Различные художники эпохи Возрождения писали образ Святого Себастьяна: Антонелло да Мессина, Андреа Мантеньа, Перуджино и многие другие, Тициан тоже изобразил христианского мученика на своём полотне. «святой Себастьян» — один из шедевров позднего периода творчества Тициана. Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника.
Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Картина насыщена глубоким драматизмом.
Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения мира. У Антонелло да Мессина (1430-1479 г. г. ) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) – привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Неровным, беспокойным светом освещена его фигура и страдальческое лицо, обращенное к небу. Себастьян остался жив. Но исключения только подтверждают правило.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. У Паоло Веронезе (1565 г., церковь Сан Себастьян в Венеции) Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни. Церкви с изображениями мученика появились по всей Европе. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными.
Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи). Фигура святого изображена на первом плане, вот таким образом он кажется значительно больше окружающих его домов, не говоря уже о людях. Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли (1474 г., Берлин, картинная галерея). Удивительно лиричен и нежен Святой Себастьян Джованни Антонио Больтраффио на картине "Дева семейства Касио" (Лувр).
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. В Венеции также существовал его культ.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. От пронзённых его стрел он не корчится от боли и его лицо не искажено от страданий. Еще более драматичны другие образы Мантеньи, подчеркивающие физическое страдание: у Святого Себастьяна, написанного в 1470 г. (Культурно-исторический музей, Вена), одна стрела пронзила шею, а другая торчит во лбу. Уходила в прошлое беспечность венецианской жизни. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Он будто не чувствует боли, устремившись мыслями к Богу. Именно рисующий, дающий глубину, зажигающий краски на темном фоне свет характерен для караваджистов. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим. Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. «Святой Себастьян» из Эрмитажа – одно из последних произведений мастера.
Незадолго до начала эпидемии тогдашний римский папа Агафон заключил союз с лангобардами Королевство лангобардов (568 – 774) – государство на севере Италии, созданное одноименным германским племенем. Эта картина представляет силу веры. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. О, тщеславная суета, бесконечная ошибка.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Еще в первой половине XVI века Джорджо Вазари рассказывал в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», что в монастыре Сан-Марко во Флоренции решили убрать из церкви изображение святого Себастьяна: многие прихожанки на исповеди сознавались в том, что картина вызывает у них греховные мысли. 1520 г. ) Святого Себастьяна с бородой, кривыми ногами и явным выражением страдания на лице, где нет ни тени идеализации.
На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания. Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г. г. ). Стоит также обратить внимание на окружение.
Холст, масло. Святой Себастьян – один из самых известных католических святых. Новаторство произведения – в его живописном строе. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Некоторые картины похожи на светские портреты, например, "Святой Себастьян" Аньоло Бронзино (1525-28 г. г., Мадрид, Тиссен-Борнемисса).
В то же время Тициан смотрит на своих высокопоставленных заказчиков достаточно беспристрастно: от него не ускользает ни подобострастная гибкость позы Оттавио, ни настороженность взгляда Папы и резкость поворота его головы, ни невозмутимое спокойствие Алессандро. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Большинство из наиболее известных людей города были там. В женских образах мастер не ищет психологической глубины.
Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. Узнать Себастьяна можно только по соответствующей подписи: он лишь один из 26 участников процессии святых и мучеников, которые шествуют к престолу Иисуса Христа от дворца Теодориха Теодорих Великий (454 – 526) – король остготов, который к 493 году завоевал большую часть Италии и основал там королевство со столицей в Равенне. Это отличает картину Тициана от подобных изображений Себастьяна. Это и давало пищу гомоэротическому воображению. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха.
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. У Тициана нагота возвышенна и благородна. Ступня в сандалии и голова могли принадлежать одному из 200 каменных идолов, которых, согласно «Золотой легенде», разрушил Себастьян.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Одна из сцен изображает заступничество святого Себастьяна. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Горожане в богатых одеждах безмятежно занимаются своими делами. Самый известный его Святой Себастьян (ок. Его привязали к стволу дерева и выпустили в него стрелы. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
«Св. Именно этот момент изобразил Тициан, как и многие другие художники. "Некоторые художники часто строят композицию так, чтобы зритель смотрел на картину снизу. В теле Себастьяна 5 стрел, Картина написана тёмными тонами и лишь тело Себастьяна излучает свет.
Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней. Весь трагизм происходящего помогает полнее ощутить окружающее пространство. На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо.
С тех пор культ святого стал повсеместным.
Этот способ разумен, красив и поразителен.
К 60-м годам XVI века относятся еще два эрмитажных полотна Тициана – Христос-вседержитель и Несение креста. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. У большинства «Себастьянов» других авторов лицо не выдаёт признаков боли, они спокойны и про некоторых можно даже сказать «умиротворены».
Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы. Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Величавый герой обречен, но не сломлен. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. Алтарь посвящен и двум другим защитникам от болезней – святому Роху и святому Антонию. Другими становятся и живописные приемы. до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания. Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" – направлением стрел, струйкой крови и т. п. 1429/1431-1479).
Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Себастьян родился в Нарбонне, жил в Риме при императоре Диоклетиане (284 – 305), служил начальником гвардии и тайно исповедовал христианство. Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). «Св. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Иногда его изображали таким и позже.
Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Себастьяна казнили, когда ему было около тридцати лет и о его жизни известно немного. В VII веке под властью лангобардов находилась большая часть современной Италии.
Цвет – одно из основных средств выражения. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. "Святой Себастьян" Рубенса (1618г. ) – здоровый плотный молодой мужчина с усами. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
У его обнажённых ног клубится и медленно поднимается вверх дым. Возможно, он просит Господа помочь ему. Когда его убеждения открылись, Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна. "Святой Себастьян" Ван Дейка (1621 г., Мюнхен, Старая Пинапкотека) – фактически автопортрет художника, один из четырех "вкусных образов красивого Нарцисса, где художник представил себя непринужденным хорошо сложенным денди" (Даррьюл). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Кстати, стрелы, которыми утыкано тело Себастьяна имеют не одно значение: смерть, любовь и фаллический символ (заостренный предмет, проникший в тело жертвы).
Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона и в дни мученичества. Чуть дальше лежит другой обломок – кусок рельефа с амурами, собирающими виноград, с античного саркофага: сбор винограда мог символизировать жертву Иисуса и евхаристию. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. И, наконец, это знак любви. ", – вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г. ). Во второй половине XVI в. в роли защитника от чумы Святого Себастьяна постепенно заменяет Святой Рош – зрелый бородатый мужчина, похожий на Христа, который держится серьезно, никого не соблазняет и, в отличие от Себастьяна, всегда одет.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. В ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990г. ).
У его ног клубится дым, медленно поднимающийся вверх. Люди на заднем плане занимаются своими делами. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Вдалеке, на облаке, святой Себастьян молит Бога о спасении города.
На другой картине, написанной около 1490 г. (Венеция, дворец Са d"Ого), лицо Себастьяна искажено мукой. Мягкий андрогинный образ Себастьяна (1485 г., Милан, Пинакотека Брера) рисует Либерале да Веро-на (1445-1527/28 г. г. ). Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения. До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками. Но они всегда прикрыты повязкой или плавками. Все это давало обильную пищу гомоэротическому воображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с его палачами.
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». От горящего костра вздымаются языки пламени, бросая отблески на обнаженное тело святого. Наконец, к XX веку образ этого красивого юноши стал частью гей-культуры. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести.
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) Святой Себастьян Около 1570. Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными. В раннее Средневековье его почитали как мученика, не предавшего веру и достойно принявшего смерть во имя Христа, а с конца XIV века, после эпидемии чумы, поразившей в середине столетия всю Европу, – и как защитника от этой болезни.
А еще два века спустя его вообще сделали нежным юношей. Тридентский собор (1545-1563 г. г. ) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи. «Святой Себастьян» – одно из лучших произведений живописца.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Языки пламени вздымаются от горящего костра, бросая отблески на тело святого.
Посчитав его мертвым, солдаты оставили приговоренного в лесу. Узнав об этом император приказал расстрелять его из лука. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Темное, облачное небо сливается с землей. Большую часть жизни он провел в Неаполе, где видел работы Караваджо. Его мертвое тело было извлечено оттуда святой Лючией, которой во сне явился Себастьян.
Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана». Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
К концу он поистине писал более пальцами, нежели кистью». В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. " "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. Как несокрушимая колонна стоит гибнущий Себастьян и, кажется, весь мир охвачен трагедией его безвременной кончины: темное тревожное небо сливается с землей, вдали – мерцающие красные отблески Отдельные формы неразличимы, все слилось в великолепный поток мазков у ног струится дым костра и его отсветы, так же как зарево пожара играют на теле юноши тысячью неуловимых оттенков.
В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г. ) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки. Вот таким образом первое, что бросается в глаза, – гениталии мученика. На протяжении долгой жизни Тициана также привлекала эта тема.
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». На заднем плане находятся прекрасные дома с высокими арками. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
мы также знаем, что святой похоронен в римских катакомбах. В Павию мощи Себастьяна попали скорее по политическим, нежели религиозным соображениям. Еще современники обратили внимание на происшедшие изменения, знаменовавшие собой новый этап европейской живописи.
Летящие стрелы, поразившие святого, стали символом жестокой болезни, а Себастьян явился олицетворением защиты от неумолимого бедствия. Облачное, тёмное небо сливается с землёй. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Тициан импровизирует с красочной поверхностью, нагружая её пастозным, густым, почти осязаемым слоем, — она буквально вылеплена «больше пальцами, нежели кистью» — и покрывая сверху полупрозрачными лессировочнымикрасками, что создает богатейший живописный эффект.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. С XIII века Себастьяна раздевали и омолаживали.
На этот раз Себастьяна забили камнями и сбросили тело в сточную канаву. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. С другой стороны, стрела – явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы). Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Лиферинкс опирается на рассказ из «Золотой легенды», в основе которого – сюжет из «Истории лангобардов», написанной в конце VIII века средневековым монахом Павлом Диаконом. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Однако Себастьян остался жив и начал обличать власть в преступлениях против христиан.
По приказу императора мученик был забит до смерти и брошен в реку с нечистотами. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками. Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места.
Их мало волнует казнь человека, который страдает за веру. Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны. В Марсель чума приходила в 1476, 1483 – 1485, 1490 и 1494 годах. Тогда Диоклетиан отдал повторный приказ о казни.
Он стоит ровно, а его взгляд отрешённо устремлён к небу. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Себастьяна -без стрел. Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. В седьмом веке стал известен случай, когда по знамению свыше один горожанин выстроил в зачумленной местности часовню, посвященную Себастьяну и мор прекратился. Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других.
Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее. «Колористические симфонии» Тициана насквозь пропитаны чувственно-языческим ощущением великолепия мира. Имело значение и количество стрел. Себастьяна забили палками, от чего он и умер в 287 году.
«Святой Себастьян» Хосепе де Рибера (1591-1652) – шедевр новой для того времени живописи. В XX веке— Сальвадор Дали и Анхель Саррага.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин иногда – легкого поведения). Мягкое, с неразвитой мускулатурой, бледное тело мученика оттеняется обнаженными мускулистыми руками и ногами окружающих его лучников. Этот прием повторил Лука Синьорелли (1498 г. ): почти нагого, в одной только узкой повязке изящного Себастьяна расстреливают мощные полунагие или в плотно облегающих штанах лучники. Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г. г., Лувр). Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями.
Последние ретуши он наводил ударчиками пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм происходящего. Необычно исполнение картины.
Едва только зашло солнце, как по воде заскользили бесчисленные гондолы, наполненные прекрасными женщинами. Противоречивые настроения Тициана запечатлены в этом холсте. Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
В небе видны два ангела: согласно «Золотой легенде», многие видели, как ангел в белых одеждах показывал ангелу смерти, какой дом поразить копьем, после чего оттуда выносили мертвецов.
Больше подробностей (хотя и их немного) нам известно благодаря «Золотой легенде» – средневековому сборнику житий святых, составленному в XIII веке монахом Иаковом Ворагинским, впоследствии архиепископом Генуи. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Зловещие отсветы падают на пустынную местность, как бы охваченную заревом пожара. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными.
Сохранив излюбленный им тип цветущей пышноволосой венецианки, Тициан наделяет ее, вместо обычной бездумности, сильным и ярким характером. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Его картина «Мученичество святого Себастьяна» известна только в копиях, но картины последователей художника с аналогичным сюжетом передают особенности живописной манеры Караваджо. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
Его талант с годами не блекнул, а приобретал новую глубину и совершенство исполнения. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными.
В первую очередь стоит отметить выражение лица и позу Себастьяна.