Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург. Так был создан сначала этюд, представленный выше, который в доработанном виде вошел в картину, которую написал Суриков, «Переход Суворова через Альпы». Наша задача сегодня на уроке постараться раскрыть замысел В. И. Сурикова в картине «Переход Суворова через Альпы».
Василий Суриков своим произведение «Переход Суворова через Альпы» показывает бесстрашное и верное своему народу войско. Собственно говоря, сама идея картины возникла у известного русского художника В. Сурикова в честь столетия перехода через Альпы великого полководца Российской империи Суворова, который совершил этот переход во главе своей армии в 1799 году. Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова. Переход Суворова через Альпы— историческая композиция В. И. Сурикова, посвещённая беспримерному подвигу русских солдат во время Швейцарского похода Суворова в 1799 году.
Все элементы, составляющие «Переход Суворова через Альпы», разработаны с той же любовью к жизни, с тем же исканием правды, с той же реалистической точностью, какая всегда отличала Сурикова. Теперь мы перейдем к разбору работы, которую написал Суриков: «Переход Суворова через Альпы». Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды на тему перехода Суворова через Альпы.
В истории беспримерного похода под командованием А. В. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Моментов утрирования в картине несколько. Потом– прямо летишь, дух перехватывает».
Нельзя русскому солдату без штыка». Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка». Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине упоение в бою. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк.
Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Она построена по принципу движения сверху вниз. Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое. » Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов.
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). Всё здесь чужое, суровое. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее». Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия.
Впереди – бывалые, закаленные в сражениях воины. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Движение играет главную роль на полотне. «Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры.
В рабочем альбоме Сурикова наряду с карандашными набросками снежных вершин, горных склонов, скал и уступов, подобных тем, с которых спускались суворовские солдаты, есть и эскизы будущей композиции изображающие спуск отряда по уходящей в пропасть крутизне. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Он овладел перевалом Сен-Готард, перешёл через Чёртов мост, но, выйдя к Люцернскому озеру, узнал, что Римский-Корсаков разбит и был вынужден повернуть на восток. За ним последовали многочисленные натурные этюды. Советское искусствоведение не раз указывало, что Суриков преодолевал старую народническую идеологию и в понимании истории и в сфере эстетики. Яркое полотно в духе демократического реализма.
В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции. Она занимает 2/3 холста. Снег. Срезая верхний и нижний края картины, художник создает впечатление лавиноподобного движения, стремительного скольжения русского войска вниз, в бездну. В принципе, перед нами поход из жизни в смерть. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты.
Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска.
Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей. В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил. Изменения в содержании обусловливают и новую художественную форму: в трех последних картинах отчетливо выражена тенденция к монументальности.
Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу.
Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. Суворову почти 70 лет, он на покое. Гора уступами написана замечательно.
Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. Главное в картине — движение. Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Тема народа объединяет оба цикла.
На это Суриков ответил, что «так красивее». Он столь же торжественен и сейчас. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Но и Суриков опередил свою эпоху. Должно выйти что-нибудь и интересное.
Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Храбрость беззаветная. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль.
Французский генерал Массена говорил впоследствии, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил Суворова его главный противник. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало. Чистякова, Б. П. Автор портретов и пейзажей. Итало-швейцарский поход – вершина полководческой деятельности Суворова.
Солдатская масса разнородна. Суворов находится в левой верхней четверти картины.
Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков. Таков, по-видимому, был первый замысел. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад.
На краю обрыва остановил своего коня Суворов. В «Суворове» глубины почти нет. Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Композиция картины очень динамична.
Эпические начала, свойственные народному художественному сознанию именно с этого времени с особенной силой зазвучали в творчестве Сурикова. Вот таким образом он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». Н. при этом выругался) все равно». В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира.
Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Главное – не потерять ружье.
Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти». Только перекреститься и положиться на милость Божью. Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова.
Рядом другие солдаты и их портреты – изображение одного процесса. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». Я очень много думал над этой картиной. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей., считаю для себя как художника свободу выше всего». Долго складывался образ великого полководца.
Перед нами отвесная, неглубокими уступами, покрытая обледеневшим снегом, гора, за которую цепляются облака. «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика. Только с первого взгляда можно подумать, что спуск превращает солдатский строй в хаос. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Гребнева. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии.
Ползут облака. Крутой обледенелый обрыв. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается.
Только пятном света выделен сам Суворов. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Пейзаж играет огромное значение в картине. В такой момент шутить. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается.
Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова. «Главное в картине— движение. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. Их разговор имел важные последствия для романа.
Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Отвесная стена горы Панике образует плоскость, замыкающую пространство и стремительное движение, охватившее людские массы, подчинено одному, точно и безошибочно выбранному направлению. Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо.
Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Описывая в донесении Павлу I переход через Альпы, Суворов сообщал: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляют отверстые и поглотить готовы гробы смерти, дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожи и густой туман облаков при шумных водопадах с камнями с вершин низвергавшихся, умножает сей трепет». В картине много необычного, прежде всего – обращение к крайне редко используемому в реалистической многофигурной композиции вертикальному формату. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. «На каждом шаге в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и поглотить готовые гробы смерти. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы.
На лице командующего написаны сложные чувства. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами. На средства золотопромышленника и городского головы П. И.
Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Главное в картине – движение. Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»).
Важнее вещей были живые люди и Суриков нарочно отправился в Сибирь, чтобы среди доживающих там свой век николаевских солдат найти интересующие его типы. Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом». Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Картина Сурикова – подлинный гимн русскому человеку, его мужеству, его неодолимой жизненной силе, его светлому разуму.
1799 год. Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории.
Храбрость беззаветнаяВерхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят внизОколо Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Суриков долго работал над композицией Суворова. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Его солдаты знали только одно слово: вперед.
Командир не смотрит на них. Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). Учился в Академии художеств у П. М. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся.
Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. В этом же году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря ни на что, его барабан в отличном состоянии, а в руке он сжимает палочки. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». А. В.
Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Славный полководец – на светлом коне.
Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. Покорные слову полководца идут, — объяснял свой замысел художник.
«Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире».
Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра.
Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Кузнецова отправился в Петербург. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Красота в сверкании. Через динамику раскрывается и психология каждого солдата.
Этот солдат тщательно прорисован. Это кажется неправдоподобным. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу» и при этом он оставался великим полководцем. На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания.
Он весь подался вперёд, подбадривая солдат. Но на всех лицах имеется понятный страх.
Его новаторство не было оценено современниками. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. Дополнительные кадры – еще несколько солдатских портретов, прорисованных хуже или расположенных дальше, но идущих по тому же пути.
Шамшина, П. П. Того, кто уже понял: ничего не изменишь. В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии. Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением.
Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. Однако на предложеие девушки убрать штыки, дабы верхние солдата не попали на них, Суриков категорически воскликнул: «Ни за что.
И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. В юности писал иконы по заказам. Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно.
А вот тем, уже начали скользить вниз по склону им уже не до улыбок. Интересна фигура барабанщика, еще недавно задававшего темп движения армии. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. 1899.
На другом рисунке подчеркнут стремительный наклон самой горы и лишь отдельные фигуры намечены там и сям на отвесной плоскости горного склона. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Ведь в народном эпосе правда и красота едины.
Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет. Эхо бесконечное. 495 x 373 смКартина «Переход Суворова через Альпы» посвящена походу русской армии, преодолевшей в 1799, во время одной из первых войн с Наполеоном, неприступный альпийский перевал Сен-Готард. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда.
Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. Картина напоминает в некоторой степени вариант Покорение Сибири Ермаком. Холст, масло. Суворова и императора Павла I. Известно, что в 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный памятник Суворову. Их лица суровы и решительны. Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз.
И снова художник случайно попал к официальной дате. Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. «Храбрость беззаветная – покорные слову полководца идут», – так говорил Суриков. Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом.
Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Ледяные уступы синеватые, полупрозрачные. Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат.
Его портрет тоже прорисован очень четко.