Иоганн Готфрид Таннауэр (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, в дореволюционной литературе именовался Дангауэром, 1680—1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист.
Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. 303 – 304. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. Будучи за границей, Петр I по рекомендации художника Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. 1872, вып. Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: Петр I в Полтавской битве, 1725 (4. ), хранящийся в Русском музее. 1872, вып. 1889, т. 1, стр.
Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. Аммона, Москва 1858 изд. Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи».
Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб. 111—132. 2-е, ч. II, стр.
– Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. 1875, т. I, стр. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр.
В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. академии художеств.
Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб. Затем T. поехал в Голландию, где изучал и копировал произведения Рубенса и посвятил себя исключительно портретному роду. 1889, т. 1, стр.
Первоначально занимался часовым делом и музыкой. 3 и 28. I, стр.
На протяжении десяти лет Таннауер оставался единственным гофмалером при русском дворе и оставил заметный след в русском искусстве, который до сих пор еще не оценен по достоинству. — J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. — Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр.
1872, стр. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр.
городах. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. — И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. — А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же).
Таннауер Иоганн Готфрид – художник портретист, миниатюрист. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 1889, т. 1, стр. 90, 117, 172, 173, 249. — П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв.
Сын Таннауера, Иоаганн Себастьян учился гравированию при Академии наук. 3870, стр. 56, 107 и 423 т. II, стр. I, стр.
1—2 и 143. 1886, стр. Работал в России с 1711 по 1737 (3. ). Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых.
— П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. 1875, т. I, стр. Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп.
Умер Т. в 1737 г. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. 1886, стр. 4 – 5.
По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе». – М., 1860. Большое значение уделяется изображению неба. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Законченный вид портрета стиля барокко мы находим в творчестве немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауера (1680-1737). 303—304. 4—5. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). 90, 117, 172, 173, 249.
Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ). 1—2 и 143. – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа.
– А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). – П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. 2-е, ч. II, стр. Оно как бы живет своей особой жизнью.
— Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. Ч. 2. 1872, вып. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп.
Умер Т. в 1737 г. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. У графа Шереметева в Кускове имеется также собственный портрет T., гравированный черной манерой Купецким. «Портрет Ф. М. Апраксина» ярко демонстрирует, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность. 90, 117, 172, 173, 249. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось.
– А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса.
Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук. Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет. Аммона, Москва 1858 изд.
«Да будет поэзией живопись» – таков один из лозунгов барочной культуры. Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха». Немецкий художник неоднократно писал изображения Петра Великого и членов его семьи, а также «птенцов гнезда Петрова», его сподвижников – адмирала Ф. М. Апраксина, дипломата ПА. 1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. 36, 222. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». 1872, стр.
немецкий художник, портретист, миниатюрист. Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. 1875, т. I, стр. Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 гг. 56, 107 и 423 т. II, стр. Его авторству принадлежит написанная с натуры картина изображающая Петра I на смертном одре (хранится в Государственном Эрмитаже). Недаром скульптор Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 56, 107 и 423 т. II, стр. 1886, стр. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце).
111 – 132. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. 111—132. академии художеств. Он прибыл в Россию в 1711 году. — Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716). – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. У графа Шереметева в Кускове имеется также собственный портрет T., гравированный черной манерой Купецким. — "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд.
Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однакоже всех похожее был портрет императора — совершенная натура. Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. 3870, стр. Точка зрения дана снизу вверх, подчеркивая величие императора-полководца.
В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Он говорил: «Есть высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». — А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. С. 4. ).
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). в Москве, СПб. В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф. Черкасов.
Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами. К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ).
36, 222. Вернувшись в Петербург, И. Г. Таннауер получил почетное звание придворного живописца. Тема неба – одна из центральных в искусстве барокко (в 1960 году в Штутгарте проходила специальная выставка под названием «Небо барокко»). 36, 222.
4—5. в Москве", СПб. 1 – 2 и 143. Родился в Саксонии (. ). – И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр.
Толстого. Ибо при таком случае я не намерен болши здесь оставаться, но желаю щастия своего в иных местах искать. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). В России И. Таннауер был загружен работой.
30. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. — А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. – СПб., 1872. 3 и 28. В Смоленске мастер повстречал Петра, направлявшегося в Прутский поход и сопровождал русского царя в этом опасном мероприятии. 30.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Аммона, Москва 1858 изд. Сопоставление живописи и поэзии в данном случае закономерно, так как культура барокко обнаруживает стремление «скрещивать» языки различных искусств.
Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. 1872, стр. в Москве, СПб. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Хотя каждый из них отличается необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однако же, всех похожее был портрет императора – совершенная натура. 247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д.
А. Сомов, "Картинная галерея Имп. Был придворным живописцем. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр.
Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. — Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. 2-е, ч. II, стр. 30. Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера). По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию.
Небольшая по размеру картина представляется огромным полотном. 3870, стр. I, стр. Был придворным живописцем. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.
3 и 28. При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать». 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского». С. 304. ). академии художеств.
— И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб. 303—304.