Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Её похвалил М. -Б. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Ж. впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Жерико болезненно переживал критику. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Полотно отметил и сам Давид. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
На ее губах можно заметить подобие улыбки. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Полотно отметил и сам Давид14. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Этим определялась направленность его поисков»12.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Темное, мглистое небо, понуро опущенная голова коня с огромным печальным глазом дополняют мрачное впечатление. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Её похвалил М. -Б.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Этим определялась направленность его поисков». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Полотно отметил и сам Давид. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Пусть даже и за свой счет. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811 – 1813 годах. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин – «Лошадь Наполеона» – получила награду императрицы Марии-Луизы. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Этим определялась направленность его поисков». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Там картина вызвала большой интерес. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
В Риме художник проводит целый год. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Одного из погибших волной смывает в море. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника.
Несомненно лишь то, что перед нами идеальное портретное изображение художника-романтика. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей – Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
У юноши две страсти: живопись и лошади. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Настроение самого Жерико было противоречивым. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции8. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Работа хранится в Лувре, в Париже. 1817, Лувр, Париж).
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Через какое-то время Жерико осознаёт, что принципы неоклассицизма не соответствуют его творческим устремлениям и противоречат его темпераменту. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Природа на полотне враждебна человеку.
Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Много копирует в Лувре. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Полотно отметил и сам Давид13. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график. Из-под белого чепца выбиваются пряди поседевших волос, лицо расчерчено глубокими линиями морщин. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Ещё одна вариация темы – несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере – из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Этим определялась направленность его поисков»13. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности.
Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Её похвалил М. -Б.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816 – 1817) и Англию (1820 – 1821). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Его работы 1813 – 1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона – привилегированном воинском соединении. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Он рвался в атаку. Её похвалил М. -Б. Благодаря этому романтическому, т. е. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.
Лицо модели обнаруживает и меланхолии. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Это интриговало и притягивало взгляд.
Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому – «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена – Эжена Делакруа. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Французский художник и график. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время – после Давида во всяком случае, – кто питал действительное расположение к педагогике». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Но при этом Жерико упорно и много работает. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.