Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. Жерико Теодор (1791-1824). Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане. Биография Жерико Теодор (1791- 1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни.
С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане.
Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Этим определялась направленность его поисков»12.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Разумеется, выставленная картина произвела фурор.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
На плоту начались драки за доступ к воде. Затем поднялся шторм. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Одного из погибших волной смывает в море. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков. Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Это интриговало и притягивало взгляд. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Лувр.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Одновременно с многочисленными этюдами для Бега свободных лошадей Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Настолько близкий, что изображен на картине трижды.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Его отец был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком. Её похвалил М. -Б.
Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. И они начали есть друг друга. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. В первую же ночь было убито 20 человек. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Плот был оставлен на произвол судьбы. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Благодаря этому романтическому, т. е.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Её похвалил М. -Б. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В относительной безопасности была только центральная часть плота.
И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». В результате «Медуза» села на мель и затонула. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей».
Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие – клевету на действительность. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы».
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Полотно отметил и сам Давид.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31.
ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Работа хранится в Лувре, в Париже.
На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Пусть даже и за свой счет. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку.
Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Полотно отметил и сам Давид13. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. С самого начала Теодор стремился к особой выразительности своих картин, которые иногда шли вразрез с установившимися правилами высокой живописи того времени. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Это интриговало и притягивало взгляд. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Очень близкий друг. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Своей революционностью. Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. 1817, Лувр, Париж).
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Он рвался в атаку.
Много копирует в Лувре. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Этим определялась направленность его поисков»13. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. И она действительно была для того времени революционна.
Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Он рвался в атаку. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Но при этом Жерико упорно и много работает.
Природа на полотне враждебна человеку. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. чтобы умереть». Этим определялась направленность его поисков». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Полотно отметил и сам Давид14.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Иконографически-романтичный Байрон со своим винным кубком из черепа и греческой эскападой, пожалуй, дажевытеснил из массового сознания Байроново же потрясающее чувство юмора. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия19. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Ему не спастись. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Там картина вызвала большой интерес.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Есть на картине и ещё один друг Жерико. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Жерико болезненно переживал критику. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Жерико, обладая пылким воображением, живо представлял себе муки людей, у которых почти не осталось надежды на спасение.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. В Риме художник проводит целый год. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих Молодую женщину в красном, которую мы воспроизводим. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. У юноши две страсти: живопись и лошади. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Их путешествие длилось не более четырех дней.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Несколько человек сошли с ума. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Её похвалил М. -Б. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Так и вышло.