Картина Эль Греко Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Это были многофигурные алтарные композиции изображения Девы Марии, Распятия, Святого Семейства, святых и апостолов, к образам которых Эль Греко обращался неоднократно.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Луки.
Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Непомерно высокая фигура апостола Петра одиноко высится на фоне грозового неба. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
Абсолютно иное впечатление производит образ святого Ильдефонса. Сидящий за столом худой старик в мантии сине-стального тона только что перестал писать, его отсутствующий взгляд устремлен в пространство. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Живопись Доменикоса становится более объёмной, воздушной.
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. — Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Для алтаря в Ильескасе Эль Греко создал большое полотно Видение святого Ильдефонса. В филиале музея Casn del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Композиция резко делится на две части.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Язык жестов всегда содержателен и необычен у Эль Греко. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями».
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. В Испании за художником окончательно закрепилась прозвище Эль Греко («Грек»), хотя нередко его называли Доменико Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Стефан и Св.
Изображенные на большом узком полотне святые отделены друг от друга более чем десятком столетий: образ апостола Андрея возник на заре христианства, Франциск Ассизский принадлежит XIII веку. Но все неузнаваемо преображено художником. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода. Однако честолюбие и заносчивость молодого греческого художника оказали ему плохую услугу.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Эль Греко считал, что темнота больше способствует размышлениям, а дневной свет, напротив, мешает увидеть свет внутренний. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Критская иконописная школа, ярким представителем которой был Михаил Дамаскин, ввиду того что Крит являлся частью Венецианской республики и несомненно испытывал на себе ее воздействие, сочетала византийские традиции с достижениями живописи итальянского Ренессанса. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Казалось бы, для успешной карьеры всё складывалось наилучшим образом. Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Огромное пятно винно. Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Но многие приемы абсолютно необычны. данным – ок. Они не предназначены для поклонения.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Преображенная Святым Духом телесность утрачивает свою материальность, становится невесомой. Заказ в Ильескасе не менее известен долгим и мучительным судебным процессом. Слева от колонны видна погружённая в полумрак скульптура епископа. одухотворения и оцепенелости.
Подлинным именем художника было Доменикос Теотокопулос. Святой Доминик изображён погружённым в молитву, склонившись перед распятием. Ясный холодный дневной свет усиливает интенсивность красок — ослепительно-белых, густо-черных, голубых и изумрудно-зеленых. Картина написана в серебристой цветовой гамме, полной тонких оттенков и нюансов.
Апостол держит орудие своей казни — косой «андреевский» крест. В мадридском полотне в образе этого подвижника и аскета преобладают чувства смирения и смятенности, но, может быть, острее всего — духовного одиночества. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Галереи картин занимают три этажа и дают возможность проследить всю историю испанской школы живописи.
В июле 2013 года на лондонском аукционе Sothebys произошло событие, ставшее сенсацией – картина испанского живописца Эль Греко «Молитва Святого Доминика» была продана за рекордную сумму в 14 миллионов долларов, став самой дорогой из когда-либо выставленных на открытую продажу работ художника. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. Одна из первых работ Доменикоса – «Успение Богородицы» ещё несёт в себе византийские иконописные традиции, но мастерство, с которым она написана, уже являет нам его незаурядный талант. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Яркое, контрастное освещение подчёркивает настроение картины.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». В 1567 году молодой и честолюбивый художник отправляется в Венецию, чтобы продолжить свою карьеру.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Многие святые представлены во весь рост на фоне драматического пейзажа с очень низким горизонтом. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств).
фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. С 1577 жил и работал в Испании. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Живопись и творчество Эль Греко Мученичество святого Маврикия, 1581Погребение графа Оргаса, 1586Троица 1579Благовещение 1596-1600Святой Мартин и нищий 1597-1599 Святой Людовик, король Франции, 1592-1595Святой Франциск в экстазе, 1594-1595Святое семейство с Марией МагдалинойПоклонение пастухов 1610Святой Иосиф с юным Христом Вид Толедо 1610-1614Портрет монаха Ортенсио ПарависиноЛаокоон 1604-1614Иоанн Евангелист 1595-1605Снятие пятой печати 1610-1614 Примечание.
Его коленопреклонённая поза выражает благоговение и молитвенное созерцание. На его полотнах, пронизанных каким-то потусторонним мерцающим светом, живут почти фантастические образы, похожие то ли на тени, то ли на языки пламени, неподвластные законам земного притяжения, фигуры со странными вытянутыми искаженными пропорциями, с устремленными в небо взорами. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим.
Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. В особенностях колорита, в образе атлетического Христа живут отзвуки венецианской живописи. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Каждый участник безмолвного разговора имеет свою внутреннюю тему. Они производят впечатление драгоценных, в них нет оттенка будничности и каждодневности. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
«можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Образы Эль Греко дают нам возможность осознать всю меру тончайшей духовной настроенности внутренней жизни человека.
Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Однажды, рассматривая фреску «Страшный Суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он предложил уничтожить её и написать новую, более совершенную. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Огромная роль, как всегда у Эль Греко, принадлежит языку жестов. Она словно пронизана сверхъестественным светом исходящим от мира горнего. Жест у Эль Греко лишен активной энергии, это жест переживания, а не действия.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Принцип сопоставления отличает изображение апостола Петра и святого Ильдефонса для капеллы Обалье церкви Сан Висенте в Толедо (оба — 1610-1614, Музей, Эскориал). Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, — видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Но вернёмся к картине «Молитва Святого Доминика», которая является одним из лучших и наиболее характерных примеров творчества Эль Греко. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Взгляд Святого направлен вниз на небольшое распятие, опирающееся на скалы. Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Зеничев). Как пишет Т. П.
Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Выбор не случайно пал именно на Испанию. Доменикос поселяется в Палаццо Фарнезе. В музее Прадо висящая прямо против входа в залу картина излучающая сияние красок, сразу же привлекает внимание.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету.
Имея покровительство со стороны Фарнезе, Доменикос не испытывает недостатка в заказах. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства, дворян Толедо, где многие узнавали себя, — вносит в картину ощущение реальности. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Осудив деятельность ордена, Франциск стал вести жизнь отшельника в диких горах, предаваясь посту, неустанной молитве, мистическим размышлениям о бренности жизни, его посещали экстатические видения, на теле появились так называемые стигматы — знаки, подобные ранам распятого Христа (следы головок и концов гвоздей). Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики.
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Он не воспринимал манеру римско.
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Неровный свет освещает его скорбное лицо с отрешенным, стремящимся постичь неведомое взглядом. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал).
Эль Греко охотно изображал стеклянные вазы, простые и совершенные по формам, вроде той, которую держит святой Иосиф. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В своем трактате Франсиско Пачеко отмечал превосходство Эль Греко над другими мастерами в изображении Франциска Ассизского. Его изображение — само олицетворение мудрости и человечности — настолько реально, что близко к портретному образу (о чем свидетельствует и созданное раньше полотно из Ильескаса). Он часто располагал их так, чтобы через сосуды просвечивали другие предметы.
Это впечатление усиливают динамично ниспадающие складки хабита Доминика. К концу жизни художник был практически разорен. 1.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Он родился в 1541 году на острове Крит, в городе Кандия (Ираклион) в зажиточной семье сборщика налогов. Все версии «Молитвы Святого Доминика» настолько похожи, что различить их можно лишь при внимательном рассмотрении и сопоставлении. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Его собеседник и наставник Андрей Первозванный (рыбак из Галилеи, был первым, кого Христос призвал в апостолы) — худой благообразый старец, полный мужественного самоуглубления и мудрости. 1600). Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Грек по происхождению. На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. При этом Доминик изображён не неким идеализированным «сверхчеловеком», далёким от обычных переживаний, а живым человеком, которому мы можем сопереживать, чьё благочестие нам близко и понятно. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Интересна судьба последней картины. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.