Жерико Теодор (1791-1824). Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Биография Жерико Теодор (1791- 1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века.
Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане.
С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. Он рвался в атаку. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров.
Жерико, обладая пылким воображением, живо представлял себе муки людей, у которых почти не осталось надежды на спасение. Жерико болезненно переживал критику. Её похвалил М. -Б.
В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора Плота Медузы, который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники. Там картина вызвала большой интерес. Прекрасные этюды. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Полотно отметил и сам Давид14. Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Природа на полотне враждебна человеку. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
желтым тонам. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину Отступление французов из России в 1812. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Её похвалил М. -Б. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Одного из погибших волной смывает в море. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Теодору было тогда тринадцать лет. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему».
1817, Лувр, Париж). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Пусть даже и за свой счет. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816.
К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Картина не имела успеха.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Какой печальный вечер.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Этим определялась направленность его поисков». Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Пресса подняла вокруг нее борьбу.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Многие работы Жерико, написанные по итальянским впечатлениям, близки по духу творчеству известных представителей Высокого Возрождения. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Эти две тенденции— с одной стороны, любовь к реальности и природе, а с другой—изощрённая забота о том, чтобы следовать по пути, проложенному старыми мастерами, — отныне всегда будут сталкиваться в душе художника. Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
Какая крепость. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Настроение самого Жерико было противоречивым. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. «Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память.
Много копирует в Лувре. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Луазо, а затем отец перевел его в пансион Рене Ришара Кастеля. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. В Риме художник проводит целый год. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Образы эти овеяны какой. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В особенности этюд головы карабинера. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819). В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В феврале 1823 года он слег в постель. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Полотно отметил и сам Давид. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Жерико присудили золотую медаль. Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. чтобы умереть». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Ему не спастись. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
прежнему вокруг военной тематики. В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, вот таким образом не жалел средств. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Это указующая веха. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Это интриговало и притягивало взгляд. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Его отец был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком. Стремясь представить на полотне историю спасения в море людей, потерпевших кораблекрушение, художник сделал множество подготовительных штудий. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Терновец. – Колорит картины еще усиливает это настроение. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Какое превосходство. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Уроки не интересовали его.
Красочная гамма сведена к коричневым, тепло. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Но при этом Жерико упорно и много работает. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
«Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». зеленым, серо. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена.
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Полотно отметил и сам Давид13. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Её похвалил М. -Б.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен. У юноши две страсти: живопись и лошади. Этим определялась направленность его поисков»13. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В самом деле, еще не закончив занятий в мастерской Герена, Жерико уже был увлечен зрелищем военных событий современности и, подобно Гро, обрел сюжеты в наполеоновской эпопее, в победах и поражениях Великой армии. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров».
Благодаря этому романтическому, т. е. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Лувр. Этим определялась направленность его поисков»12.
Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Помнить о нем. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.