Купить картину или постер "Святой Христофор", художника Иеронима Босха вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. «святой Христофор» – картина Иеронима Босха из серии полотен о святых отшельниках.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города художника. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. Только природа остается чистой, бесконечной. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Св. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). 1475—1525). Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Продолжил дело своего отца дед Босха, Ян.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Это блудный сын, уходящий вотчий дом. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад.
В том же году он становится почетным членом Братства Богородицы. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Впрочем, по поводу «невыездного характера» его жизни существуют любопытные версии. Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Культ этот святой характерен как раз для Италии, а не для Северной Европы. В культурной атмосфере того времени были очень густо перемешаны христианские аллегории, персонажи античной мифологии, народные пословицы и крылатые фразы, а также гностика, алхимия, эзотерика, астрология. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа».
Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх – таким, каков он изнутри. Сухое дерево, за которым она стоит – алхимическая символика, в изобилии присутствующая в каждой сцене триптиха. Графика слышащий лес и зрячее поле (ок.
На папском троне в конце XV века были такие одиозные личности, как распутник Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа, устранявший неугодных ему людей с помощью яда. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Они пьют вино. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Босх, оказался единственным художником среди почетных членов Братства за всю его историю.
История искусства. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Мы же можем только догадываться об истоках его фантастических образов. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе.
судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Иоанна. Исобачка— маленькая, ссумасшедшими глазами, — приспустив голову, смотрит вслед уходящему.
Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Слева внизу лежат череп и груда костей по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка мостки, на которые он собирается ступить, треснули и вот-вот подломятся. В списках членов Братства имя Босха впервые появляется в 1486 году.
Сделавшись жидкими, они протекают сквозь металл и капают на горящие внизу угли, после чего принимают свой первичный вид, вновь и вновь обновляясь для вечного страдания. 250 г. В православии Христофор часто изображается псоглавым. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного рода, богатого и знатного. 1500, Мадрид, Прадо).
В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». 1500) человек-дерево (1475—1516) гнездо сов (1455—1516) два монстра (1470—1516) черепаха с черепом на панцире и крылатый демон (1470—1516) две ведьмы (ок. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. Этот сад мог бы показаться обителью счастья, если бы не нелепость населяющих его существ и не гротескный характер всего происходящего. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти. 1450—1516) наброски монстров (1465—1516) улей и ведьмы (1455—1516) ведьмы (ок.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Она происходила из очень состоятельной семьи и была намного старше своего мужа. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Братья ежегодно собирались на пиршество – «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
Босх вырос в семье потомственных художников. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Ещё дальше, почти у самого горизонта, виден объятый заревом город.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная еще и с ересью и магией.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Это бесплотные фантомы, словно привидевшиеся в сновидении. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Заметим, что главные произведения художника, осуждающие глупость, появились задолго до трактата изданного в 1511 году. Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. Это великое чудо привело в удивление воинов и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора ().
На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Все, чем мы располагаем, — это документы, сохранившиеся в городском архиве Хертогенбоса.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка.
Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы – водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Вид у стражи торжествующий.
Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп.
Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища. 1478 года), стали художниками.
Ещё дальше, почти у самого горизонта, виден объятый заревом город. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Вот таким образом его фигуры и предметы потеряли весомость.
На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.
Нонахудом лице горят завороженные глаза— они прикованы кчему-то невидимому нами. Ни одна из этих работ не сохранилась, это одна из самых больших бед, постигших творчество Босха. При жизни Босха Братство играло важную роль в городе.
Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. На подъёмном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Известно, что в 1511-12 годах художник создал для Братства Распятие, а в 1512-13 годах – медные паникадила. Такова страшная участь.
Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника.
Исследователи сходятся в том, что алхимические знаки Босх вводит в свои работы для усиления ощущения греховности изображенных персонажей – занятия алхимией Церковь не одобряла. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени.
Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. И не только соотечественников. Палачей это промедление приводит в еле сдерживаемую ярость, обыватели же взирают на происходящее скорее с любопытством праздных зевак, нежели с состраданием.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. Как св. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
Иоанна, бесследно исчезли. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстает в облике Христа, второго лица Троицы и воплощенного Слова Бога.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея – это дьявол искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа.
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Напротив, восточные православные изображения св.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Ян Босх жил в Хертогенбосе примерно с 1426 года и умер в 1454 году. Вот таким образом здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Пылали костры инквизиции.
Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. По верхнему краю идет надпись из Псалтыри: « ибо Он сказал, — и сделалось Он повелел, — и явилось» (Псалом, 32:9). Ни одно из произведений Босха не вызывало такое множество интерпретаций, как «Сад земных наслаждений».
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Упорядоченность этих групп, четкая выписанность мельчайших деталей, схематичность движений, бесстрастные выражения лиц превращают фигуры в некие знаки, своего рода «буквы» образного языка, на котором художник рассказывает об основополагающих проблемах мироздания и смысле человеческой жизни.
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. В начале ХVI века Босх числился среди богатейших жителей Хертогенбоса. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связи как с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанный великими мастерами фламандской школы Робером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, так — и в особенности — с более «отсталой» Голландией известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярко выраженной экспрессивностью и четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» и утрехтской традицией миниатюры.
Косвенным подтверждением этой теории считается написанное Босхом «Распятие святой Юлии». Христофор надёжно защищён тем, кого он несёт на спине. Я сам извращенец и псих. Сюдаже можно отнести картину «Блудный сын». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). 1505) искушение святого антония (1505—1506) поклонение волхвов (ок.
Асзади него жизнь, покидаемаяим. Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. В 1504 году Филипп письменно предложил «Иеронимусу ван Акену, прозывающемуся Босхом» написать большой алтарный образ – триптих «Странный суд» с боковыми панелями изображающими Рай и Ад. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Две другие части триптиха Босха очень сильно отличаются от структуры алтарей на тему Страшного суда.
В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Сейчас он хранится в мюнхенской Старой пинакотеке. Триптихи воз сена (1500—1502) распятая мученица (1500—1503) сад земных наслаждений (1500—1510) страшный суд (1504) святые отшельники (ок. Иероним Босх родился в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто.
Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Голландская мельница, вносящая в картину диссонанс, указывает на обманчивые возможности земного и заурядного и напоминает об эрготизме – отравлении спорыньей, вызываемом гнилым зерном: эту болезнь ошибочно называли антоновым огнем.
Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено – товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.
В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г. ) и, когда они шли, то на пути абсолютно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это и«Иоанн Креститель» и«Святой Иероним вовремя молитвы», вкоторых творчество великого художника сумело отразить всю сложность ивесь трагизм духовного бытия переломного времени, вкоторое ему довелось жить.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.
О технике живописи Иеронима Босха. Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ).
До самой смерти художник активно участвовал в делах этого религиозного сообщества. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Это единство закономерно иестественно. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Распростертый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов ( – собака и – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён или антропофагов ( – человек и – есть).
Это особенно видно по изображению преисподней. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 года на фламандских гравюрах.
Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын».
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Св. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
Это обстоятельство также объясняет его отрицательное отношение к достижениям итальянского Ренессанса, а именно — к стабилизации пространства с помощью линейной перспективы, анатомическому подходу к человеческому телу, пластическому жесту, с помощью которого ренессансный человек выражает свой внутренний мир, светской тяге к орнаментальности. Поклонялись члены братства чудотворной статуе Богородицы в соборе святого Иоанна. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
—так писал оней Р. Б. Климов. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
1500) святой иоанн на патмосе (1504—1505) блаженные и проклятые (1504—1505) несение креста (1505) ад и потоп (1508—1514). Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Все эти зловещие детали напоминают пейзаж на боковых частях триптиха «Воз сена», но, в отличие от паломника, св. Около 1450 года вХертогенбосе всемье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой абсолютно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. (Рис. которую Бог уготовил человечеству.
Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, ещё один персонаж подплывает к берегу. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Легенда о мессе Св. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.
Теперь эта область находится на юге Голландии, неподалеку от бельгийской границы. Из воды выступают очертания суши, над окутанной туманной пеленой землей клубятся грозовые облака. К сожалению, от этой работы до нас дошел лишь деформированный фрагмент. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. По мнению современных исследователей, Иероним Босх создает «мир чистой образности», где нет моральных оценок и вот таким образом невозможно говорить о том, что же, в самом деле имеет в виду художник — то ли мир человеческого греха, то ли небесного Царства.
Лилия Хлебникова, вы меня ещё учить начните. Фрагменты триптихов корабль дураков (1495—1500) аллегория чревоугодия и любострастия (ок. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Он начал перевозить путников на своей спине. На них изображены сцены Страстей Христовых. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай».
Картины, приписываемые босху искушение св. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Он помолился Богу и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев. » – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Центральная часть. Не осталось ни писем, ни записей художника, ни воспоминаний тех, кто лично знал его.
Множество таких икон относится к XIX веку. Я в психах и извращенцах куда как больше вашего понимаю. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Разгадать эти таинственные письмена ученые пытаются не одно столетие. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. 1500) смерть скупца (ок.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Это особенно видно по изображению преисподней.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Сюжет не нуждается в пояснениях. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
12:1). Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. В эпоху эту «к запаху роз примешивался запах крови». Справа в шатре сидят любовники. Там, вероятно и родился около 1450 года.
Женой Босха стала Алейт Гойарте Ван дер Меервенне (Мервей). В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Вот почему, как заметил Карел ван Мандер, Босх предпочитал заканчивать свои работы быстро. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.
К сожалению, до нас не дошли работы родственников великого Босха и вот таким образом мы не можем судить, что он унаследовал от них, чему мог у них научиться. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне – христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося Граду небесному Иерусалиму. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.
То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.
Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. В триптихе Искушение св. Испанский инквизитор Торквемада за полтора десятилетия осудил на смерть более 10 тысяч человек. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. «Вписанная вкруг композиция построена напересечении сухих, узких форм инапреувеличенно пространственных паузах.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Антония (1510) голова алебардщика (ок. Из такого замеса «крови» и «роз» Босх создает свой знаменитый алтарь — «Сад земных наслаждений». Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Некоторые ученые видели в центральной картине иллюстрацию к знаменитому средневековому «Роману о Розе» — своеобразной «библии» эротической культуры этого времени, где вместо Райского сада воспевается Сад любви, а все оттенки человеческих чувств и состояний представлены с помощью аллегорий. В пейзаже «Поклонение волхвов» легкая, прозрачная светотень лишает вещи их материальности.
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия».
Поздние произведения Босха вбольшей степени обращены ктеме одиночества. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Дом спродранной крышей иполуоторванной ставней реален.
Впервые упоминание оИерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в1480году, впоследствии онстал главой этого братства. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Однако каждый человек стремился забрать себе все.
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. 11) Смысл изображения пытались объяснить с позиции астрологии, алхимии (центральную часть иногда называют «Алхимическим садом»), а также с помощью пословиц и крылатых фраз.
Меня зовут Лубберт Дас». На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, – это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. 1510). Братство отсчитывает свою историю с 1318 года, существуя поныне.
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
«Реторта» Северной Европы не порождает титанов в изобразительном искусстве, подобных Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Боттичелли. На внешних поверхностях закрытого алтаря в технике «гризайль» — монохромной живописи — изображена прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Правая внешняя створка «Несение креста». Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Ицвет картины выражает мысль Босха— серые, почти гризайльные тона объединяют илюдей иприроду. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Так, основываясь на том, что имя Босха четыре года (1499-1503) исчезает их хертогенбоских документов, некоторые ученые утверждают, что в это время художник находился в Италии. Порой астрологические предсказания становились сенсациями.
Погруженный в глубокое размышление, святой окружен персонификациями разнообразных искушений. Обнаженная женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдергивает жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик царицы. Известно, что художниками были еще прадед Босха по имени Томас и его брат Иоганн. Ни одна из этих работ не сохранилась.
На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии».
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Это тажизнь, которую ведет человек, скоторой, даже покидаяее, онсвязан.
Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Сразу после своей женитьбы Босх проживал впригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь онполучил приданое заженой— большой участок земли сдомом.
Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. О жизни Босха вообще практически ничего не известно.
Мыслящий человек «осени Средневековья» видел лишь, что все земное близится к гибели. Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния. Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Очень любил Босха Филипп Красивый, герцог Бургундский, «превратившийся» на закате своей жизни в испанского короля Филиппа 1.
.