Впустую были потрачены 5 дней ожидания, план был сорван. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину.
Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. Но и Суриков опередил свою эпоху. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. Срезая верхний и нижний края картины, художник создает впечатление лавиноподобного движения, стремительного скольжения русского войска вниз, в бездну. Описывая в донесении Павлу I переход через Альпы, Суворов сообщал: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляют отверстые и поглотить готовы гробы смерти, дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожи и густой туман облаков при шумных водопадах с камнями с вершин низвергавшихся, умножает сей трепет». В картине много необычного, прежде всего – обращение к крайне редко используемому в реалистической многофигурной композиции вертикальному формату.
Кстати, в Академию удалось поступить лишь со второго раза после курсов. 1799 год. В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Тема народа объединяет оба цикла. Суворов находится в левой верхней четверти картины.
Он прошел весь путь российской армии в 1799 году. Появление картины на XXVII передвижной выставке совпало с официальными празднованиями столетия швейцарского похода. Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»).
Солдатская масса разнородна. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. Только вот сам художник ничего конкретного не говорил. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. Естественно, со свойственной принципиальностью. «Главное в картине— движение. За ним последовали многочисленные натурные этюды.
Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. За следующие лет 20 Суриков, работая крайне плодотворно, написал свои самые известные картины (такие как "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", "Степан Разин" и др. ) и объездил практически всю Европу. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова.
Он столь же торжественен и сейчас. Суворов – словно икона, образец благородства и необычайной силы духа. На лице командующего написаны сложные чувства. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз.
В результате он выбрал два типа внешности: 82-летнего казачьего офицера и преподавателя пения в красноярской гимназии. После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Ледяные уступы синеватые, полупрозрачные.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее». Прототипом главного героя стал красноярский отставной казачий офицер 82-летний Фёдор Фёдорович Спиридонов, который когда-то составлял родословную Сурикова.
То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. Гора уступами написана замечательно. Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе. Но на всех лицах имеется понятный страх. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Можно отметить, что основной сюжет особенно не претерпел никаких изменений.
По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. На первом плане картины с отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер. И за сколько, как вы думаете, прошел Суворов 18 километров.
Потом– прямо летишь, дух перехватывает». Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». В принципе, перед нами поход из жизни в смерть. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Яркое полотно в духе демократического реализма. Только пятном света выделен сам Суворов. На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи.
Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Этот солдат тщательно прорисован. А вот тем, уже начали скользить вниз по склону им уже не до улыбок. Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. Славный полководец – на светлом коне.
Посмотрите на эти лица. В итоге цель суворовского перехода теперь была полностью под контролем наполеоновцев. Австрия и Англия вместо похода на Париж, требуют сначала освободить от французов Швейцарию, что действительно довольно странно (ведь взятие Парижа гарантировало бы это автоматически). Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно.
Русская армия с боями пробивается по бездорожью (Австрия по договоренностям не освободила местность от неприятеля), что, конечно, ещё больше вредит плану. Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом». В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции.
То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». Перед выступлением полководец имел 21 тысячу человек, к Иланцу же он привел до 15 тысяч.
Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. Путь снова проходил через горы. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях., считаю для себя как художника свободу выше всего». Она занимает 2/3 холста. В «Суворове» глубины почти нет.
В то время Спиридонову было 82 года. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. На это Суриков ответил, что «так красивее».
Суворову ничего не оставалось делать, как исполнять приказ государя. Через динамику раскрывается и психология каждого солдата. Того, кто уже понял: ничего не изменишь. С короткого пути пришлось повернуть. В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии.
Суриков хотел сделать это, максимально учитывая и пожелания полководца, которые он высказывал при жизни и не противоречив своей изначальной задумке. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Суриков хотел почувствовать Альпы, уловить эмоции своих персонажей.
Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. «Побеждая всюду и во всю Вашу жизнь врагов Отечества, Вам не доставало одного — преодолеть и самую природу, но Вы и над нею одержали ныне верх», – говорил потом Павел 1, пожаловавший Александру Васильевичу чин генералиссимуса. Это кажется неправдоподобным. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии.
На краю обрыва остановил своего коня Суворов. Суворов выступал против прусских палочных порядков в армии и продолжал воспитывать солдат по-своему. Две недели длился этот героический переход, многие солдаты погибли. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав.
Его новаторство не было оценено современниками. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей. В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Передние воины сосредоточились на спуске с горы. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию.
Неожиданная смерть императрицы Екатерины II в ноябре 1796 года отсрочила вмешательство России в войну против Франции. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Снег. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта».
Холст, масло. Стенька по этому замыслу является единственной волей и характером картины (как и Суворов). Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Их разговор имел важные последствия для романа.
Удачный брак позволил художнику свободно писать то, что хочется, а именно в историческом жанре. Моментов утрирования в картине несколько. Естественно, в окончательном варианте картины более детально прорисованы лица солдат, некоторые мелкие элементы, придающие в совокупности неповторимый эмоциональный фон. Главным героем здесь выступает народ, а не его предводитель. В этом портрете использованы в переработанном виде некоторые дошедшие до нас изображения полководца, главным образом известная гравюра Н. И. Уткина с портрета, написанного с натуры немецким художником И. Г. Шмидтом в 1800 году.
Насчет будущего он лишь намекал. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. Движение играет главную роль на полотне.
Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти». Деньги были, но он посчитал нужным сэкономить на дороге.
Впереди – бывалые, закаленные в сражениях воины. Вскоре ситуация изменилась. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки. Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет. Слева от него фигура старого служаки, готового в любой момент придержать коня, если тот оступится.
Седой ветеран с Георгиевским крестом на груди с ужасом смотрит в пропасть. Ведь в народном эпосе правда и красота едины.
Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». Его уважали, а вот таким образом не перечили. Тогда же была создана первая серьезная историческая картина – "Княжеский суд". Александр Васильевич Суворов умер по прибытии в Петербург 6 мая 1800 года. Альпы ему остались так же чужды, как тем суворовским солдатам, что переходили через них.
Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое. » Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях. Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. Пошел в 17 лет в Петербург с обозом (как Ломоносов). Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков.
Только перекреститься и положиться на милость Божью. Его портрет тоже прорисован очень четко. Закончив Академию в 1975 году, Василий Иванович получил свой первый и последний художественный заказ – роспись четырех панно, объединенных сюжетом «Вселенских соборов» в Храме Христа Спасителя. Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских воинов. Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков.
Главное в картине – движение. Русские солдаты, не раздумывая, шли за Суворовым, выполняли самые трудные задачи. Интересно, что самым сложным оказалось изобразить Александра Суворова. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака.
«Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. «Храбрость беззаветная – покорные слову полководца идут», – так говорил Суриков. Спустившись в долину, Суворов обнаружил, что его никто не ждет. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов.
Главное – не потерять ружье. В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Армия здесь требует особого внимания, ведь солдаты, очевидно, отличаются нереалистичностью образов.
Преодолевая до поры до времени многочисленные трудности, одни двигались по горным дорогам (это было заранее обговорено с австрийцами). Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Однако на предложеие девушки убрать штыки, дабы верхние солдата не попали на них, Суриков категорически воскликнул: «Ни за что.
За 2 (. ) дня. За время совместной жизни у них выросло две дочери. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону.
Настоящий вызов природе, которой Суворов ничуть не боится. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного. Ведь с ними был великий полководец Суворов. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. Таков, по-видимому, был первый замысел.
Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. И снова художник случайно попал к официальной дате. Смотрим внимательно, не обращаясь за дополнительной информацией. Чудо-богатыри сумели преодолеть все препятствия. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало.
В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. Вот такой получился эскиз. Ни австрийцы, ни русские. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба.
Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции. Красота в сверкании.
Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. Она построена по принципу движения сверху вниз. Император мгновенно разорвал все союзнические отношения с Австрией и Англией.
Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства. Как говорилось, просто австрийское командование забыло об этом предупредить. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. Огромные Альпы, своим величием будто бы заполняющие весь окружающий мир, клубящийся туман и армия Суворова, мчащаяся по указанию главнокомандующего и не замечающая никаких трудностей – ни опасных спусков, ни холода, ничего.
Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. Композиция картины очень динамична. Непроизвольным жестом он осеняет себя крестным знамением. 10 сентября 1799 года никогда не воевавшие в горах солдаты Суворова вошли в горы. «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика.
Но главная трудность, а быть может, ошибка всего замысла в том, что Стенька не связан никаким непосредственным чувством или переживанием с окружающими. Пейзаж играет огромное значение в картине.
Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. Это подчёркнуто концентрацией вокруг них светлых красок. Но другого пути для русской армии нет. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат.
Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. Два молодых солдата, которые отвечают на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины. В рабочем альбоме Сурикова наряду с карандашными набросками снежных вершин, горных склонов, скал и уступов, подобных тем, с которых спускались суворовские солдаты, есть и эскизы будущей композиции изображающие спуск отряда по уходящей в пропасть крутизне. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему.
В них надо вселить уверенность, что пропасть хоть и страшна и опасна, но ее можно и нужно преодолеть и на лицах молодежи появляются улыбки. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Долго складывался образ великого полководца. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей.
Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. Заметьте, что пригласили совсем не классика, а всего лишь выпускника. Перед собственной смертью, например, он просил принести снимки "Млечного пути". Ещё более интересно, что император Павел 1 согласился на этот план с условием помощи австрийских войск.
На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Крутой обледенелый обрыв. Суворов на белом коне – как памятник самому себе. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Но не тут то было. В картине нет драматической органичности, свойственной другим произведениям Сурикова.
Только с первого взгляда можно подумать, что спуск превращает солдатский строй в хаос. Он весь подался вперёд, подбадривая солдат. В конце 1795 года Россия заключила союз с Англией против революционной Франции. Войска вашего императорского величества прошли через темную горную пещеру Урзерн-Лох, заняли мост, удивительною игрой природы из двух гор сооруженный и проименованный Тейфельсбрике. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. Он проделал огромную предварительную работу по изучению исторических книг, документов, биографии Суворова, сделал большое число натурных зарисовок, рисунков вооружения, одежды и мундиров. Н. при этом выругался) все равно». Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом.
Он полностью отдается своим идеям. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. В такой момент шутить.
Несмотря ни на что, его барабан в отличном состоянии, а в руке он сжимает палочки. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. Об этом вообще отдельная история.
Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо. Его облик не соответствовал оссиановским (древнеирландским) представлениям о герое, а для генералиссимуса момент был крайне принципиальным. Интересна фигура барабанщика, еще недавно задававшего темп движения армии. Он любил солдат, разделял с ними все тяготы походов, был рядом в боях.
Вот таким образом он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. В следующих постах даже не будем на этом останавливаться. Когда российская армия подошла к горам, её ждал сюрприз — на месте не оказалось ничего. Именно им сейчас более всего нужна поддержка.
Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу» и при этом он оставался великим полководцем. На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания.
1899. Действительно, некий исторический романтизм. Каждый имел свой маршрут, но Александр Васильевич для своих солдат избрал самый сложных и короткий путь – через Альпы. Всё здесь чужое, суровое.
Внимание на карту. Источник изображенияКазалось бы, ну всё, самое ужасное позади. Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. 495 x 373 смКартина «Переход Суворова через Альпы» посвящена походу русской армии, преодолевшей в 1799, во время одной из первых войн с Наполеоном, неприступный альпийский перевал Сен-Готард.
Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. Итак, что и кого мы видим. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Не только ради этюдов с натуры.
Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда.
Их лица суровы и решительны. И даже в такой сложнейшей ситуации сумел привести 1400 пленных французов. А. В. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Ползут облака. Крутой каменистый обрыв покрыт снегом и вечным льдом.
Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил. Суворову почти 70 лет, он на покое. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены Альпийские высоты. Командир не смотрит на них. Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва.
Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Рядом другие солдаты и их портреты – изображение одного процесса. Но армия не сдалась.
Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. Нельзя русскому солдату без штыка».