Живопись Таннауэра построена на интенсивных цветовых сочетаниях, например синего и красного с серебристо-белым, с сильными светотеневыми контрастами. Сын художника И. С. Таннауэр обучался гравированию при Академии наук. Как и Ивану Никитину, Таннауэру было доверено писать Петра на смертном ложе (ГЭ). В России Таннауэр имел много учеников.
Знаменательно, что после смерти императора Таннауэр просил об отставке. После смерти Петра I Таннауэр работал очень мало и окончил свою жизнь в нищете. Иоганн Готфрид Таннауэр (нем.
Он покинул Россию, но добрался лишь до Польши, заболел и возвратился в Россию, где и умер в 1737 г. В 1720-х Иоганн Готфрид Таннауэр пишет портрет Федор Матвеевича Апраксина, одного из видных деятелей ХVIII века. Кисти Таннауэра принадлежит знаменитое полотно «Конный портрет Петра I на фоне Полтавской баталии» (1724-1725, ГРМ). Иоганн Готфрид Таннауэр (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, в дореволюционной литературе именовался Дангауэром, 1680—1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист.
30. Старая русская живопись тоже знала репрезентативные изображения, но приемы ее были иные. — А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. Какие книги они приобретали. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Затем T. поехал в Голландию, где изучал и копировал произведения Рубенса и посвятил себя исключительно портретному роду. 1875, т. I, стр.
1875, т. I, стр. – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб.
– СПб., 1872. Петр I (Великий 1672-1725) — младший сын царя Алексея Михайловича. Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф. Черкасов. С 1682 года — царь (до 1696 года совместно с братом Иоанном V). Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли.
Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе». 1886, стр. В качестве наследника престола неоднократно выполнял поручения отца в годы Северной войны. 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского».
С. 56–61 Ее же. Аммона, Москва 1858 изд.
247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать». Линейный ритм портрета Меншикова построен на "пафосе кривых". – П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. 2.
Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. — П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы.
— "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд. – И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера). 3 и 28. – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). в Москве, СПб. 56, 107 и 423 т. II, стр. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Ф. М. 1872, стр. Таннауер как «гофмалер», то есть придворный художник, портретирует не только Петра, но и придворную знать: А. Д.
1889, т. 1, стр. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. — А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. Граф Апраксин Федор Матвеевич (1671-1728) – русский государственный деятель, генерал-адмирал (1708), знаменитый сподвижник Петра I. Его сестра Марфа Матвеевна (1664-1715) была второй женой царя Федора Алексеевича, благодаря этому браку Ф. М.
56, 107 и 423 т. II, стр. Русские портретисты XVIII века и их французские современники // Век Просвещения. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе.
городах. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб. – П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. Таннауэр познакомил русских мастеров с приемами позднего европейского барокко. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб.
В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. «Портрет царевича Алексея Петровича». 2006.
Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук. 1886, стр. в Москве, СПб. 2-е, ч. II, стр. 303—304. Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: Петр I в Полтавской битве, 1725 (4. ), хранящийся в Русском музее. На протяжении десяти лет Таннауер оставался единственным гофмалером при русском дворе и оставил заметный след в русском искусстве, который до сих пор еще не оценен по достоинству.
В стилистике портрета А. Д. Меншикова (1727 (. ), ГМЗ "Павловск") ощущаются незнакомая русским мастерам барочная динамика, глубина пространства, светотеневые контрасты. 30. Работал в России с 1711 по 1737 (3. ).
Где и когда она была издана. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. 1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. 5. 1—2 и 143.
Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса. Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет. 56, 107 и 423 т. II, стр.
В этом ряду стоит и портрет царского сына, наследника престола Алексея Петровича. В 1697 г. ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. 1872, вып.
– А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. Государственный Русский музей.
4 – 5. Сын художника И. С. Таннауэр обучался гравированию при Академии наук. Санкт-Петербург И. Г. Таннауэр. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). городах. 1 – 2 и 143.
Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716). I, стр. Был придворным живописцем. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Умер Т. в 1737 г. (tannauer) Иоганн Готфрид (1680, Швабия – 1733 или 1737, Санкт-Петербург), немецкий художник и рисовальщик портретист, миниатюрист, музыкант, часовщик. Кто хотел открыть в России школы и университет уже в начале XVII века.
1889, т. 1, стр. 247, 291-292, 626-627 т. II, стр. В указе Петра о приглашении в Россию иностранных художников (1702) подчеркивалось, что они едут "своею волею" и "для прокормления своим художеством", сохраняя свободу выезда, подданство и выбор вероисповедания (подробнее см. : Маркина Л. А. "Россика" петровского времени // Русское искусство. Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближенных. Был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
1872, вып. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). – Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. 36, 222.
Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ). Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, "Картинная галерея Имп. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737 (3. ) г. Родом из Саксонии сначала был часовщиком в Швабии потом занимался музыкой и наконец посвятил себя живописи, в которой его наставником был Себастьян Бомбелли в Венеции. Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами.
4. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). Еще в большей мере это относится к портрету Ф. М. Апраксина (не датирован ГМЗ "Павловск").
1872, вып. 3 и 28.
Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых. В России Таннауэр имел много учеников. Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха». Был придворным живописцем. Таннауэр как гофмалер, придворный художник, естественно, неоднократно писал Петра, например на фоне Полтавской битвы (1710-е, ГРМ).
Битва русской армии под командованием Петра I со шведской армией Карла XII состоялась 27 июня 1709 под Полтавой и закончилась полным разгромом шведов. I, стр. Немецкий художник, портретист, миниатюрист. Этим доставил великое удовольствие царю.
Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создается образ царя-победителя. в Москве", СПб. и приблизившимся к старорусским парсунным приемам письма. Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ). Эта оценка (или недооценка) происходила скорее всего оттого, что в "россике" видели нечто уничижительное для отечественного искусства, забывая, что иностранные мастера работали в любой европейской стране, где оставляли след в меру своих дарований (достаточно вспомнить Гольбейна Младшего или Ван Дейка).
1889, т. 1, стр. – И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. С. Д. Шереметева). 2-е, ч. II, стр. 36, 222. 30. Таннауер Иоганн Готфрид (1680, Саксония (. ) – 1737 (3. ), Санкт-Петербург)Работал в России с 1711 по 1737 (3. ).
Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. 2006. С. 4. ). 4—5. По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. 56, 107 и 423 т. II, стр.
После смерти Петра I Таннауэр работал очень мало и окончил свою жизнь в нищете. — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб. Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых. Ему приписывается рисунок с изображением Петра I на смертном одре. Апраксин представлен на фоне битвы с жезлом в руке и в развевающейся мантии. Изображение в высшей степени импозантно, величественно, репрезентативно.
Ф. М. 6. 303-304.
При русском дворе Таннауэр занимал должность гофмалера – придворного живописца. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. I, стр. 3870, стр. академии художеств. I, стр.
Первоначально занимался часовым делом и музыкой. Какие «заморские» обычаи вошли в моду во второй половине XVII века и в связи с какими событиями. Некоторое время жил в Голландии. А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа.
По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. С 1721 года — первый император всероссийский. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп.
1875, т. I, стр. Аммона, Москва 1858 изд. Затем T. поехал в Голландию, где изучал и копировал произведения Рубенса и посвятил себя исключительно портретному роду. 223, 287, 247, 249-261, 265, 274, 279, 282-284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи». Первоначально занимался часовым делом и музыкой.
Андрея Первозванного (лента и звезда). 36, 222. Но сначала несколько слов о его камерных портретах. «Портрет Петра I во время Полтавской баталии».
Ч. 2. — J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. В 1700г. — Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр.
Г. Таннауэр. В указателе литературы см. 303—304.
Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. 1872, стр.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Царевич Алексей Петрович (1690–1718) старший сын Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной. И. Г. 111 – 132.
В 1709–1712 путешествовал по Европе, учился в Дрездене. Хотя каждый из них отличается необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однако же, всех похожее был портрет императора – совершенная натура. 90, 117, 172, 173, 249. Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. 4-5.
4. — А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. 1986. Портрет в итоге так и не был завершен (ГРМ, первая половина 1710-х). После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб. 3.
заключил контракт о работе в России, куда приехал в 1711г. И. 2-е, ч. II, стр. 1325, 1387-1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. Изображение величественно и репрезентативно. – М., 1860.
303 – 304. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. иные, не менее важные работы этого автора по "россике").
Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. 1—2 и 143. 1872, вып. 1710-е гг. Ибо при таком случае я не намерен болши здесь оставаться, но желаю щастия своего в иных местах искать. — И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб.
Россия – Франция. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. 4—5. Первая пол.
В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Здесь же рассказывается и о других произведениях, введенных автором в научный оборот, например о портрете Петра из Бад-Пирмонта (1716). 3870, стр. 1875, т. I, стр.
– Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. Апраксина. Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: Петр I в Полтавской битве, 1725 (4. ), хранящийся в Русском музее. В России И. Таннауер был загружен работой. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб.
В январе 1718 года, поддавшись уговорам П. Толстого и А. Румянцева, вернулся в Россию. отправился в Италию, где учился музыке затем в течение пяти лет под руководством С. Бомбелли осваивал мастерство живописца. Апраксин выдвинулся в крупные государственные деятели. 1-2 и 143. – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
Таннауер Иоганн Готфрид – художник портретист, миниатюрист. – А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр.
Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. В 1710г. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени.
в Москве, СПб. Дальнейшая судьба царевича известна (побег за границу, Вена, Тироль, Неаполь, возвращение в Россию, отречение от престола, Петропавловская крепость и смерть). Два портрета (причем, отметим, в изображении Апраксина даже отсутствует какая-либо приукрашенность модели: лицо немолодое, в морщинах, седые волосы развеваются по ветру), но в них передана вся атмосфера победного времени "птенцов гнезда петрова". С. 273–288). 1710-х гг. С. 304. ).
Аммона, Москва 1858 изд. 1886, стр. Принимал участие в детских играх и занятиях Петра с потешными полками.
111—132. Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф. Черкасов. Наряду с писанием портретов членов царской фамилии и других лиц он занимался и починкой часов. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб.
3870, стр. Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. 3 и 28.
Какие черты характера проявились у маленького Петра I. 9. Сын часовщика. Выразительность характеристики и несомненное сходство читаются в портрете П. А Толстого, сыгравшего столь трагическую роль в судьбе царевича (1719, Литературный музей Л. Н. Толстого портрет подписной и датированный). Вопросы1. 4).
академии художеств. Меншикова, П. А. – А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. 3 и 28. 1886, стр. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли.
247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. 90, 117, 172, 173, 249.
Первоначально занимался часовым делом и музыкой. У графа Шереметева в Кускове имеется также собственный портрет T., гравированный черной манерой Купецким. 90, 117, 172, 173, 249.
36, 222. – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. После следствия приговорен Верховным судом к смертной казни.
Аммона, Москва 1858 изд. Почему не удалось это сделать. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). В Северную войну Федор Апраксин блистательно совершил взятие Выборга (1710), перейдя из Кронштадта с 10-тысячным корпусом по льду и недаром заслужил за это орден Андрея Первозванного, а еще ранее – звание адмирала (1707). Иоганн Готфрид Таннауер (нем.
Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. 223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. В 1714 г. он командовал русской эскадрой, действовавшей у шведских берегов. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 111—132.
— Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. В его обязанности входило всюду следовать за Петром I он работал, помимо Санкт-Петербурга, в Москве, Риге и др. 12.
Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. Был придворным живописцем. Выходец из семьи саксонского часовых дел мастера Иоганн Готфрид Таннауэр (1680–1737 в дореволюционной литературе чаще именуется Дангауэром) до приезда в Россию учился в Италии – сначала музыке, а потом живописи у хорошо известного портретиста и миниатюриста Себастьяна Бомбелли. 1872, стр.
Среди первых по времени мастеров помимо Каравака (сразу после петровского указа в Россию просто хлынула масса немцев из бесчисленных мелких княжеств) выделяются И. Г. Таннауэр и Г. Гзель. Родился в Саксонии (. ). — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
Не исключались и просто авантюристы, приезжавшие "на ловлю счастья и чинов". – А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. 2-е, ч. II, стр. Наряду с писанием портретов членов царской фамилии и других лиц он занимался и починкой часов. Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост — в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. Первой из исполненных им в России работ исследователи называют портрет Алексея Петровича – "предсвадебное изображение", писанное с натуры (свадьба была в 1711 г. ), когда Петр еще был полон надежд на сына (дав ему хорошее военное образование, брал в походы, посвящал в государственные дела, а уходя в Прутский поход, передал ему "верховное надзирание"). В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны.
Но на этом портрете он еще полон силы, высокомерия, чувства власти. Жил в замке Эренбург (Тироль), с мая 1717 – в Неаполе. 90, 117, 172, 173, 249. — Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. Сын Таннауера, Иоаганн Себастьян учился гравированию при Академии наук. Став придворным художником, по договору (1710) Таннауэр должен был получать годовое жалованье в 1500 дукатов (750 ефимков), при этом он обеспечивался квартирой и всеми необходимыми предметами ремесла. — П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. Современник T., Берхгольд дает следующий отзыв о портретах, которые он видел в незаконченном еще виде в мастерской художника: это были портреты императора императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меньшиковых, все оригинальные, одинаковой величины и один лучше другого.
В 1711 по настоянию отца женился на принцессе Шарлоте Христине Софии Брауншвейг-Вольфенбютельской, от брака с ней имел дочь Наталью и сына Петра (впоследствии императора Петра II). В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России. 3870, стр. В Карлсбаде был рекомендован императору Петру Великому сопровождал его в прутском походе, до 1723 году состоял придворным живописцем Петра I и не покидал Петербурга до конца своей жизни. 1872, стр.
1889, т. 1, стр. П. И. Ягужинского (у гр. академии художеств. 111-132.
30. городах. М., 1989. — Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
Государственный Русский музей. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. 8. академии художеств. Толстого, Ф. М.