Жерико был очарован грациозными скакунами, славился как отличный наездник и часто выбирался на долгие прогулки, останавливая свой выбор на самых норовистых жеребцах. Внезапно Жерико в спешке покидает Рим — чем был вызван отъезд, осталось тайной. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Одним из первых французских художников-романтиков был Теодор Жерико.
В ноябре 1818 года Жерико уединился в своей мастерской, обрил голову, чтобы не было соблазна выходить на светские вечера и развлечения и всецело отдался работе над огромным полотном (7 на 5 метров) — с утра до вечера, в течение восьми месяцев. Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821).
Жерико прожил короткую жизнь: в возрасте 32 лет он погиб, упав с лошади. Жерико давал себе отчет в том, кого изображает, но не драматизировал состояние больных, а всего лишь констатировал очевидное. Жизнь Жерико рано оборвалась (умер после падения с лошади), однако его творчество сыграло значительную роль в утверждении романтизма во французской живописи, оказав влияние на творчество Э. Делакруа и искусство художников-реалистов (Г. В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века.
Чувство глубокого уважения, которое всегда питал Жерико к людям труда, родилось именно в эти годы. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – "Офицер конных императорских егерей во время атаки", он представляет его и в Салоне того же года. Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета.
Это последняя большая картина Жерико, наиболее простое и живописное его произведение. Последние одиннадцать месяцев своей жизни Жерико уже смертельно болел: вследствии падения с лошади он был прикован к постели. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. Жерико присудили золотую медаль.
Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Жерико в тот момент был Францией». С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади. Вернувшись в Париж из Англии, Жерико много болел, его состояние усугубилось несколькими падениями во время верховых прогулок. Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане.
Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. В 1819 году полотно было выставлено в Салоне, но и тогда Жерико не перестал над ним работать и, считая, что в композиции отсутствует завершенность, добавил в правой части полотна фигуру погибшего, уносимого волнами в море. В Жерико привлекают реализм, дар поэтизации действительности, широта его мужественного эпического стиля, страстная любовь к жизни, пронизывающий его творчество гуманизм. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.
И термин «романтизм» впервые появился в некрологе, посвященному Теодору Жерико. Разочарованный тем, что его грандиозный замысел не был по достоинству оценен, Жерико в 1820 году уехал в Англию, где провел два года. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Работая над полотном, Жерико несколько раз менял его композицию. В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию.
Историк Мишле писал, что картина выражает мысли Жерико, его раздумья о судьбах Франции, человечества: «Это сама Франция. В 1812 году Жерико представляет в Салоне свою работу Офицер конных императорских егерей во время атаки. Близкие же к правительственным кругам представители искусства отнеслись к творению Жерико резко отрицательно.
Жерико был всецело поглощён работой, он оставил светскую жизнь, к нему заходили лишь несколько друзей. Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи. Вернувшись в 1822 году на родину, Жерико увлекся большими полотнами в духе художников эпохи Возрождения.
Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена. Биография Жерико Теодор (1791- 1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма. Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод.
Проведя год в Италии (1816-1817), художник Т. Жерико изучает античную живопись, знакомится с творчеством Микеланджело, Рафаэля, Энгра. Вероятно, в эти годы Жерико выполняет своё гипсовое экорше «Лошадь», которое было широко известно среди современников. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Жерико Теодор (1791-1824).
Холодный блеск шлема и кирасы, оранжевый на красной подкладке плащ, заставляющий вспомнить о Рубенсе, которого Жерико боготворил, весь блеск воинской амуниции, горделивый конь сообщают образу мужественную героичность. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение "Скачки в Эпсоме" (1821). Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по-прежнему вокруг военной тематики. Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания.
Жерико был всецело поглощён работой, он оставил светскую жизнь, к нему заходили лишь несколько друзей. Вероятно, в эти годы Жерико выполняет своё гипсовое экорше «Лошадь», которое было широко известно среди современников. С подобным приемом, придающим картине патетичность, Жерико познакомился изучая творчество Ж. Л. Давида. Таким же образом писал в своё время Давид, метод которого был знаком Жерико со времён ученичества у Герена39.
Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. В 1808 году Жерико окончил лицей и стал учеником известного живописца Карла Верне, но вскоре оставил его мастерскую, недовольный методами обучения. Критики не одобрили картину Жерико. Влияние работ Жерико на французскую живопись было большим и долговременным.
Ученик в течение недолгого времени Карла Верне (1808-1810), а потом Пьера Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие кРубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Милле, Э. Мане во Франции, А. фон Менцеля в Германии и др. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Гро.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Ж. избрал кульминац.
Природа на полотне враждебна человеку. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Фридриха и Й. А.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Настроение самого Жерико было противоречивым. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. художник, график, скульптор. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Учился в Имп. Ему не спастись.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Много копирует в Лувре.
Благодаря этому романтическому, т. е. Давида и А. Ж. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины11: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. Через какое-то время Жерико осознаёт, что принципы неоклассицизма не соответствуют его творческим устремлениям и противоречат его темпераменту. Этим определялась направленность его поисков»12. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Похожий на античную статую, он равнодушно смотрит перед собой, придерживая одной рукой умершего юношу, чтобы того не смыло в море.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В Риме художник проводит целый год. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма (в том числе для творчества Т. Жерико, У. Тёрнера, Дж. Мартина) «картин-катастроф». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. и А. Паччини), 1832, Третьяковская галерея). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Лувр.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. живописи. Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя 1840-1841, Лувр, Париж Битва Св. Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Историческая судьба романтизма была сложной и неоднозначной. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Петербург Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. глубиной. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Одного из погибших волной смывает в море.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Иннесса и А. П.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Бари, Ф. Рюда).
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. Динамика и патетика ранних работ Ж. («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие – клевету на действительность.
Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты (Всадница (Дж. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Обратившись по предложению Николая I к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. чтобы умереть». Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Пусть даже и за свой счет.
Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года17.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Коха), стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи 15 в. (творчество назарейцев) своеобразным сращением принципов романтизма и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (творчество Л. Рихтера, К. Шпицвега, М. фон Швинда, Ф. Г. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Этим определялась направленность его поисков»13. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Конкретное событие трактовано Ж. как эпич. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Герена. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством Ж. экспонировал её вЛондоне. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Жерико избрал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего.
Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Но при этом Жерико упорно и много работает. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Рунге, пейзажи К. Д. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Герена.
Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Важную сферу его творчества отныне составляют монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845 этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора, 1843–1848).
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Главной картиной Ж. стало гигантское (ок. Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих Молодую женщину в красном, которую мы воспроизводим.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Там картина вызвала большой интерес. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж).
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. У юноши две страсти: живопись и лошади. 1822), поражающая психологич. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. лицее в Париже (1806–08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810–11 у П. Н.
В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня.
Среди последних картин Ж. – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821–22 обе– Лувр). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», ок. 1815–16, Музей изящных искусств, Руан).
Вальдмюллера). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. собрания). Её похвалил М. -Б.
Давида и А. Ж. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже.
Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Давида дАнже, А. Л. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Её похвалил М. -Б. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. 37м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие– гибель фрегата «Медуза» в 1816. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Среди портретов Ж. – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (ок. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников– Ж. Л. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж).
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Это интриговало и притягивало взгляд.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Стремясь к большим историческим темам, начинает в 1830 работу над Последним днем Помпеи (побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца.
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа Данте и Вергилий (Ладья Данте, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Гро. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Он нередко черпал мотивы в произведениях У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Лувр, Париж).
Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Жерико болезненно переживал критику. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Райдера в США), композициями на темы народного быта и истории (творчество Л. Галле в Бельгии, Й. Манеса в Чехии, В. Мадараса в Венгрии, П. Михаловского и Я. Матейко в Польше и др. ). ЖЕРИКО (Gericault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан– 26. 1. 1824, Париж), франц. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Россетти, Э. Бёрн-Джонса, У. Морриса и др. ).
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В Великобритании романтической свежестью живописи отмечены пейзажи Дж. Помпея Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен и др. ), так и за рубежом, где ее приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы.
Полотно отметил и сам Давид13. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Делакруа работал также в области психологического портрета (Ф. Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Он ходит по музеям, копирует великих мастеров, делает наброски с натуры на городских улицах. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
1817, Лувр, Париж). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Он рвался в атаку. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа14. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая – падения с лошади. Полотно отметил и сам Давид14. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж).
Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.