Дружба реферат биография теодора жерико Теодором Жерико. Биография Жерико Теодор (1791- 1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в реферат биография теодора жерико сжимающей их раме.
Умалишенный, воображающий себя полководцем. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»). Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Полотно отметил и сам Давид14. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В ранней юности от соучеников по мастерским К. Художник «Царской охоты» — Николай Самокиш Николай Семенович Самокиш — самобытный русский художник, художник и график, работавший в различных жанрах, продолживший традиции русской батальной исторической живописи известный как анималист и замечательный книжный график. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В ряде портретов Жерико воплощено романтическое представление о художнике как о свободной, независимой личности. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Сохранились прекрасно проработанные анатомические рисунки, этюды, наброски животных, особенно лошадей. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи).
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Дипак Чопра Дипак Чопра — американский врач и писатель, по происхождению индиец. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Это интриговало и притягивало взгляд. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Поль Сезанн Поль Сезанн — французский художник. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Этим определялась направленность его поисков». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
Этюд натурщика, Реферат биография теодора жерико Жерико. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Её похвалил М. -Б.
Там картина вызвала большой интерес. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Молодой человек отлично ездил верхом, обожал длительные конные прогулки, для которых выбирал самых норовистых лошадей. Теодор Жерико учился у Карла Верне (1808—1810), а потом у Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Выполнил ряд скульптурных работ. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Но при этом Жерико упорно и много работает.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал2. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Герена. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Он рвался в атаку. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Похожие материалы Истоки мастерства Дега. Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя.
Он ходит по музеям, копирует великих мастеров, делает наброски с натуры на городских улицах. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. чтобы умереть». В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. В Риме художник проводит целый год.
Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Художник отличался взрывным темпераментом, что проявлялось не только в живописи, но и в жизни: он любил лихую верховую езду и трагически погиб в возрасте 32 лет в результате падения с лошади. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину Отступление французов из России в 1812. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Миллионы посетителей музея и туристов приходят сюда, чтобы воочию увидеть это культовое произведение искусства. Жерико болезненно переживал критику.
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
1817, Лувр, Париж). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая— падения с лошади. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля года.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Ссылка на Викисклад непосредственно в статье. Работал в Париже. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII.
Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Много копирует в Лувре. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Его отец был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре.
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Реферат биография теодора жерико испытал это в полной мере, когда через два года выставил в Салоне картину «Раненый кирасир, покидающий поле боя», в которой выразились реферат биография теодора жерико и тоска, сопровождавшие крах наполеоновского величия и которая была воспринята публикой крайне холодно.
Природа на полотне враждебна человеку. К этому времени революционные идеи несколько потрепались и потеряли свой бунтарский смысл. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Благодаря этому романтическому, т. е. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.
Одного из погибших волной смывает в море. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Похожий на античную статую, он равнодушно смотрит перед собой, придерживая одной рукой умершего юношу, чтобы того не смыло в море.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Жерико известен и как прекрасный портретист. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Полотно отметил и сам Давид. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Ему не спастись. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Этим определялась направленность его поисков»13. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Её похвалил М. -Б.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Лувр.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре.