Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Но уже в аллегорической композиции Любовь земная и небесная (ок. М., 1972. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 151618, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Портреты1520-40-е гг. 1510-х гг. ) обнаруживают близость с творчеством Джорджоне, чьи незаконченные картины, в том числе, возможно, знаменитый «Сельский концерт» (см. – Мадонна с вишнями (Музей истории искусств, Вена), Мадонна с четырьмя святыми (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении Динарий кесаря (ок. илл. Якопо Пальма Старший (ок. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Отличительное свойство поздних работ Т. их тончайший красочный хроматизм. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Внешне небогатая бурными событиями жизнь Тициана была долгой, блистательной и плодотворной. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Pallucchini R. Il Tiziano. Приехал в Венецию в юношеские годы.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Другими становятся и живописные приемы. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. В женских образах мастер не ищет психологической глубины.
Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность.
И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. Себастьян» обе – 1560-е гг. ).
Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Конец 1530-х1540-е гг. Художник писал монументальные композиции исполненные пафоса и динамики (алтарный образ «Вознесение Марии» или «Ассунта», для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, ок. Конец 1510-х1530-е гг. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. New York, 1969. Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник.
– Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. «Венера и Адонис», 1554 «Венера перед зеркалом», 1550-е гг. ).
Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения. V. 1-3. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. И оказался прав. И королей и святых. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
В 1525 году Тициан женился. 1510-х – 1530-е гг. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию.
Его картины излучают мощную жизненную энергию, диагональные композиции пронизаны стремительным движением, колорит построен на контрастах синих и красных пятен («Празднество Венеры», 1518 «Вакх и Ариадна», 1523 «Положение во гроб», 1520-е гг. ). И. А. Смирнова. К сер. Творческое дарование Тициана не было столь многогранным, как у его великих современников, — он был только живописцем. Согласно последним изысканиям, дата рождения относится различными исследователями к 1485–1490 гг.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. – мастер позднего Возрожде-ния. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. 1520, там же Вакх и Ариадна, ок.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. 1565, Национальная галерея, Лондон). Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
Безмятежная ясность (Любовь земная и небесная, ок. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ художника («Даная», ок.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. В картинах 1530-х гг. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». 1511-12, Музей истории искусств, Вена Св. Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Тици-ана больше интересуют религиозные и мифологические композиции («Святой Иероним» (1553) «Положение во гроб» (1559) «Венера перед зеркалом» (1560). Портретам этого времени свойственны спокойная строгость композиции и тонкий психологизм («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой», ок.
Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением и не раз говорил: Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана. Сосредоточенно-задумчивому волевому лицу соответствуют спокойно, властно лежащие на ручках кресла кисти рук. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Происходил из родовитой провинциальной семьи. Уже его «Даная» (ок. Иероним», ок. Затем Микеланджело.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. 1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини. Точная дата его рождения неизвестна. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского.
Да, он был творец. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1554 Венера и Адонис, 1554). Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и Мадонна Пезаро (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. Firenze, 1969. Leben und Werk.
Tietzer H. Tizian. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Портрет этот отнюдь не является предшественником парадного официального барочного портрета.
Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Красоте человечески яркого и свободного порыва чувства Данаи противопоставляются цинизм и грубое корыстолюбие.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. – время расцвета портретного искусства Тициана. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В новых исторических условиях творчество Тициана позднего периода замечательно тем, что оно дает пример прогрессивной эволюции венецианского искусства, основанного на переработке и развитии основных достижений Высокого Возрождения и вместе с тем подготавливает переход искусства к следующему этапу его исторического развития. Огромный, семиметровый алтарь Ассунта (Вознесение Марии, 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов – первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом большого стиля Высокого Возрождения.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). 1510-х гг. Творчество. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. 1560, Национальная галерея, Вашингтон).
В произведениях этого цикла Тициан достиг вершин живописного мастерства и глубокого эмоционально-психологического толкования религиозных и мифологических тем. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. в тициановском творчестве. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св.
А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. к творчеству мастера. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини.
Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь. Манера письма художника обретает исключительную свободу. Wien, 1937. В одном из шедевров этих лет – Венере Урбинской (ок. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев (Оплакивание Христа, 1573-76). Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Тициан выработал новую технику живописи: он накладывал краски на холст и кистью и шпателем (мастихином) и пальцами. Точная дата его рождения неизвестна. Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 151516, Галерея Боргезе, Рим «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Ленинград «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др. 1554г. А ведь ему было уже за сорок.
1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Биография.
В этот период меняется соотношение жанров в его творчестве. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино историей – в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины (Обращение Альфонсо д Авалос к солдатам, 1540-41, Прадо Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе, 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь Семья Вендрамин, до 1547, Национальная галерея, Лондон Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен Карл V под Мюльбергом, 1548, Прадо).
В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный Юноша с перчаткой (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Беспокойные, напряженные цветовые аккорды, драматическое мерцание света и тени, динамическая фактура, отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической определенности формы в целом создают образ, полный внутреннего движения. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы современные ему архитектурные фоны и бытовые детали («Введение Марии во храм», 1534–38 «Мадонна семейства Пезаро», 1526 «Венера Урбинская», 1538). Живописный строй Святого Себастьяна вызывает в памяти слова Вазари об особенностях поздней манеры Тициана. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха.
В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Потом Тициан.
Себастьян, ок. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Крупнейший представитель венецианской школы. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Портрет привлекает его теперь в гораздо меньшей степени. Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Кто изображен на картине – загадка. Geschichte seiner Farbe. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Художник с удивительной, опережающей его время прозорливостью изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство («Портрет Карла V в сражении при Мюльберге», 1548 см. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548). В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Воспаленные, покрасневшие веки, лицо, припухшее от слез, еще продолжающих катиться по щекам, взгляд, покаянно и страстно устремленный к небу, – все это выражает ее бесконечное и глубоко искреннее горе, переданное, однако, без преувеличенной патетики.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг.
И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Композиционное расположение фигур – сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом – создает впечатление длительного и утомительного пути. Собеседование, ок. «Пьетро Аретино», 1545) или, напротив, подозрительность, лицемерие, лживость («Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545–46). Если легенда о Марии Магдалине трактовалась как событие драматическое, то история Себастьяна превращается в трагедию. Вечеллио (ок. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. 1515–16гг. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Среди лучших портретов Т. «Ипполито Медичи» (153233), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (154546, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Большинство из наиболее известных людей города были там. Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарем в венецианском совете десяти, чтобы отпраздновать свой брак с молодой вдовой, по имени Лаура Багаротто.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг. Над темным морем он несет её на Крит. Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции истории – многофигурные сцены с элементами исторической композиции.
В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. 1530-х – 1540-х гг.
Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. 1545, Галерея Питти, Флоренция). «Флора», ок.
Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. созданы многие лучшие портреты Тициана. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм.
Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо). Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну Се человек (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Характеры переданы с шекспировской силой. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици).
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми.
В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Тициан прожил долгую жизнь. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и досто-инство, лицемерие и подозрительность («Федериго Гонзага» (1520) «Ипполито Медичи» (1533) «Дож Ан-дреа Гритти» (1535). Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. 16в. Последний период творчества Тициана (1550–70-е гг. ) совпал с завершающим этапом истории венецианского искусства — Поздним Возрождением.
Интерес к пей-зажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит отличают ранние работы Тициана («Христос и грешница» (1511) «Цыганская мадонна» (1512) «Флора» (1514) и др. ) Спокойные и радостные образы этих его картин отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью.
С середины 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. «Ла Белла» – «Красавица», ок. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
И она отвечает ему любовью. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Модели Тициана предстают как сильные, яркие личности, чья индивидуальность проступает не только в чертах лица, но и во всем компози-ционном строе портретов их ритмическом и цветовом решении. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
– время расцвета творчества Тициана-портретиста. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. В отличие от Рафаэля, он не писал предназначенных для поклонения икон и это предоставляло гораздо большую свободу в интерпретации образов. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. Тициан поистине мыслил краской. Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. В работах второй половины 1510-х гг.
Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. С 1530-х гг. Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (153637), Урбино (154244), Риме (154546) и Аугсбурге (1548 и 155051). на с. 351), он в это время дописывал. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира».
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». London, 1969-75. Проблема отношения человека – носителя гуманистических идеалов Ренессанса – к враждебным ему реакционным силам, господствовавшим в жизни Италии, находит свое яркое отражение во всем творчестве позднего Тициана. 1510-11, Национальная галерея, Лондон).
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Манера письма художника обретает исключительную свободу. 1516–18гг. ).
В ранних работах Тициана (Цыганская мадонна, ок. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Две любви: небесную и земную. Точная дата его рождения неизвестна.
Необычно исполнение картины. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Риминальди, ок. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями».
Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые Ариосто и Скьявона, ок. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление. на с. 421 «Ипполито Медичи», 1532–33 т. н. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь).
К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Картины переливаются множеством полутонов, придающих живописи воздушность. 1548) их беспощадной правдивостью (Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе 1545-46). Он прожил ровно век.
Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры.
(«Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал.
Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Тициан же, будучи человеком порядка и класса, обладал еще и третьим качеством: кого бы он ни писал в своей жизни – простых смертных, героев или богов, – он всех опускал на землю. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. В кон. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей.
Новаторство произведения – в его живописном строе. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма.
В искусстве художника редко можно встретить женский образ такой эмоциональной силы, чаще его героиням красота заменяет чувства. В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. The Paintings of Tizian. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия дЭсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
А это всегда драма. Литература: Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
Тем сильнее воображение венецианского художника должны были волновать сочные луга, залитые солнцем, раскидистые густые деревья, в тени которых столь спокойна гладь вод, голубая гряда гор, замыкающая горизонт. Hetzer Th. Рубеж 1530–40-х годов стал в творчестве Тициана временем расцвета портретного искусства. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
1538, Уффици) – он переносит богиню (ее облик отчасти навеян Спящей Венерой Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне Введение во храм (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества – от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Лазарев В. Н. Поздний Тициан // Старые итальянские мастера. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). 1489/90-1576) итальянский художник.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать.
(плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте Коронованные терпением, 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. К 60-м годам XVI века относятся еще два эрмитажных полотна Тициана – Христос-вседержитель и Несение креста. 1543), психологической остротой образов (И.
Сначала явился Леонардо. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
В 1538 году закончена картина Венера. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и любовь небесная», ок. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино. С сер.
Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. После того как художник отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике.
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж).
Тициан воплотил в своем творчестве гу-манистические идеалы своей эпохи. Конец 30-х – 40-е гг. 1570). Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546). Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520).
Ранние работы. «Цыганская мадонна» все– нач. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Frankfurt am Main., 1935. Эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
С ее помощью он намечал подготовительный рисунок, определял форму, выбирал и сопоставлял тона. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Работы 1516-20 гг. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. 1552г.
Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Ранние произведения Тициана («Христос и грешница», «Христос и Магдалина» и т. н.
Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Tizian. Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). V. 12. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Все его святые просто земные люди.
У Тициана нагота возвышенна и благородна. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. На кон. До последних дней он не прекращал работать. Тициан открывает в своих моделях не только яркий характер, но и более активный, агрессив-ный темперамент, прорывающийся в подчеркнутом жесте, динамичной живописной манере («Папа Павел III» (1543) «Пьетро Аретино» (1545).
1565-70, Эрмитаж Пастух и нимфа, ок. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Его ликующие Мадонна с вишнями и Цыганская мадонна, живущие нынче в Антверпенском музее, явились бы, вероятно, вызовом кротким мадоннам Рафаэля, если бы художники знали друг друга. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. 1487–1576) — итальянский художник, представитель венецианской школы, один из величайших художников Высокого и Позднего Возрождения.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Этот способ разумен, красив и поразителен. Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Тициан до конца пути своего сохранил в искусстве веру в высокое предназначение и достоинство человека. И к тому же один из самых больших его портретов.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ). Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия.
К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти). Он поражает беспощадным реализмом, с которым анализирует художник внутренний мир человека, его свойства как человека и как государственного деятеля.
«Динарий кесаря», 1518). 1518-19, Прадо Праздник на Андросе, ок. V. 1-2. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». 1515г. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. 1520г. ). Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Иероним», около 1552, Лувр, Париж «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград «Св. К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).
В 1540-е гг. Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. «Положение во гроб», 1559 «Кающаяся Мария Магдалина», «Св.
Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты Метаморфоз Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), Охота Дианы (ок. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен «Оплакивание Христа», 157376, Галерея Академии, Венеция и др. ). Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
Поздний период (1550-е – 1-я половина 1570-х гг. )Уже в 1550-е гг. Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Работы 1530-40-х гг.
И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. М., 1964. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Гигантские, больше человеческого роста фигуры столпившихся внизу апостолов и медленно, торжественно поднимающаяся к небу на фоне золотого сияния, в сопровождении парящих в облаках ангелов-путти величественная Мария действительно могут быть сравнены только с титаническими образами Микеланджело. Wethey H. E. Главный же интерес этого двухлетнего визита в Рим для биографов Тициана заключался во встрече венецианского мастера с Микеланджело. илл. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций (Ассунта 1516-18) сменяются напряженным драматизмом (Се человек, ок.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). 1536г.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж). Тициан вырабатывает самостоятельную манеру. Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными.
Последние годы жизни Тициан провел в Венеции исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. – Вознесение Христа (ок. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Ассунта Тициана полна героического пафоса. начался поздний период творчества Тициана.
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа.
1522-23, Национальная галерея, Лондон). Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Цвет – одно из основных средств выражения.
А Тициан – дает. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 15341538, Галерея Академии, Венеция «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция). И вспомним, что он прежде всего художник.
Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). 1512-14, Национальная галерея, Эдинбург Три возраста, ок.