Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
В феврале 1823 года он слег в постель. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Благодаря этому романтическому, т. е.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Теодору было тогда тринадцать лет. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. – Колорит картины еще усиливает это настроение. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр).
Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. чтобы умереть».
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. Осенью 1808 года Жерико стал учеником Карла Верне – довольно посредственного, но модного в то время парижского баталиста и жанриста, большого мастера рисовать лошадей.
Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Какое превосходство.
Опасным бунтарем величали они молодого живописца. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по прежнему вокруг военной тематики. Жерико болезненно переживал критику. Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром.
Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. За 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма, потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Это указующая веха. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Её похвалил М. -Б.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. Герена. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра.
Картина имела успех, она обратила внимание художественных кругов на незнакомое до тех пор имя. Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. Он ходит по музеям, копирует великих мастеров, делает наброски с натуры на городских улицах.
Ему не спастись. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. Прекрасные этюды.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло зеленым, серо желтым тонам. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Полотно отметил и сам Давид. Этим определялась направленность его поисков»13. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Работа хранится в Лувре, в Париже.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико присудили золотую медаль. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Полотно отметил и сам Давид14. Он рвался в атаку. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Уроки не интересовали его. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Природа на полотне враждебна человеку. Настроение самого Жерико было противоречивым. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр).
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. В Риме художник проводит целый год.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Пресса подняла вокруг нее борьбу. У юноши две страсти: живопись и лошади. В результате «Медуза» села на мель и затонула. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики».
Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Гро. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Работал в Париже. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Образы эти овеяны какой то возвышенной грустью, носят отпечаток той высокой гуманности, которой проникнуто отношение художника к сломленным, потерянным человеческим существам. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров».
Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Пусть даже и за свой счет. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Гнет реакции заставил забыть, что наполеоновские войны давно уже перестали быть революционными и превратились в захватнические, антинародные. Но при этом Жерико упорно и много работает. Много копирует в Лувре.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. В Париже он использовал каждый свободный день, чтобы пойти либо в Лувр, где его внимание приковывал Рубенс, либо в цирк наездника Франкони. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
Так и вышло. Терновец.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Там картина вызвала большой интерес. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Какой печальный вечер. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Для живописца такая позиция означала, что от него либо отвернутся и перестанут замечать, либо обрушат в его адрес поток нелицеприятной критики, находя в его полотнах профессиональные недостатки. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Выполнил ряд скульптурных работ. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Этим определялась направленность его поисков». Лувр. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». «Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память.
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства».
Одного из погибших волной смывает в море. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Это интриговало и притягивало взгляд. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
В особенности этюд головы карабинера. Он забывал о них и покрывал страницы своих тетрадей рисунками, увлекался музыкой и много читал. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Её похвалил М. -Б.
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Но что бы ни изображал Жерико— триумфы ли, невзгоды ли солдат Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность старых наполеоновских ворчунов—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. Давида и А. Ж.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график.
1817, Лувр, Париж). Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Это интриговало и притягивало взгляд.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
Будущий художник учился живописи у таких талантливых мастеров, как Герен и Верне, которые в своих произведениях были верны старым заветам голландцев и фламандцев. «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора Плота Медузы, который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он рвался в атаку.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. Картина не имела успеха. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. Помнить о нем.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. По протекции высокопоставленного чиновника капитаном корабля был назначен дворянин, не имевший достаточного опыта. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Какая крепость. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.