Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. чтобы умереть». Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В Риме художник проводит целый год. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал2.
А на плоту положение стало ужасным. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти.
В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Полотно отметил и сам Давид14. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Много копирует в Лувре.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Это интриговало и притягивало взгляд. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Этим определялась направленность его поисков».
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Сенегала, людьми познавшими "сободу". Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Естественно, картина, в которой критика находила параллели с бездеятельностью правительства Франции, не получила должного одобрения.
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Он был свидетелем революционных событий: становления и падения империи Наполеона, Реставрации и первых проявлений демократии в 20-х годах девятнадцатого столетия. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Её похвалил М. -Б. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Философ Эдмунд Бёрг утверждал, что категория величественного непременно связана со страхом. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Много позже, в преддверии революции 1848 года историк Мишле, демократ и республиканец, писал об этой картине Жерико: «Он создал как бы эпитафию солдату 1814 года. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
В чем сущность романтического мировосприятия. Работа хранится в Лувре, в Париже. Герой композиции — уже не сильный, полный надежд воин, а разочарованный и усталый раненый солдат, опирающийся на саблю. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Всех охватила паника. Случилось это в 1816 году.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Мастер смело использует цветовые контрасты: то тут, то там вспыхивают темпераментные удары алой киновари, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. 1817, Лувр, Париж).
Сам плот почти упирается в раму картины. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Да и видно ли его. Тогда лишь несколько человек смогли спастись на плотуРезкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины, страдающих безымянных людей. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Благодаря этому романтическому, т. е. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Художник родился в Руане в 1791 году. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.
С помощью своеобразной, чуть приглушенной гармонии, созданной серыми, рыжеватыми, темно-голубыми и красными оттенками, переходящими в оттенки бистра, Жерико выявил силуэт офицера на фоне мягко намеченной листвы и каменистых холмов. Другой философ подчеркивал, что если в душах людей и сохраняется какая-то энергия, то только новое несчастье может вывести их из вялости. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Настроение самого Жерико было противоречивым. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. На картине – спешившийся всадник, гигантского роста и вместе с тем такой человечный и трогательный. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Природа на полотне враждебна человеку.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Пусть даже и за свой счет. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико).
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Этот аморальный инцидент послужил причиной разбора поведения капитана, который, спасшись сам, не пожелал или не смог оказать помощь потерпевшим крушение. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. На борту было около 400 человек. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Этим определялась направленность его поисков»13. Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. Но при этом Жерико упорно и много работает. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Его должны были вести на буксире лодки. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Там картина вызвала большой интерес.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Все, кто был на лодках, спаслись.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Продуктов у них не было. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр).
Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Жерико болезненно переживал критику.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Лувр.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. У юноши две страсти: живопись и лошади. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Сюжет картины основан на реальной трагедии.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Её похвалил М. -Б. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Романтизм был полностью ориентирован на современность.
Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Он рвался в атаку. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
Было сделано большое количество эскизов и набросков: штормового моря, людей в различных положениях, сидящих, лежащих, стоящих. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Полотно отметил и сам Давид. Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Но ветер относит плот от корабля спасения. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Жерико учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Ему не спастись. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Одного из погибших волной смывает в море. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».