Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В 1550-е годы Тициан, ранее не имевший соперников в Венеции и один олицетворявший всю венецианскую школу, уже работает рядом с достойными конкурентами — молодыми, полными энергии и масштабных творческих замыслов Веронезе и Тинторетто. На одной боковой стене висела маленькая картина, написанная маслом венецианским художником Тицианом, которую дель Аква купил молодым в Падуе, куда отец послал его учиться юриспруденции.
На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан. Изобретенная Тицианом свободная манера письма, психологизм его портретов оказали ощутимое влияние на последующее развитие европейской живописи от П. Веронезе и Я. Тинторетто до Э. Делакруа и Э. Мане. Олени, лисы, коровы, птицы, разнообразные цветы и трапы населяют и оживляют луга и леса.
Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Все элементы картины существуют в особой вселенной Тициана, ведь в данной работе уже прослеживается оформившийся стиль художника. Новое же дело было прислано в Грузию для уточнения имеющихся сведений о связях Градовой с недавно разоблаченными врагами народа Паоло Яшвили и Тицианом Табидзе.
С этого времени Тициан начал получать независимые заказы и развиваться как художник в Венеции. Передавая состояние героини, Тициан остается по-ренессансному величав и сдержан. С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне. Чувственное начало в его образах неотделимо от духовного, они живут своей внутренней жизнью, чего нет у Джорджоне, Тициана, Веронезе, Рубенса, Буше, Энгра, Дега, Ренуара и многих других крупнейших мастеров изображавших обнаженное тело.
По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. После смерти Джоджоне Тициан начинает работать над большой композицией «Битва», к этому времени у него уже была своя мастерская и два помощника. В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Внеся неоценимый вклад в развитие венецианской школы эпохи Возрождения, Тициан Вечеллио стал одной из самых значительных фигур живописи шестнадцатого века.
Головы Христа, написанные величайшими художниками Европы – Джотто, Леонардо да Винчи, Мантеньей, Тицианом, Рубенсом, Рафаэлем и Веласкесом – кажутся поверхностными по сравнению с головой, написанной Рембрандтом. Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции. Тициану позировали императоры, короли, римские папы, полководцы, гуманисты, самые красивые женщины Италии. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей».
В отличие от Джорджоне Тициан певец чувственных наслаждений, в его картинах духовный момент не исчезает, но он как бы уходит на второй план. В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон). Увлечение античной мифологией характерно для всего творчества Тициана, образы древних легенд давали ему возможность воплотить почти языческую радость полноты бытия.
Тициан, безусловно, являлся и превосходным портретистом. В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов). В 1538 году Тициан создал еще один свой шедевр «Венера Урбинская» (1538) – одну из многочисленных картин с обнаженной женской фигурой изображающих идеал женской красоты Тициана. Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Творчество Тициана завершило собой эпоху Высокого Возрождения.
Кадори Кто бы знал сегодня этот тихий городок, приютившийся у подножия Альп, когда бы не уроженец его – Тициан, оставивший потомкам грандиозную Битву при Кадоре и переживший всех титанов Возрождения. В 30-40ые годы своего творчества Тициан пишет настоящие шедевры, в которых отображает человека во всей его титаничности. А вот уже его аллегорическая композиция «Любовь земная и небесная», созданная в 1514-1515 гг., проявляет собственный стиль Тициана. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный.
Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии. Тициан. В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519 Мантуя, с 1523 Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция). В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.
Вазари сообщает, что в 1533 году для наследника испанского престола Тициан написал Данаю (Мадрид, Прадо). В 1516 году Тициан стал официальным художником Венецианской республики. Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий.
Тициан выполнил несколько заказов для папы Павла III из семьи Фарнезе, среди которых «Папа Павел III и его внуки Оттавио и кардинал Алессандро Фарнезе» (1545-1546), эту картину сочли слишком вызывающей и она не была закончена. 1546 г. Тициан Вечеллио. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Основа деятельности Тициана — алтарные образы.
Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. На полотнах Джорджоне и Тициана фигуры пытаются освободиться от гнета телесности и парить подобно облакам или шелковым покровам, растаять, распасться. К Тициану Табидзе и Паоло Яшвили присоединились и стали его друзьями: Нина Табидзе, Гогла и Пепико Леонидзе, Серго Клдиашвили, Наташа Вачнадзе и Коля Шенгелая, Валериан Гаприндашвили, Леля Канчели-Шенгелая.
После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме. После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом.
Думаю, он поднял бы кисть Тициана не менее любезно, но попросил бы избавить его от такого паблисити -- по крайней мере при жизни. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. 1530-е годы были едва ли не самым интенсивным периодом творческой деятельности Тициана. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.
Тициан отказывается от традиционного центрического расположения образа и сдвигает композицию вправо, не лишая при этом ее гармоничности и уравновешенности. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи». Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники. Тициан также изображает кульминационный момент истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.
Если верить Вазари, то до 75 лет Тициан ничем не болел. Примерно к тому же времени относится большая эрмитажная картина Тициана Бегство в Египет, во многом еще близкая по духу Джорджоне. Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). К античной легенде Тициан обращался несколько раз, начиная еще с 30-х годов.
К числу бесспорных шедевров Тициана принадлежит Кающаяся Мария Магдалина. Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. В 1533 году император присвоил Тициану дворянское звание графа Палатинского.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника. В 1510 году Тициан получил свой первый важный заказ на создание нескольких фресок для Скуола дель Санто в Падуе, посвященных святому Антонию Падуанскому. Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Тициан был знаменит, богат, окружен образованнейшими людьми своего времени.
Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна. Тициан итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов.
В 1523 году Тициан отправился в Феррару, где получает заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи и дожа Андреа Гритти. Тициан умер от чумы в 1576 году. В западноевропейской живописи рядом с Рембрандтом могут быть поставлены Рафаэль, Веласкес, Тициан и Рубенс. Но вскоре Тициан покинул его мастерскую и начал изучать живопись в мастерских Джентиле Беллини и Джованни Беллини.
Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576. «конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Название придумал Аретино, друг Тициана.
Там, за стеклами, расстилался Амстердам, где фамилии Ливенса, фон Зандрарта и Овенса значили больше, чем его имя и только в этой небольшой комнате он был мастером из мастеров, художником, равным Дюреру, Тициану, Микеланджело. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). Первые работы Тициана похожи на Беллини и Дюрера.
Здесь хранятся картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, скульптуры Гудона, Кановы, Фальконе. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы. Тициан был уважаем и популярен среди знати, благодаря своему таланту. Тициана, напротив, нельзя отнести к их числу.
Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Ранние произведения Тициана («Христос и грешница», «Христос и Магдалина» и т. н.
Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Над темным морем он несет её на Крит. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. В 1538 году закончена картина Венера. Собеседование, ок. Интерес к пей-зажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит отличают ранние работы Тициана («Христос и грешница» (1511) «Цыганская мадонна» (1512) «Флора» (1514) и др. ) Спокойные и радостные образы этих его картин отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью.
Вечеллио (ок. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию.
Firenze, 1969. Wethey H. E. 1520г. ).
В 1540-е гг. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Художник писал монументальные композиции исполненные пафоса и динамики (алтарный образ «Вознесение Марии» или «Ассунта», для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, ок. К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж).
Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Риминальди, ок. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Тициан прожил долгую жизнь. Творчество. «Цыганская мадонна» все– нач. В дальнейшем, у позднего Тициана и особенно у Тинторетто, жизнь природы как воплощение хаоса стихийных сил вселенной приобретает независимую от человека и часто враждебную ему силу существова-ния.
илл. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. на с. 421 «Ипполито Медичи», 1532–33 т. н. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
«Ла Белла» – «Красавица», ок. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
к творчеству мастера. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте Коронованные терпением, 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана.
Картины переливаются множеством полутонов, придающих живописи воздушность. На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю.
1516–18гг. ). Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Венеция – город, почти лишенный деревьев и травы, ее облик определяют многочисленные каналы и море. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
16в. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. Конец 1530-х1540-е гг.
Конец 1510-х1530-е гг. Манера письма художника обретает исключительную свободу.
В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Манера письма художника обретает исключительную свободу.
В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок. С 1530-х гг. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Тициан выработал новую технику живописи: он накладывал краски на холст и кистью и шпателем (мастихином) и пальцами. И вспомним, что он прежде всего художник. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом).
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен «Оплакивание Христа», 157376, Галерея Академии, Венеция и др. ). В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. – время расцвета творчества Тициана-портретиста.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, воздуха картине добавляет пейзаж за окном. Воспаленные, покрасневшие веки, лицо, припухшее от слез, еще продолжающих катиться по щекам, взгляд, покаянно и страстно устремленный к небу, – все это выражает ее бесконечное и глубоко искреннее горе, переданное, однако, без преувеличенной патетики.
Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом. На кон. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Необычайно выразителен пристальный и одновременно рассеянный взгляд больших серо-голубых глаз. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха.
К сер. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. начался поздний период творчества Тициана. 1512-14, Национальная галерея, Эдинбург Три возраста, ок.
С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Себастьян» обе – 1560-е гг. ). Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо).
1515–16гг. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
Работы 1516-20 гг. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. «Положение во гроб», 1559 «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом.
Рубеж 1530–40-х годов стал в творчестве Тициана временем расцвета портретного искусства. Приехал в Венецию в юношеские годы. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые Ариосто и Скьявона, ок. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. В картинах 1530-х гг. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Иероним», около 1552, Лувр, Париж «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград «Св.
Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Сначала явился Леонардо. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. С сер. Бегство в Египет представляет большой интерес, так как показывает, с чего начал свой творческий путь Тициан. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Цвет – одно из основных средств выражения.
Тициан вырабатывает самостоятельную манеру. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
1518-19, Прадо Праздник на Андросе, ок. Поздний период (1550-е – 1-я половина 1570-х гг. )Уже в 1550-е гг. В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Представленные им люди вышли из состояния замкнутой уравновешенности или простого и цельного порыва страсти, свойственных образам классического Возрождения. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. V. 12. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. У Тициана нагота возвышенна и благородна.
Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). 1520, там же Вакх и Ариадна, ок. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане им уделено меньше внимания, чем пейзажу, охарактеризованному с большой тщательностью и поэтичностью.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. The Paintings of Tizian. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. Портреты Тициана, созданные в период позднего Возрождения – начиная с 1540-х гг., поражают именно сложностью характеров, напряженностью страсти. Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ художника («Даная», ок. В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Едва только зашло солнце, как по воде заскользили бесчисленные гондолы, наполненные прекрасными женщинами.
– Мадонна с вишнями (Музей истории искусств, Вена), Мадонна с четырьмя святыми (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении Динарий кесаря (ок. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный Юноша с перчаткой (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Его картины излучают мощную жизненную энергию, диагональные композиции пронизаны стремительным движением, колорит построен на контрастах синих и красных пятен («Празднество Венеры», 1518 «Вакх и Ариадна», 1523 «Положение во гроб», 1520-е гг. ).
В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Безмятежная ясность (Любовь земная и небесная, ок.
Новаторство произведения – в его живописном строе. Две любви: небесную и земную. Характеры переданы с шекспировской силой.
1554 Венера и Адонис, 1554). В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 151618, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). илл. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
1548) их беспощадной правдивостью (Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе 1545-46). Затем Микеланджело. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Tietzer H. Tizian. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Гербы изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, вот таким образом, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic.
1552г. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 151516, Галерея Боргезе, Рим «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. В работах второй половины 1510-х гг.
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж). Тициан открывает в своих моделях не только яркий характер, но и более активный, агрессив-ный темперамент, прорывающийся в подчеркнутом жесте, динамичной живописной манере («Папа Павел III» (1543) «Пьетро Аретино» (1545). Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. С редким искусством Т. находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг.
В кон. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. 1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом.
Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520). Происходил из родовитой провинциальной семьи.
1536г. Слегка вобрав голову в плечи, со старчески обвисшей хищной челюстью, настороженными хитрыми глазами смотрит он на нас с портрета. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Портретам этого времени свойственны спокойная строгость композиции и тонкий психологизм («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой», ок. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом.
Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций (Ассунта 1516-18) сменяются напряженным драматизмом (Се человек, ок. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Иероним», ок. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. По своей творческой манере он ближе всего к Тициану, хотя и значительно уступает ему во всех отношениях. М., 1972. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (153637), Урбино (154244), Риме (154546) и Аугсбурге (1548 и 155051).
Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.
Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Wien, 1937.
Потом Тициан. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. А это всегда драма. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ).
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Pallucchini R. Il Tiziano.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. 1560, Национальная галерея, Вашингтон). 1570). Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека.
Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548). в тициановском творчестве. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. А Тициан – дает.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. В десятилетнем возрасте был направлен вместе с братом в Венецию для обучения у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
Она привязала к груди ребенка на крестьянский манер и устало склонила к нему голову за ними поспевает святой Иосиф, держа на плече хворостину. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником.
V. 1-2. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. – мастер позднего Возрожде-ния. Работы 1530-40-х гг. Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно. И к тому же один из самых больших его портретов.
Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. И. А. Смирнова.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. 1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини. И королей и святых.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. В одном из шедевров этих лет – Венере Урбинской (ок. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Биография.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Кто изображен на картине – загадка. В 1525 году Тициан женился.
Крупнейший представитель венецианской школы. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Тици-ана больше интересуют религиозные и мифологические композиции («Святой Иероним» (1553) «Положение во гроб» (1559) «Венера перед зеркалом» (1560). Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. 1510-х гг. ) обнаруживают близость с творчеством Джорджоне, чьи незаконченные картины, в том числе, возможно, знаменитый «Сельский концерт» (см. Необычно исполнение картины. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Когда умерла жена, оставившая ему троих детей, он не ввел в дом мачеху, не завел ни одной любовницы. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля. Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. И она отвечает ему любовью.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Leben und Werk.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. 1538, Уффици) – он переносит богиню (ее облик отчасти навеян Спящей Венерой Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне Введение во храм (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества – от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». – Вознесение Христа (ок. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и любовь небесная», ок. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки.
Портреты1520-40-е гг. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици).
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. 1545, Галерея Питти, Флоренция). Лазарев В. Н. Поздний Тициан // Старые итальянские мастера. Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю.
Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Якопо Пальма Старший (ок. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).
Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
London, 1969-75. Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь. Другими становятся и живописные приемы. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи.
Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж). В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. 1515г.
И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Уже его «Даная» (ок. Но уже в аллегорической композиции Любовь земная и небесная (ок.
ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Ленинград «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др. М., 1964. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и Мадонна Пезаро (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. Эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Ранние работы. Огромный, семиметровый алтарь Ассунта (Вознесение Марии, 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов – первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом большого стиля Высокого Возрождения.
– время расцвета портретного искусства Тициана. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс.
Отличительное свойство поздних работ Т. их тончайший красочный хроматизм. V. 1-3. Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников.
Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. До последних дней он не прекращал работать. Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Этот способ разумен, красив и поразителен.
Из-под крыла маэстро вышло целое поколение венецианских художников, но ярче всех заблистали двое – ровесники Джорджоне и Тициан. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти). Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино историей – в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины (Обращение Альфонсо д Авалос к солдатам, 1540-41, Прадо Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе, 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь Семья Вендрамин, до 1547, Национальная галерея, Лондон Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен Карл V под Мюльбергом, 1548, Прадо). Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни (Положение во гроб, 1559, Прадо Кающаяся Мария Магдалина, 60-е гг. и Св. 1510-11, Национальная галерея, Лондон).
С середины 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Большинство из наиболее известных людей города были там. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546). Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
1522-23, Национальная галерея, Лондон). В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Он прожил ровно век.
В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев (Оплакивание Христа, 1573-76). Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности.
Тем сильнее воображение венецианского художника должны были волновать сочные луга, залитые солнцем, раскидистые густые деревья, в тени которых столь спокойна гладь вод, голубая гряда гор, замыкающая горизонт. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. 1489/90-1576) итальянский художник. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы современные ему архитектурные фоны и бытовые детали («Введение Марии во храм», 1534–38 «Мадонна семейства Пезаро», 1526 «Венера Урбинская», 1538).
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Конец 30-х – 40-е гг. Художник с удивительной, опережающей его время прозорливостью изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство («Портрет Карла V в сражении при Мюльберге», 1548 см. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
время расцвета портретного искусства Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). Одолеть ее высокие ступени под силу лишь гигантам, но по ним легко поднимается крохотная, окруженная ореолом, девочка в голубом платье.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. 1511-12, Музей истории искусств, Вена Св. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Geschichte seiner Farbe.
1510-х – 1530-е гг. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. «Флора», ок. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
созданы многие лучшие портреты Тициана. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения.
Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Ясная с первого взгляда, целостная композиция прекрасно сочетается с подробным повествованием о событии. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и досто-инство, лицемерие и подозрительность («Федериго Гонзага» (1520) «Ипполито Медичи» (1533) «Дож Ан-дреа Гритти» (1535).
Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). «Пьетро Аретино», 1545) или, напротив, подозрительность, лицемерие, лживость («Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545–46). Литература: Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
Точная дата его рождения неизвестна. Возможно именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как Дама в синем.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты Метаморфоз Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), Охота Дианы (ок. К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего. «Венера и Адонис», 1554 «Венера перед зеркалом», 1550-е гг. ). Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля.
Среди лучших портретов Т. «Ипполито Медичи» (153233), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (154546, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Tizian.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. В ранних работах Тициана (Цыганская мадонна, ок. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Портрет привлекает его теперь в гораздо меньшей степени. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Тициан поистине мыслил краской. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ). Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие.
Себастьян, ок. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. 1554г. Все его святые просто земные люди.
Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин, посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Точная дата его рождения неизвестна.
И оказался прав. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Да, он был творец. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 15341538, Галерея Академии, Венеция «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. New York, 1969. Frankfurt am Main., 1935. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы.
Этот цикл, в котором античный мир предстает полным праздничности, ликующей радости бытия, чувственной прелести, воплощает новое для Италии прочтение античности. Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну Се человек (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя.
В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Точная дата его рождения неизвестна. Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд.
Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Тициан воплотил в своем творчестве гу-манистические идеалы своей эпохи. 1530-х – 1540-х гг.
«Динарий кесаря», 1518). В этот период меняется соотношение жанров в его творчестве. Hetzer Th. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, раскрытием глубоких драматических конфликтов времени.
А ведь ему было уже за сорок. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино. Последний период творчества Тициана (1550–70-е гг. ) совпал с завершающим этапом истории венецианского искусства — Поздним Возрождением. 1543), психологической остротой образов (И. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). на с. 351), он в это время дописывал.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. 1510-х гг. 1565-70, Эрмитаж Пастух и нимфа, ок.
1565, Национальная галерея, Лондон). Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов.