После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Презентацию по картине В. И. Сурикова Посещение царевной женского монастыря можно использовать в начальной школе на уроках обучения грамоте, литературного чтения, ИЗО, а также во внеклассной работе. «посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. «посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.
После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Ведь она привыкла совсем к иной жизни. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Несмотря на, казалось бы, камерный характер сюжета, произведение это имело определенную общественную направленность. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому.
Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Эта работа стала последним значительным произведением Суриков. Все кажется как во сне. Главная роль в композиции отведена царевне.
В то время Спиридонову было 82 года. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Обступили царевну монастырские насельницы. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина.
По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни.
Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Оставался один путь – в монастырь. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе.
Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Суриков.
В. Суриков. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери.
В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. Оставался один путь – в монастырь.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание. Благодаря одной маленькой искорки, зажженной от милого и наивного лица девушки, мне картина показала пример того, как важно научиться ценить молодость и возможность права выбора, чтобы самой распоряжаться своей жизнью.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, русые волосы, широкий ровный лоб, прямой, чуть короткий нос излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, – это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.
Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии.