Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Плот был оставлен на произвол судьбы. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравнимое благородство.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма.
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Полотно отметил и сам Давид.
Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В Риме художник проводит целый год.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
Всех охватила паника. Картина изображающая кораблекрушение, которое произошло совсем недавно и имело большой резонанс, была явно провокационной, обличающей несостоятельность государственной власти.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи.
Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.
И чтобы лучше передать энергию, свойственную его моделям, Жерико выковал свою ярко индивидуальную технику. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.
Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей».
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Этим определялась направленность его поисков»12. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
У юноши две страсти: живопись и лошади. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Одного из погибших волной смывает в море. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека).
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды. Затем поднялся шторм. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Жерико болезненно переживал критику. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).
По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Есть на картине и ещё один друг Жерико.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Другой философ подчеркивал, что если в душах людей и сохраняется какая-то энергия, то только новое несчастье может вывести их из вялости.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Очень близкий друг.
В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Некоторые, в том числе и его учителя, были не совсем довольны таким свободолюбием начинающего художника и его излишним стремлением сделать всё по-своему.
Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Её похвалил М. -Б. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Художник родился в Руане в 1791 году. Колорит картины мрачен и темен внизу полотна, но к горизонту он светлеет, наполняя души надеждой.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Природа на полотне враждебна человеку. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. И она действительно была для того времени революционна. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Все, кто был на лодках, спаслись. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Полотно отметил и сам Давид14. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В результате, во второй день несколько десятков человек было убито во время попыток занять безопасное место в середине конструкции или смыто за борт волнами. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Его должны были вести на буксире лодки. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. На плоту начались драки за доступ к воде. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Несколько человек сошли с ума. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Романтизм был полностью ориентирован на современность.
Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Много копирует в Лувре. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Полотно отметил и сам Давид13. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.
Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Лувр. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца.
Философ Эдмунд Бёрг утверждал, что категория величественного непременно связана со страхом. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Своей революционностью.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Это интриговало и притягивало взгляд. Благодаря этому романтическому, т. е. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Но ветер относит плот от корабля спасения.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
А на плоту положение стало ужасным. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В самую первую ночь погибли двадцать человек. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. В чем сущность романтического мировосприятия. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Там картина вызвала большой интерес. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. 1817, Лувр, Париж). чтобы умереть». Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Её похвалил М. -Б. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус».
При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Да и видно ли его. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Сам плот почти упирается в раму картины. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Иконографически-романтичный Байрон со своим винным кубком из черепа и греческой эскападой, пожалуй, дажевытеснил из массового сознания Байроново же потрясающее чувство юмора. Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. Этим определялась направленность его поисков».
Эти две тенденции— с одной стороны, любовь к реальности и природе, а с другой—изощрённая забота о том, чтобы следовать по пути, проложенному старыми мастерами, — отныне всегда будут сталкиваться в душе художника. Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Из почти 150 человек в живых осталось десять. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Он рвался в атаку.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико находит плотника, который делал плот и заказывает ему уменьшенную копию, лепит из воска персонажей, которые будут изображены на картине, расставляя их на плоту. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Этим определялась направленность его поисков»13. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Будучи новатором по своей натуре, он пытался создать нечто особенное, красивое и для него было не важно – вписывается ли это в рамки академического стиля или нет.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Случилось это в 1816 году.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Ему не спастись. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Пусть даже и за свой счет. Но при этом Жерико упорно и много работает.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Их путешествие длилось не более четырех дней. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Её похвалил М. -Б. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Это интриговало и притягивало взгляд. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Так и вышло. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. И они начали есть друг друга. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Работа хранится в Лувре, в Париже. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
В первую же ночь было убито 20 человек. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Продуктов у них не было. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание.
Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.
149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Настроение самого Жерико было противоречивым. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Делая многочисленные наброски, художник долго работал над поисками композиции, остановив свой выбор на изображении плота с верхней точки зрения, что дало возможность одним взглядом охватить все происходящее. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Но буксирные концы вскоре полопались — хотя кое-кто утверждает, что что они попросту были обрублены командами шлюпок и что первым обрезал канат губернатор Шмальц.
Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Он рвался в атаку. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18.