В столице Италии сохранилась лишь одна картина великого Леонардо да Винчи – «Святой Иероним».
Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. Картина осталась незаконченной. Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.
Почему. «Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. Главную композиционную канву дает диагональ правой руки Иеронима, получающая свой отзвук и опору в направлении тела льва.
Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О Божественной пропорции, Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Данный прием был разработан самим да Винчи. Фигура Иеронима уверенно поставлена в пространстве, на известном расстоянии от передней плоскости картины и под углом к ней – любимый прием классического стиля.
Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. Больше всего разработаны голова и тело Иеронима на фоне темной скалы-пещеры.
Непосредственно на трупах. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако до настоящего времени подлинность этой версии не доказана и размышления по поводу личности продолжаются.
Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). 1615, Лувр, Париж). Во-вторых, в монологической трактовке темы. В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м).
Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. Здесь заканчивается ранний, туманный, почти легендарный период деятельности Леонардо. Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо.
Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Но насколько близко. «О художник, не обводи резкой линией тела, менее крупные, чем натура ибо не только они не могут обнаруживать свои крайние контуры, но и, на расстоянии, становятся невидимыми даже их части» – так он объясняет свои поиски в направлении сфумато. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. И далее добавляет: «Для того чтобы предмет составлял единое целое со всем, что его окружает, он должен нести на себе частицу соседних оттенков».
Дикое животное покорилось любви и добру, которыми наполнил душу Иеронима Бог. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки.
Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный.
Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени.
В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Эта последняя деталь указывает, что картина не могла быть начата раньше 1477 года, когда была закончена реставрация" церкви. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. «О художник, не обводи резкой линией тела, менее крупные, чем натура ибо не только они не могут обнаруживать свои крайние контуры, но и, на расстоянии, становятся невидимыми даже их части» — так он объясняет свои поиски в направлении сфумато. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств. Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур).
В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Некоторые исследователи видят причину в отъезде Леонардо из Флоренции, который последовал в конце 1482 года.
В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки. Это были слова и ноты «Ангельской песни».
А младенца ты сделаешь потом, вместе с изображением матери». И далее добавляет: «Для того чтобы предмет составлял единое целое со всем, что его окружает, он должен нести на себе частицу соседних оттенков». Именно потому и приходилось заниматься этим тайком, под покровом ночи. Оба они не закончены, работа остановилась в самой начальной стадии. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля».
Но в двух моментах по преимуществу сказался дух классического искусства. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины.
Скорее здесь следует искать более глубоких внутренних причин. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. Изображение святого Иеронима явилось шоком для флорентийцев.
Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан. Судьба Святого Иеронима" крайне своеобразна. Ничто не шокировало его. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Через некоторое время она разрушилась. Наконец он получил заказ, какого давно ждал: ему поручили написание святого Иеронима. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556.
Они были поражены тем, с какой точностью Леонардо да Винчи передал мускулатуру тела. А на вскрытие трупов тогда смотрели косо.
Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. На переднем плане – лев, показанный только плоским светлым силуэтом. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане.
Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине. Эта психическая изолированность картины от зрителя составляет один из важнейших признаков классического стиля.
Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы.