Такая сценка изображена и на картине «Танцовщица Камарго». Портрет Камарго с обозначением года её дебюта (1726), написанный Гюставом Буланже по картине кисти Ланкре, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII – середины XIX веков. Мари-анн де Кюпи де Камарго, также мадемуазель Камарго, Ла Камарго (Marie-Anne Cupis de Camargo, урождённая Мари-Анн Кюпи 1710—1770)— артистка балета, первая танцовщица парижской Королевской академии музыки в 1726—1735 и 1742—1751 годах. Картина Николы Ланкре «Портрет танцовщицы Камарго» написан в 1730-е годы.
Картина Николы Ланкре Портрет танцовщицы Камарго: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Мари-анн де Кюпи де Камарго, также мадемуазель Камарго, Ла Камарго (Marie-Anne Cupis de Camargo, урождённая Мари-Анн Кюпи 1710 – 1770) – артистка балета, первая танцовщица парижской Королевской академии музыки в 1726 – 1735 и 1742 – 1751 годах. Портрет Камарго с обозначением года её дебюта (1726), написанный Гюставом Буланже по картине кисти Ланкре, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.
Музыка все еще была сборной, хореография – более или менее постоянной. Молодая танцовщица так понравилась английской публике, что специально для ее бенефиса поставили оперу «Камилла» смножеством танцевальных интермедий. — Прости, но я их видел. Затем – Вена, Стокгольм, Копенгаген, Милан, Мадрид, Брюссель. Его звали Жан Жорж Новер.
Отчасти об этом Казанова писал в «Венецианских празднествах» : «Я увидел танцовщицу (о Камарго. Во Францию она вернулась очень вовремя – из Парижской оперы только что ушла Камарго. Рассмотрим внимательнее картину «Весна».
– Что ты видел. Оскорбленная танцовщица навсегда покинула Англию. Это любопытная история. Мари Салле родилась в 1707 году. Публика была смышленая и в объяснениях не нуждалась.
Наконец настала очередь Парижа – 13 октября 1803 года. Сперва малышку приглашали выступать в домах местной знати. Холст, масло. В России «Балет о соломе» впервые был поставлен в Москве, в Петровском театре, 14 декабря 1800 года, под названием «Обманутая старуха». Другим врагом, как ни странно, стала Франсуаза Прево.
Это ее кожа: она, говоря по правде, белизною не отличается. — Что ты видел. В Итальянской комедии решили поставить комедию «Букет» ивставить в нее балет, сочиненный специально для Салле. Фактически Камарго является основоположницей балета в его классическом понимании. Его полное название звучало так: «Балет о соломе или От худа до добра всего лишь один шаг».
Общение с Ватто оказало на Ланкре решающее влияние. В 1879 году композитор Шарль Лекок сочинил оперетту «Камарго», а в 1872 году балетмейстер Мариус Петипа поставил балет «Камарго» на музыку Минкуса. Там ставились пантомимы, серьезные и комические. Хотя по уставу беглецы исключались из труппы навсегда, Салле хорошо приняли и сразу дали ей ведущую партию в «Балете цветов», а также хорошего партнера – Давида Дюмулена.
Она первая из танцовщиц решилась прыгать, прежде танцовщицы не прыгали поразительно в ней то, что она не носит панталон. Портрет танцовщицы Камарго Первая половина XVIII века. У Парижской оперы была «соперница»– Итальянская комедия. То, что изображено на этих холстах, очень простые, незамысловатые по сюжету сценки: музицирующие на лоне природы господа («Концерт»), танцующая балерина («Портрет танцовщицы Камарго»), женщины на кухне, рассматривающие провизию («Кухня»), «Слуга-волокита». В Эрмитаже хранится картина Никола Ланкре «Танцовщица Камарго», написанная в 1730 году. Самая старая дошедшая до нас петербургская афиша спектакля относится к 1818 году.
«Худо сбереженная дочь или Бесполезная предосторожность», «Обманутая старуха», «Жанна и Колен или Деревенская свадьба», «Лиза и Колен»– кто во что горазд. Когда он в 1699 году гастролировал в Лондоне, язвительные английские критики высказались так: «Выразить что бы то ни было в простых естественных движениях никогда не приходило ему в голову». Провал на конкурсе на академическую премию в 1711 году убедил Ланкре в том, что историческая живопись — не его амплуа.
— Но, не видав ее ляжек, как можете вы поручиться, что на ней не было панталон. Умолкли фонтаны, потускнели огни Версаля — королевской резиденции. Ланкре – своеобразный и тонкий художник. В XVIII веке Никола Ланкре – французский живописеп и рисовальщик – был очень известен. Этого перенести Прево не могла.
Следуя его урокам, он делал зарисовки с натуры. Мать девушки умерла. В результате этих преобразований разразился страшный скандал. Картин была написана около 1730 года – в пору расцвета таланта живописца. Вскоре, кстати, этот запрет появился и в Париже – «Комеди Франсез» восстановила свою давнюю монополию на драматические спектакли и ярмарочные театры имели право наделить речью только одного из персонажей. Всего в музее одиннадцать полотен Ланкре.
Прим. Знаменитый Вольтер, один из ее поклонников, наградил Камарго странным для сегодняшней публики комплиментом: «Она первая сравнялась в танце с мужчиной». По живописной тонкости «Танцовщица Камарго» выделяется среди других его эрмитажных произведений и безусловно, относится к лучшим образцам французской живописи XVIII века в коллекции.
Сперва малышку приглашали выступать в домах местной знати. Они играют в пастушков и пастушек. Скорее всего, она же была и автором балета. Вы, сударь, я вижу иностранец. Иногда эти «развлечения» превращались в короткий балет.
От балаганной артистки требуется универсальность и она вместе с братом Франсисом, который был старше на два года, участвовала в комических операх, фарсах, пантомимах, дивертисментах. – Камарго мне не нравится, – говорю я с покаянным видом, – я предпочитаю Дюпре. А потому его привлекала дружба с актрисами больше, нежели поиск спутницы жизни. Он пытался скрестить комедию дель арте и французскую классическую комедию. Ходили слухи, что Королевский театр пытался переманить Салле на том основании, что она не подписала контракта с Генделем и танцовщица ответила: «Но разве мое слово ничего не значит. » Кончилось это тем, что противники Ковент-Гарден подстроили провал новой оперы Генделя: на премьере Салле, которая исполняла роль Купидона и вышла переодетая в мужской костюм, была освистана.
Это необходимо для моей дочери иначе она уйдет в монастырь. – Это знаменитая Камарго, друг мой – как вовремя ты приехал в Париж. В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797). Это ее кожа: она, говоря по правде, белизною не отличается.
И тогда Камарго отважилась на бунт. Вы, сударь, я вижу иностранец. Хохот в зале не смолкал. В Эрмитаже картины Ланкре висят на стенах и щитах в большом дворцовом зале. Ланкре женился на внучке Бурсо.
Танцовщица вошла в моду. Он так хороши усвоил советы и рецепты своего молодого наставника, что две его картины на традиционной «Выставке молодежи» иа площади Дофина были приняты публикой за работы Ватто. Это её кожа: она, говоря по правде, белизною не отличается. В 1898 году в Турине состоялась премьера оперы Энрико де Лева «Камарго». Хореография остается.
Да и простые парижане с удовольствием приобретали, правда, не картины Ланкре – они были дороги, — а гравюры с них. Из всеx советов Ватто лучше всего Ланкре воспринял один: руководствовался «учителем всех учителей – природой». Меняются названия. Здесь особенно заметна их камерность.
Для того чтобы высвободиться от «нарядных оков», она укорачивает почти на 20 сантиметров юбку (фижмы, шнуровка и пр. Ланкре обещал. Она самовольно укоротила юбку чуть ли не на двадцать сантиметров. – Но, не видав ее ляжек, как можете вы поручиться, что на ней не было панталон.
По ее воле девушку поставили чуть ли не в задний ряд кордебалета – артисты, которых туда назначали, назывались в то время «береговой стражей». Ланкре своим искусством развил жанр «галантных сцен».
Прибавился конфликт с дирекцией и в 1783 году Доберваль покинул и Оперу и Париж. — Но, не видав её ляжек, как можете вы поручиться, что на ней не было панталон. Вы, сударь, я вижу иностранец. Это смешение реальной жизни и театра очень типично для XVIII века.
Одну из них он сделал для охотничьего замка Людовика XV Ла Мюэтт. Ланкре не сразу овладел этим жанром. Это необходимо для моей дочери иначе она уйдет в монастырь. Отсюда конкретность, достоверность изображения. Но «великий век» навсегда ушел в прошлое со смертью в 1715 году «надменного монарха, державшего в оковах всю Европу и своих подданных», — так охарактеризовал Людовика XIV писатель и придворный герцог Сен-Симон. Свое нынешнее название он получил в 1808 году, когда его перенесли на стену Петербургского Большого театра Дидло и гастролировавший тогда в России французский танцовщик и хореограф Луи Дюпор: «Лиза и Колен или Тщетная предосторожность».
Возникал разрыв между сдержанными движениями торса и рук и все усложнявшейся техникой ног. Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно». — Что ты видел. Образ этой талантливой женщины вдохновлял многих людей искусства.
Для своего времени она считалась виртуозкой и блистала в дивертисментах, умудряясь в театрализованных бытовых танцах, менуэтах и гавотах и с маской на лице создавать то, что современники называли «характерами любви». Ей тоже шестьдесят лет. Этот стиль, получивший название «рококо» (от слова «рокайль» — «завиток раковины» излюбленный мотив в орнаменте рококо), на какое-то время стал всеобъемлющим выражением французского вкуса. Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое и милое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов французской культуры.
Он решил заниматься «малым» жанром и в 1712 году поступил в мастерскую живописца «комических сцен» и театрального декоратора Клода Жилло. К тому времени Прево была ведущей танцовщицей Королевской академии музыки и танца – кстати, этот «титул» она носила чуть ли не четверть века. Все было очень просто и очень смешно: Марселина хотела отдать дочку Лизу за богатого мельника, Лиза хотела замуж за бедного, но молодого и красивого поселянина Колена и в конце концов Марселина, чтобы помешать свиданию влюбленных, запирала дочку на сеновале, куда уже успел пробраться Колен. Премьера состоялась 14 февраля 1734 года, а Салле уже работала над следующим своим балетом – «Бахус и Ариадна».
«Сына честных буржуа» — как написал о нем биограф (отец Ланкре был кучером, мать — дочерью сапожника), — его в юности отдали в обучение дяде-граверу. Зрительный зал, во время премьерных спектаклей, напоминал поле сражения, разделился на две враждующие стороны. Обе картины входили в серию «Времена года», неоднократно повторявшуюся мастером.
Привез их туда английский антрепренер Джон Рич. Для своего времени она считалась виртуозкой и блистала в дивертисментах, умудряясь в театрализованных бытовых танцах, менуэтах и гавотах и с маской на лице создавать то, что современники называли «характерами любви». — Это знаменитая Камарго, друг мой— как вовремя ты приехал в Париж. — Это знаменитая Камарго, друг мой — как вовремя ты приехал в Париж. Это было время рождения во Франции нового искусства. – О. такие вещи узнать нетрудно. – Прости, но я их видел.
— О. такие вещи узнать нетрудно. В афишах значилось «танцевание, серьезное и комическое, двух детей, учеников г. Баллона». — Камарго мне не нравится, — говорю я с покаянным видом, — я предпочитаю Дюпре. Имя Ланкре нередко встречается в объявлениях о продаже гравюр в газете «Французский Меркурий».
Ничего особенного не происходит: кто-то посмеивается над слишком «расшалившейся» влюбленной парой, кто-то, похоже, ревнует, кто-то ведет свой интимный диалог, обменивается репликами, взглядами. Мари и Франсис исполняли номера, которые назывались «драматические развлечения в танцах». И началось. Тем не менее в картине есть черты жанровой сценки и одновременно театрального зрелища.
«Это был, — пишет о нем составитель Словаря художников, антиквар и историк искусства Мариетт, — человек очень серьезный, редко появлявшийся в свете и занятый только своей работой». — О. такие вещи узнать нетрудно. «Танцовщица Камарго» портретна лишь постольку, поскольку все внимание сосредоточено на легкой изящной фигурке танцующей актрисы, в то время как второстепенные персонажи – чтобы не отвлекать взгляда зрителя от героини – написаны очень обобщенно.
В «Пигмалионе» Салле обновила балетную пластику и костюм, но по содержанию постановка еще тяготела к стилю галантных французских пасторалей. Ей тоже шестьдесят лет. Джон Рич пригласил его в Ковент-Гарден и там было показано несколько его опер – «Орест», «Ариадна на Крите», «Ариодант», – куда он включил танцевальные номера, написанные для Салле. В «Бахусе и Ариадне» Салле больше внимания уделяла сильным движениям души – горести, отчаянию, гневу, а сюжет был драматичен. Вигано привез постановку Доберваля в Венецию, в театр «Сан-Самуэле», сам исполнил главную роль, премьера – в 1793 году.
— Камарго мне не нравится, — говорю я с покаянным видом, — я предпочитаю Дюпре. Брат и сестра очень рано стали гастролерами – в 1716 году они выступили в Лондоне на сцене театра «Линкольн Инн Филдс». Художник был убежденным холостяком. Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно».
Но это было как раз то, что требовалось аристократическому заказчику, такому, как, например, дипломат и академик Лариже де ла Фе, который около 1730 года заказал Ланкре эрмитажную «Весну» и хранящееся здесь же «Лето». Ей тоже шестьдесят лет.
— Прости, но я их видел. К тому времени Прево была ведущей танцовщицей Королевской академии музыки и танца– кстати, этот «титул» она носила чуть ли не четверть века. Это был «молодой» театр – его основал в 1716 году итальянский драматург и актер Людовико Риккобони. Здесь и познакомился с Ватто.
Мать девушки, которая была при смерти, обратилась к художнику с просьбой: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Все они близки по сюжетам исполнению, настроению. «Все любили и чтили талант господина Ланкре», — писал друг художника адвокат Сильвен Балло де Саво, оставивший его подробную биографию. Конечно, первые были в большинстве. В 1721 году Антуан Ватто умер, а несколько раньше, в 1719 годх Ланкре был зачислен в Академию как «художник галантных празднеств».
А вот во Франции его искусство пользовалось успехом. Благородная женщина, сраженная болезнью, сказала Ланкре: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Этот балет стал ее лучшим произведением, хотя в дальнейшем она поставила немало танцев, в том числе на музыку Генделя. Когда художнику было 50 лет, его внимание привлекла юная красавица. У Камарго за 1726 год было несколько блестящих партий – морячка в трагедии «Аякс», грация в балете «Тайны любви», морячка, пастушка и вакханка в балете «Любовные похождения богов». Неслучайно первым балетом-пантомимой, поставленным Салле, стал «Пигмалион»– история о том, как скульптор силой любви оживил созданную им прекрасную статую.
Дебютировав в 1761 году в парижской Опере, он вскоре уехал в Штутгарт, потом вернулся и с 1770 года был первым танцовщиком Оперы, говорят – и первым ловеласом Парижа, влюбился в танцовщицу, выступавшую под псевдонимом Теодор (настоящее имя – Мари Мадлен Крепе), женился, остепенился и задумался о будущем. Мы узнаем ту самую танцовщицу, которую знал и любил Париж и часто изображали художники. Также они исполняли роли Арлекинов в спектакле «Два Арлекина». Парижане стали носить туфли и шляпы а-ля Камарго, веера и прически а-ля Камарго.
Ко второй редакции оперы «Верный пастух» Гендель написал целый пролог «Терпсихора».