Иоганн Готфрид Таннауер (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680—1733 или 1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист.
В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России. По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе». Изображение величественно и репрезентативно. Аммона, Москва 1858 изд. Апраксина. По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах.
Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). 56, 107 и 423 т. II, стр. 111—132. Таннауер Иоганн Готфрид – художник портретист, миниатюрист.
1—2 и 143. 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского». — Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. Иоганн Готфрид Таннауер (нем.
1872, вып. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. I, стр. 1872, стр. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце).
Толстого. Аммона, Москва 1858 изд. 1875, т. I, стр. 36, 222. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб.
30. 1889, т. 1, стр. 1 – 2 и 143. Портрет этот принадлежит к сюите пяти чувств и представляет слух: Т. изображен на нем играющим на скрипке. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 1—2 и 143.
111 – 132. 303—304. — И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать». Небольшая по размеру картина представляется огромным полотном.
В России И. Таннауер был загружен работой. У графа Шереметева в Кускове имеется также собственный портрет T., гравированный черной манерой Купецким. 223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
1872, стр. Его авторству принадлежит написанная с натуры картина изображающая Петра I на смертном одре (хранится в Государственном Эрмитаже). Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. 90, 117, 172, 173, 249. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб.
1875, т. I, стр. — Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. — J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. 1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. академии художеств.
– А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. Сопоставление живописи и поэзии в данном случае закономерно, так как культура барокко обнаруживает стремление «скрещивать» языки различных искусств. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе. 30. Законченный вид портрета стиля барокко мы находим в творчестве немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауера (1680-1737). Сын Таннауера, Иоаганн Себастьян учился гравированию при Академии наук. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. А. Сомов, "Картинная галерея Имп. Ф. М.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф. Черкасов. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб.
Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Меншикова, П. А. Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. С. 304. ).
Ему приписывается рисунок с изображением Петра I на смертном одре. 3870, стр. 111—132. 1886, стр. Юноша рано выучился часовому ремеслу, которое на протяжении всей жизни давало ему солидный приработок. 1872, вып.
Точка зрения дана снизу вверх, подчеркивая величие императора-полководца. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. немецкий художник, портретист, миниатюрист. Первоначально занимался часовым делом и музыкой.
По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. – СПб., 1872. Он прибыл в Россию в 1711 году. Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи». I, стр.
Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. 3 и 28. – М., 1860. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. Немецкий художник неоднократно писал изображения Петра Великого и членов его семьи, а также «птенцов гнезда Петрова», его сподвижников – адмирала Ф. М. Апраксина, дипломата ПА. Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых.
Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ). – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. Он говорил: «Есть высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха».
в Москве", СПб. Недаром скульптор Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи. 2-е, ч. II, стр. 36, 222.
Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост — в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Принимал участие в детских играх и занятиях Петра с потешными полками. Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе.
56, 107 и 423 т. II, стр. Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр.
1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. 1886, стр. 3 и 28. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. – А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр.
1889, т. 1, стр. Был придворным живописцем. Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук. Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами. — А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр.
Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 гг. 56, 107 и 423 т. II, стр. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц.
— "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Толстого, Ф. М. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. в Москве, СПб.
В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. Ч. 2. П. И. Ягужинского (у гр.
В 1697 г. ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. С. Д. Шереметева). 303—304. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же).
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). — Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. 36, 222. Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет. 4—5. И. Г.
академии художеств. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. Был придворным живописцем.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 2-е, ч. II, стр. 1886, стр.
Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб. в Москве, СПб. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). I, стр. Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб.
Вернувшись в Петербург, И. Г. Таннауер получил почетное звание придворного живописца. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. 4 – 5.
Работал в России с 1711 по 1737 (3. ). 1889, т. 1, стр. «Портрет Ф. М. Апраксина» ярко демонстрирует, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). 303 – 304. 1875, т. I, стр.
Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ). В 1714 г. он командовал русской эскадрой, действовавшей у шведских берегов. В этом ряду стоит и портрет царского сына, наследника престола Алексея Петровича. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. — П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737 (3. ) г. Родом из Саксонии сначала был часовщиком в Швабии потом занимался музыкой и наконец посвятил себя живописи, в которой его наставником был Себастьян Бомбелли в Венеции. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). 4—5. Большое значение уделяется изображению неба.
Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. 3870, стр. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа.
— П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. – И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. 30. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост— в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. — А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб.
— А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. С. Д. Шереметева). 90, 117, 172, 173, 249.
академии художеств. Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. Апраксин выдвинулся в крупные государственные деятели.
«Да будет поэзией живопись» – таков один из лозунгов барочной культуры. 90, 117, 172, 173, 249. – Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб.
Этим доставил великое удовольствие царю. Апраксин представлен на фоне битвы с жезлом в руке и в развевающейся мантии. С. 4. ). Первоначально занимался часовым делом и музыкой. Таннауер как «гофмалер», то есть придворный художник, портретирует не только Петра, но и придворную знать: А. Д.
В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: Петр I в Полтавской битве, 1725 (4. ), хранящийся в Русском музее. 1872, стр. Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера). Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц.
– П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716). К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени. — Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Ф. М. 1872, вып. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». П. И. Ягужинского (у гр.
Родился в Саксонии (. ). 3870, стр. 247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр. 2-е, ч. II, стр. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Граф Апраксин Федор Матвеевич (1671-1728) – русский государственный деятель, генерал-адмирал (1708), знаменитый сподвижник Петра I. Его сестра Марфа Матвеевна (1664-1715) была второй женой царя Федора Алексеевича, благодаря этому браку Ф. М.
Оно как бы живет своей особой жизнью. 3 и 28. Аммона, Москва 1858 изд. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д.
Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. городах. — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб.
Тема неба – одна из центральных в искусстве барокко (в 1960 году в Штутгарте проходила специальная выставка под названием «Небо барокко»). Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли.