Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Уроки не интересовали его.
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Жерико присудили золотую медаль. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Картина не имела успеха. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Романтизм был полностью ориентирован на современность. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Продуктов у них не было. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Другой философ подчеркивал, что если в душах людей и сохраняется какая-то энергия, то только новое несчастье может вывести их из вялости. У юноши две страсти: живопись и лошади.
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Вдохновленный английскими «спортивными гравюрами» («sporting prints»), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров. Изобличая литературный романтизм, «эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны», он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.
Это интриговало и притягивало взгляд. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». чтобы умереть».
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Стремясь представить на полотне историю спасения в море людей, потерпевших кораблекрушение, художник сделал множество подготовительных штудий. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Одного из погибших волной смывает в море. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
«Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Это указующая веха. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Но ветер относит плот от корабля спасения. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Её похвалил М. -Б. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Естественно, картина, в которой критика находила параллели с бездеятельностью правительства Франции, не получила должного одобрения.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Этим определялась направленность его поисков». Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
В чем сущность романтического мировосприятия. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века.
Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Он посещает Лувр, где с 1808 размещается коллекция Боргезе, делает многочисленные копии (32, по утверждению Клемена) с работ самых разных художников (Тициана, Рубенса, Караваджо, Жувене, Ван Дейка, Прюдона, С. Розы). Работа хранится в Лувре, в Париже. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В этой монументальной и исключительной для своего времени работе художник заимствовал некоторые элементы у Рубенса, а позу лошади – у Гро, однако пластика фигур и цветовая палитра принадлежат самому Жерико. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819).
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Некоторые, в том числе и его учителя, были не совсем довольны таким свободолюбием начинающего художника и его излишним стремлением сделать всё по-своему. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Да и видно ли его.
Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Париж (1812-1816).
Художник родился в Руане в 1791 году. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Жерико работал над «Плотом Медузы» в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по прежнему вокруг военной тематики. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. А на плоту положение стало ужасным. Вариант из руанского Музея изящных искусств («Конь, остановленный рабами») отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Его должны были вести на буксире лодки. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. Пусть даже и за свой счет. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Прекрасные этюды.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Он издает свои литографии, делает этюды на темы современной истории и задумывает так и не завершенные большие картины («Открытие дверей Инквизиции», Париж, частное собрание «Торговля неграми», Бейон, музей), портреты («Луиз Берне в детстве», Париж, Лувр), сцены бури (Брюссель, Кор.
Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь. Теодор рисовал любимых лошадей и его несколько полотен на эту тематику можно назвать потрясающими, но они не были признаны. Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография «Кони, бьющиеся в конюшне» исполненная в серых тонах и «Кулачный бой» проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848).
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. По мнению Клемана, существовало и пять других картин, но «Вандеец» (Париж, Лувр), технически близкий к серии, не принадлежит ей. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. Все, кто был на лодках, спаслись. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Гравюра «Отступление русской армии» поразила воображение художника с этих пор тема испытаний, разложения и смерти начинает преобладать в его творчестве («Телега с ранеными», Кембридж, музей Фицуильям). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило.
ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». «Плот Медузы» (1819, Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств) последнее законченное произведение художника, в котором, как и в «Беге свободных лошадей в Риме», его классичная натура окончательно одержала верх над «современной» и реалистичной трактовкой сюжета. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Какая крепость.
Полотно отметил и сам Давид. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
В этих условиях в глазах передовых людей время Наполеона стало восприниматься в ореоле революционных традиций, как время, когда Франция начертала на своих победоносных знаменах – Свобода, Равенство и Братство. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника.
Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Пресса подняла вокруг нее борьбу. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. И умирать рядом со всеми этими работами, созданными во всей силе и страсти молодости, когда не можешь повернуться ни на палец в своей кровати без чужой помощи. » Жерико умер 26 января 1824 года в возрасте 33 лет. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель.
Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.
Четыре лошади вихрем летят над полем скачек их передние и задние ноги вытянуты параллельно земле. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.
Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины «Бег свободных лошадей в Риме», вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.
Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
В Риме художник проводит целый год. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений. В феврале 1823 года он слег в постель. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Для своей картины он выбрал, пожалуй, самый драматичный момент: измученные люди увидели на горизонте судно и еще не знают, заметят их с него или нет. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Стокгольм, Нац. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Гро. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Помнить о нем. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Этим определялась направленность его поисков»13. Всех охватила паника. Теодору было тогда тринадцать лет. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Он исполняет портреты детей и своих друзей. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. После трех лет интенсивной и уединенной работы и вплоть до 1816 художника занимают этюды лошадей (в Версале) и военные темы, прямо отражающие события тех лет. Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В особенности этюд головы карабинера.
Он рвался в атаку. Лувр. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). Картина «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств), выставленная в Салоне 1812- первое произведение художника, обратившее на него внимание современников. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Ему не спастись. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На картине – спешившийся всадник, гигантского роста и вместе с тем такой человечный и трогательный. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Опасным бунтарем величали они молодого живописца. Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Какой печальный вечер.
В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Герена. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло зеленым, серо желтым тонам. – Колорит картины еще усиливает это настроение.
Между этими двумя композициями располагаются небольшие плотные по фактуре этюды солдат (Вена, Музей истории искусств) и рельефный, в чем-то предвосхищающий Курбе «Офицер карабинеров» (Руан, Музей изящных искусств). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. 1817, Лувр, Париж). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. В Риме он знакомится с Энгром и смотрит его рисунки. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Терновец. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Давида и А. Ж. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
музей изящных искусств), пять портретов душевнобольных (Гент, Музей изящных искусств Винтертур, собрание О. Рейнхарта Спрингфилд, музей Лион, Музей изящных искусств Париж, Лувр), написанных под влиянием доктора Жорже, чьи клинические описания согласуются с образами Жерико. Какое превосходство. Картина «Укрощение быков» (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Вскоре скандал по поводу кораблекрушения «Медузы» открыл ему широкие возможности.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Каждое лето он, как правило, проводил в Руане или на родине своего отца, в окрестностях Мортена.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Сам плот почти упирается в раму картины. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих Молодую женщину в красном, которую мы воспроизводим. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание Лилль, Музей изящных искусств). Спустя два года Жерико пишет «Раненого кирасира, покидающего поле боя» (Париж, Лувр эскиз – там же увеличенный вариант – Нью-Йорк, музей Бруклена) – тематическую антитезу предшествующей картине, созданную в момент краха Империи однако большие плоскости еще напоминают Гро, например, «Битву при Эйлау».
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Её похвалил М. -Б. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Полотно отметил и сам Давид14. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Благодаря этому романтическому, т. е. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Случилось это в 1816 году. В поздних работах Жерико световые эффекты несколько скованы и экономны («Пейзаж с печью для обжига извести», 1822, Париж, Лувр). Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза».
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. Природа на полотне враждебна человеку. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания).
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. музей Байон, музей), чтобы с большей убедительностью показать ужасающую реальность трагедии.