Русская наука особенно много сделала для изучения Сибири как раз в те годы, когда Суриков работал над «Покорением Сибири». Картина Сурикова Покорение Сибири Ермаком – один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Суриков оставил своеобразный путевой дневник — альбомы художника, черновые холсты и рисунки, первоначальные композиционные эскизы к картине «Покорение Сибири», сделанные им в результате путешествий в Сибирь и на Дон. Сразу после окончания «Взятия снежного городка» Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком» (Приложение 8. ).
Предприимчивая издательница журнала «Север» Ремезова приобрела право на литографское воспроизведение картины «Покорение Сибири» и уже в декабре 1895 года подписчики получили цветную литографию с новой работы Сурикова. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Рассказывая о работе Сурикова по сбору материала для «Покорения Сибири Ермаком», Евдокимов сообщает о том, что в станице Раздрской художнику позирует для сподвижника Ермака, есаула Кольцо, – казак Макар Агарков, а в станице Старочеркасской суриковская кисть запечатлевает казака Ивана Бугаевского. По словам художника И. Е. Репина, картина В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» является лучшим произведением исторической батальной живописи.
В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством хана Кучума. В ранних эскизах к картине «Покорение Сибири» красочная гамма еще очень далека от того сумрачного, так хорошо выражающего существо замысла, колорита, которым мы восхищаемся, рассматривая полотно, висящее в суриковском зале Русского музея. Современные Сурикову живописцы, писавшие батальные и исторические картины, в том числе и такие крупные мастера, как Верещагин, совершенно по-другому строили композицию, чем Суриков в «Покорении Сибири».
Эти слова Сурикова помогают правильно понять суть всего происходящего на огромном полотне, первоначально названном художником «Ермаком» и уже впоследствии получившем название «Покорение Сибири Ермаком». Одним из лучших, значительнейших произведений Сурикова является грандиозное историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком», которое он писал в течение четырех лет, много путешествуя по местам, связанных с тематикой картины.
Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. Воображение его потрясено. Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. Прекрасен тяжелый, сумрачный, суровый колорит картины. На этом эскизе интересна надпись Сурикова: "За Волгой, на Каме".
Остановимся еще на одном из важнейших композиционных приемов, примененных здесь Суриковым. Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. Помог, как часто бывает, счастливый случай. Лица его людей полны решимости и смелости.
Эти слова В. И. Сурикова помогают правильно понять суть всего происходящего на огромном полотне, первоначально названном художником «Ермаком» и уже впоследствии получившем название «Покорение Сибири Ермаком». Деревушка — несколько изб.
Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины8 (размерами 10359 см9). По преданию, Ермак погиб (в 1584 или 1585 году), когда он, возвращаясь из военной разведки, заночевал на одном из островов Иртыша. Суриков увидел его в Оружейной палате. Ежовым и известным донским художником Е. Чарским – мы пришли к следующему выводу: акварельный портрет А. И. Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе.
С характерным для Сурикова правдивым историзмом переданы одежды воинов их атрибуты – лодки, оружие, знамена. У них решительные, неторопливые жесты, все четко знают свои обязанности, свое место в бою. Чистякова, Б. П. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар.
Среди них было много раненых и больных. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Автором очерка являлся И. В. Вскоре представился новый счастливый случай.
«Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете». У каждого героя свое выражение лица, которое передает определенные эмоции. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»1. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Установление родственников Ковалёва большой трудности не представляло. Мы приступили к их изучению. Обращение Сурикова к теме покорения Сибири и к образу Ермака было далеко не случайным. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье.
В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия. Из сообщения Тузова мы узнали, что до революции в станичном правлении долгое время висела репродукция картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Во главе отряда Строгановы поставили известного донского атамана Ермака. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Такой, не щадя своей крови, обильно прольет и вражескую кровь.
Две стихии встречаются – так определил суть картины сам автор. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут». особенно дорожил, не разглядел ее великих живописных достоинств и усомнился в ее тематической ценности.
не допустил ни малейшей неверной ноты. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. Все костюмы и образы прорисованы до мельчайших деталей.
Казаки, видимо, его не ожидали. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа.
набросках, то с этой отдельно стоящей фигурой художнику пришлось немало повозиться. Репин писал: Впечатление от картины так неожиданно могуче. Это совсем другой характер и темперамент. По своему высокому реалистическому трагедийному строю, по глубине содержания и живописному совершенству эта "живая быль. Его татары ничуть не похожи на «дикарей», как третировал царизм восточные и северные народы России, провозглашая их «неполноценными». В гуле ее не слышен ли отзвук небесного грома.
В следующем, 1892 году, Суриков писал этюды в Тобольске и Красноярске. Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника. Суриков продолжает и напряженные поиски колорита, меняет красочные пятна, прибегает к зеленому цвету, чтобы изобразить обрывистый берег и стены татарского города. Такие сомнения смущают души многих, хотя и яростно сопротивляющихся татар. В массе народа Суриков выделяет впечатляющие характеры. В пестром по составу войске Кучума, прижатом к глинистому склону, видны признаки начинающейся паники.
Спать не пришлось: проговорили мы до утра. Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби. Греческую красоту можно и в остяке найти». Крупской, после смерти И. В. Бударина его портрет работы Сурикова находился до 1934 года. «Боярыня, говорит, Морозова. нет того единого духа, которым объединена в монолитное целое маленькая армия казацкого атамана.
В 1552 году оно было с войсками Ивана IV при взятии Казани. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Это был очерк о В. И.
Ему удалось покорить неприступную Сибирь. Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2. Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя.
Вот как выглядел первоначально пустынный берег. Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо.
Зритель ошеломлен этой невидальщиной. Суриков как бы "сплавлял"вместе все красочные пятна этого громадного полотна картина кажется то золотистокоричневой, то свинцовой, напоминая мерцание древней парчи. И вместе с тем Суриков не уничтожил отдельные цветовые пятна объединив их, он позволил им "проступать" или "мерцать" на общем фоне. Кучум установил в Сибири нестерпимый гнет, опустошал сибирские земли, наводил ужас на сибиряков и совершал набеги на пермские владения русских. Эти частые набеги причиняли большие разрушения, множество русских людей угонялось в рабство. Они проживали в то время в городе Ростове, теперь уже и их нет в живых. Гребнева.
«Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, – писал Суриков, – мне нужно вытащить их на улицу». Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки. Он послал в дар Ермаку шубу со своего плеча, серебряный кубок и дорогие доспехи. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. Татарские лучники оказали упорное сопротивление.
Лист подклеен с трех сторон. Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Сначала Строгановы только защищали свои земли от набегов кочевников. Адресованы они в Красноярск матери художника – Прасковье Федоровне и брату Александру.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. И так до рукопашного боя, который, кстати и происходит на заднем плане. Настоящее имя и происхождение Ермака неизвестны.
Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по берегу убегают всадники. С такой малой силой трудно было удержать новые земли. Рядом с Ермаком держит ружье наготове его ближайший сподвижник – есаул Кольцо.
Это вот и есть то, что греки дали – сущность красоты. К этому времени мы уже установили связь с Ростовским областным музеем изобразительных искусств и обратились туда за помощью. Понял и я ее и тоже вначале молчал. в рамках небылиц", по словам Репина, этот древний народный сказ, воплощенный Суриковым в живых образах искусства, — одно из лучших произведений исторической батальной живописи.
Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. художник обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. Учился в петербургской Академии художеств. Как всплеснет она руками. К большому сожалению, фотокарточка Антона Тузова у его родственников не сохранилась.
С 1895 г. был. Стучу в дощатую дверь. — «Войдите».
На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2. Но при этом группа казаков лишилась существенного акцента.
В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. В XX веке в Сибири были открыты богатейшие месторождения нефти и газа. Светложелтые силуэты их распластанных фигур, повторяющих друг друга (что усиливает мотив), сразу же вносят смятение в толпу татар, намечая дальнейшее развитие событий в пользу русских. Суриков увидел его в Оружейной палате Московского Кремля. Я написал много этюдов: все лица характерные. Сухарева.
С 1895 г. был. Однако походом Ермака было положено начало присоединению Сибири к Русскому государству. Живу за тысячи верст от центров, от жизни». Остальное пространство Сибири было завоёвано в XVII веке. Он сделан на бумаге карандашом и акварелью.
Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу. Только благодаря бесстрашию и умению вести бой, Ермак побеждает в этой битве. Теперь уже вписываю их. ».
Читали на занятиях. Меня казаки очень хорошо приняли. Снова перед нами излюбленные Суриковым типы и характеры. И Суриков очень тонко живописными средствами показал это.
Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства. В юности писал иконы по заказам.
Тема «Ермака» — сибирская по месту действия и глубоко национальная по своему смыслу. Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. Все это придает картине удивительную правдивость. Эту традицию сохранили и художники – баталисты XX века. Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани».
Мощным клином врезается он во вражеские ряды. Работа велась на Оби и в Хакассии. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А.
Вслед за Ермаком в Сибирь устремились новые отряды казаков. Учился в петербургской Академии художеств. Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. Одно из них написано из Москвы 23 мая 1893 года. С 1895 г. был.
Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Написал порядочное количество. С 1895 г. был. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Художник, как всегда, выбрал решающий момент, апогей битвы, что дало возможность автору с максимальным драматизмом и напряженностью показать исторический момент. Единственный путь, на который мы могли рассчитывать, – это опрос пожилых людей.
Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают, но меня это уже не интересует. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Евдокимов – один из первых биографов великого художника. Если внимательно вглядеться, то будет явно виден треугольник, созданный из отряда Ермака, который острым клином врезается в кишащую массу войск хана. Поход Ермака под пером верноподданных историков превратился чуть ли не в мирное «миссионерское» предприятие, а сам Ермак приобрел благостные черты верного слуги «царя и отечества».
Каждый участник битвы – живой человек, со своим индивидуальным характером, со своими переживаниями. Никакой суеты, никакого смятения, хотя навстречу несутся меткий стрелы. Слева представлен казачий авангард, который композиционно четко выделяется в картине.
Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Давит серое небо на уже бегущих всадников. Главный герой, Ермак, почти не выделен художником — он как бы спаян со своим отрядом. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного».
Посмотрите на этого бородача в шапке с желтым верхом, сидящего в передней лодке. Потом за ними отправились туда русские крестьяне, ремесленники, охотники, торговцы. Теперь художник думал о группе Ермака. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика1.
Утром подошел пароход. Ермак изображён в ладье, под стягом со Спасом Нерукотворным.
Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. Греческую красоту можно и в остяке найти. Именно реки служили в те давние времена в неосвоенной Сибири основными ориентирами и своего рода дорогами. Иногда создаётся впечатление, что Суриков пользовался «машиной времени», — столь легко и непринуждённо он перебирается из века в век, даря нам живые и точные образы прежней жизни. А образ Ермака жил в семейных преданиях рода Суриковых: считалось, что далекие предки художника — донские казаки — пришли некогда сюда вместе с отрядом отважного покорителя сибирской земли.
и послевоенные годы. Учился в петербургской Академии художеств. И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа, который противился никоновским церковным реформам. Вскоре они задумали послать казаков за Урал, чтобы покончить с сибирскими татарами.
отрядом. Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. Недаром Суриков говорил: «Знаете, что значит симпатичное лицо. В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление. Систематически выезжал на родину, в Сибирь.
Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой. Люди Ермака стреляют из огнестрельного оружия, вот таким образом они окутаны клубами дыма.
Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. Разговорившись с ним, я узнал, что ему известны некоторые подробности создания картины «Покорение Сибири Ермаком». На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет. «Две стихии встречаются».
Татары защищаются щитами и стреляют из луков, может быть, вот таким образом они и проигрывают. В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. Морозовой. Возможно, он был из посадских или крестьян средней Волги, откуда бежал на Дон. И. Е.
Ковалёва, с которого впоследствии была изготовлена фотокарточка, выполнен кистью талантливого художника имеет большое сходство с образом Ермака на картине Сурикова. Так же "спаяны", сплочены между собой сподвижники Ермака. Лагерю либеральных историков Ермак рисовался в «разбойничьем», «кровавом» образе, столь же далеком от исторической правды. На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар. Их-то и собирался написать Василий Иванович на Дону. «Главное в картине — движение.
Оказывается простые, на первый взгляд, вопросы решить было нелегко. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Третье письмо подводит итог пребывания художника на Дону. Такая же фотокарточка, но увеличенная имеется у В. К.
Стрельцы идущие на смерть исполнены достоинства. Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю. В картине же он многое определяет.
Между тем, всё это время мы не забывали об акварельном портрете атамана. «Утро стрелецкой казни» действительно потрясает. Число казаков в отряде Ермака уменьшилось.
И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины. Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. Начав работу над картиной еще в 1891 году, Суриков, не расставаясь с этюдником исколесил Сибирь вдоль и поперек. Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях.
Художник М. В. Нестеров писал о нём: «Суриков поведал страшные были минувшего, представил в своих образах человечеству героическую душу своего народа». Нужны были, как говорил он сам, «лица старых казаков». Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. В величавом спокойствии сидят в середине крайней лодки два казака: один заряжает пищаль, другой сдержанно подымает ружье, словно выбирая цель. Через некоторое время получили ответ из музея.
Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано. Вот некоторые выдержки из него: «Мы возвратились из поездки по Дону. Как рассказали старожилы, в период посещения Раздорской Суриковым, её атаманом был Иван Васильевич Бударин. О них Суриков не забывал никогда.
Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Этот стяг имеет славную и многовековую историю. Его люди мужественны и отважны, как и он сам. Суриков убедительно вместе с тем противопоставляет характеры вождей обоих лагерей. Он с ними наравне, в центре событий. «Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком.
У Д. В. Автор портретов и пейзажей. «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь», – пишет Суриков об этом полотне.
Сердюков) и расположенном по ул. Однако для картины одного сибирского материала было недостаточно. Кузнецова отправился в Петербург. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным. В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку.
Я пригласил его на занятия секции. Учился в Академии художеств у П. М. Здесь не только столкновение армий, но и скрещение индивидуальных воль и аил. охраняя их владения от набегов сибирских татар. Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит. Всю обстановку нагнетает мрачный пейзаж. Пейзаж играет огромное значение в картине.
Ермак завоевал не всю нынешнюю Сибирь, а только небольшую её часть. Вдалеке виднеется город именно туда наверно держит путь Ермак со своим войском. Быкадорова мы добыли фотографию Ковалёва. Это то, где черты сгармонированы. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве.
«Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары. По их выражению видно, что они ни за что не сдадутся и будут идти до победного конца. ввел фигуру стоящего у лодки в воде стреляющего казака, видимого со спины.
Особое внимание уделяет Суриков разработке образов. В Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма.
«Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. Картину «Покорение Сибири Ермаком» В. И. Суриков писал четыре года и закончил её в 1895 году. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2.
Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Из восьмисот сорока человек, отправившихся в сибирскую землю, осталось около трёхсот. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно.
Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели. В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Особенно напряженным и богатым по собранному материалу оказался 1893 год. Высокие живописные качества «Покорения Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком.
«Я пошел в Исторический музей, где тогда устроился Василий Иванович в одной из запасных неоконченных зал, отгородив себя дощатой дверью, которая замыкалась на большой висячий замок. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. А он не давал положительных результатов. Нашел тип для Ермака».
Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу». Писем было три.
Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника. Холодно, сыро. Он известен как автор монументальных картин на темы русской истории. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно.
Оно было написано из Москвы 6 августа. 1887Холст, масло, 304 x 587, 5Государственная Третьяковская галерея»). Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). «Ишь, – говорят, – еще не служил, а ездит хорошо. ». Угроза с Востока от татаромонголов была постоянной.
«Этюдный материал, собранный им за эти годы, громаден. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков. Стучусь к ней. Ими оказались Быкадоров Дмитрий Васильевич и Сухарев Василий Карпович. При этом «толпа» у него не безлика, она не просто «серая масса», она слагается из ярких индивидуальностей.
Последний тоже был артиллеристом, участвовал в русско-турецкой войне и был награждён серебряной медалью. В многоликой толпе выделяются казаки, с резко очерченным профилем, со сверкающими глазами. Итак, Макар Агарков. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910).
Шамшина, П. П. В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Сурикове 1933 года издания.
Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Учился в петербургской Академии художеств. Вскоре царь Иван IV направил в помощь казакам войско для защиты завоёванной земли.
Был также устроен вечер в мастерской Репина и он с учениками своими при входе моем тоже аплодировали. Георгию на казачьей хоругви. Да и у всех остальных лица суровые, сосредоточенные – победа дается нелегко. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В.
Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины. Суриков подчеркивает неразрывную связь дружинников с Ермаком, показывая их в едином боевом порыве. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Знамена едва намечены. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти». Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума».
Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Это нарушение зрительной «правды» позволило художнику достигнуть в высокой степени яркой художественной правды и, уменьшив масштаб задних фигур, превратить какую-нибудь сотню татар в тысячное скопище племен.
Но есть и завистники.