вазари в своем известном труде Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне.
В 1540-е гг. 1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры.
Ранние работы. В 1525 году Тициан женился. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
1510-х гг. ) обнаруживают близость с творчеством Джорджоне, чьи незаконченные картины, в том числе, возможно, знаменитый «Сельский концерт» (см. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. В картинах 1530-х гг. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило.
«Цыганская мадонна» все– нач. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Конец 1510-х1530-е гг.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515–16гг. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520). Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546). Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа.
1554 Венера и Адонис, 1554). Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника. И вспомним, что он прежде всего художник.
Ассунта Тициана полна героического пафоса.
В этот период меняется соотношение жанров в его творчестве. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Собеседование, ок. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Над темным морем он несет её на Крит.
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. В 1538 году закончена картина Венера. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
– 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Leben und Werk. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Geschichte seiner Farbe.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Художник писал монументальные композиции исполненные пафоса и динамики (алтарный образ «Вознесение Марии» или «Ассунта», для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, ок. Wethey H. E.
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Тициан открывает в своих моделях не только яркий характер, но и более активный, агрессив-ный темперамент, прорывающийся в подчеркнутом жесте, динамичной живописной манере («Папа Павел III» (1543) «Пьетро Аретино» (1545). 1554г.
Дата его рождения точно не установлена она определяется в промежутке между 1485 — 1490 годами. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Характеры переданы с шекспировской силой. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Tietzer H. Tizian.
1511-12, Музей истории искусств, Вена Св. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника.
Затем Микеланджело. Приехал в Венецию в юношеские годы. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций (Ассунта 1516-18) сменяются напряженным драматизмом (Се человек, ок. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека.
«Ла Белла» – «Красавица», ок. – время расцвета портретного искусства Тициана. Крупнейший представитель венецианской школы.
Точная дата его рождения неизвестна. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. К сер.
Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. «Флора», ок. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици).
Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту.
созданы многие лучшие портреты Тициана. Память о Джорджоне, гении красоты, завещавшем ему дописать все его неоконченные картины о жизни и смерти, о неразрывной связи Неба и Земли, будет питать кисть Тициана, не давая ему того земного блаженства, в которое погружены его картины. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Да, он был творец. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Тициан вырабатывает самостоятельную манеру. В произведениях этого цикла Тициан достиг вершин живописного мастерства и глубокого эмоционально-психологического толкования религиозных и мифологических тем. Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля.
Тициан воплотил в своем творчестве гу-манистические идеалы своей эпохи. Работы 1516-20 гг.
А Тициан – дает. 1522-23, Национальная галерея, Лондон). Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. к творчеству мастера. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. – Мадонна с вишнями (Музей истории искусств, Вена), Мадонна с четырьмя святыми (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении Динарий кесаря (ок. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548). Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Иероним», около 1552, Лувр, Париж «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград «Св. илл. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Кто-то заметил, что Тициан был самым везучим из художников – всегда оказывался в нужное время и в нужном месте. Конец 30-х – 40-е гг. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи.
А это всегда драма. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. До последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, заразившись от своего сына, ухаживая за ним. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». И оказался прав.
Картины переливаются множеством полутонов, придающих живописи воздушность. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. на с. 351), он в это время дописывал. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Лазарев В. Н. Поздний Тициан // Старые итальянские мастера.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Потом Тициан. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории.
Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. 1489/90-1576) итальянский художник. 1565-70, Эрмитаж Пастух и нимфа, ок. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. В ранних работах Тициана (Цыганская мадонна, ок. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Тици-ана больше интересуют религиозные и мифологические композиции («Святой Иероним» (1553) «Положение во гроб» (1559) «Венера перед зеркалом» (1560).
The Paintings of Tizian. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. – Вознесение Христа (ок. Но уже в аллегорической композиции Любовь земная и небесная (ок. Одно из ранних произведений молодого Тициана Любовь земная и любовь небесная было создано около 1515 — 1516 годов.
Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж). Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. 1570).
Другими становятся и живописные приемы. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. 1538, Уффици) – он переносит богиню (ее облик отчасти навеян Спящей Венерой Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне Введение во храм (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества – от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг.
Для него характерен постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержан-ного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости, то есть, начиная с 1515–1516 гг. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг.
Работы 1530-40-х гг. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. А ведь ему было уже за сорок.
Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно.