После знакомства с творчеством Франца Марка, а именно с «Судьбы животных», начинаешь задумываться о дикой природе и необходимости внести свой вклад в WWF. Сегодня мы рассмотрим картины «Судьба животных» Франца Марка и «Пять сновидений» Майкла Нельсона Тьякамарра.
Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму («Тироль», «Борющиеся формы» обе – 1914 год, Мюнхен, Новая пинакотека). У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Начало 20-го века пробудило в головах молодёжи мысль о том, что мир нужно изображать как-то по-новому, по-своему. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Восприняв мистико-пантеистические идеи немецких романтиков, Марк стремился передать «органический ритм, который пульсирует во всех существах». Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример – одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Таковы композиции «Лошадь в пейзаже» (1910, Музей Фолькванг, Эссен), «Лисица» (1911, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь). – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные. Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности.
Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака.
Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). дение природы в живописи. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Но Марка ничто не могло остановить: он сам предсказал свою преждевременную смерть в письме матери.
Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Марк – один из главных мастеров раннего немецкого экспрессионизма. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Многие художники ограничивают себя одним жанром. Своими мыслями он делился с Кандинским. лно воплотить своё ви.
Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Стремительная творческая эволюция Марка была прервана его гибелью на фронте под Верденом. Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». С 1900 по 1903 г. Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. В 1909 году Марк поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария).
Основной сюжет его живописи – животные в ландшафтном окружении (ещё в середины 1900-х годов он зарисовывал лошадей, ланей в Берлинском зоопарке был дружен со швейцарским зоологом Ж. Нитсле). Tierschicksale, 1913). Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Его композиции стали гораздо более отвлеченными и он сам сознавал это: «Мои изображения инстинктивно, по внутреннему побуждению, стали становиться схематичнее, абстрактнее».
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель).
Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910). Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.
В 1912 году в Париже познакомился с Р. Делоне под его влиянием, а также итальянского футуризма стиль Марка меняется: появляются отвлечённые лучевидные и параболические формы, рассекающие изображение на фрагменты («Тигр», 1912 год, Ленбаххаус, Мюнхен «Мечтающая лошадь», 1913 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Судьба животных», 1913 год, Художественный музей, Базель). В 1911 году вместе с Кандинским, А. Макке и другими основал объединение «Синий всадник», был одним из редакторов одноименного альманаха (1912 год), где напечатал несколько эссе о современном искусстве. Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907).
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Немецкий художник, представитель немецкого экспрессионизма Франц Марк написал картину «Судьба животных» в 1913 году. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Животные изображенные в композиции, еще очень узнаваемы и полны жизненной энергии и силы. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. При этом одна четко прорисованная деталь – узкая, с характерным наклоном, морда лисицы – задает тему картины и связывает с реальностью почти абстрактное полотно. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». 1910: Теория цвета.
В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. 1911-1913: Знаменитый анималист. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. выше.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Марк пережил увлечение модерном, кубизмом и футуризмом. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
Tierschicksale, 1913). Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. В 1912 году он знакомится сРобером Делоне, чей стиль, наряду с итальянскимфутуризмомикубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). Именно вот таким образом сейчас мы сделаем первый шаг в пространство, где формы, время и созидание искажают действительность, где линии сломаны под натиском подачи – в мир «высокого» искусства – чтобы разбухшей подушечкой указательного пальца ощутить остроту песчинок. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912). 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными.
Вероятно, некоторую роль в этом сыграли пантеистические идеи немецких романтиков, которые призывали услышать «органический ритм, который пульсирует во всех существах». Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Литературно одаренный художник красноречиво выражал свое творческое кредо в статьях и письмах друзьям: «Мои цели не лежат преимущественно в области анималистики. Их картины я воспринимаю как рисунки детей 6-8-летнего возраста, у которых появилась тяга к художественному творчеству. Глядя на эти картины, невольно задаешься вопросом – а умеет ли данный художник рисовать вообще что-то действительно реальное и похожее на окружающую действительность. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене.
Марк Франц (Marc), немецкий художник. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней. Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит.
В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1900-1902 годы) у Г. фон Хакля и В. фон Дица. Художник решительно порвал с натурализмом.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Посему он много времени проводил в зоологическом музее, скрупулёзно изучая животных, делал зарисовки с натуры в Берлинском зоопарке. Neue Kunstlervereinigung Munchen).
Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Картины – четкая фиксация места их создания, людей и конечная точка жизненной силы. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Больше всего ему нравились лошади. В каждой главе есть основы, применимые и к конкретному жанру и к другим. Ему было всего 36 лет. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году.
В 1910 году, после посещения выставки Нового мюнхенского художественного объединения, познакомился с В. В. Кандинским, А. Г. Явленским, Г. Мюнтер, М. Верёвкиной с 1911 года стал членом этого объединения. Простые сюжеты его произведений кажутся идиллическими: красивые животные, обитающие среди девственной природы. Однако приказ не успел дойти до фронта. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Окидывая картину взглядом, мы можем получить первое представление, основанное на восприятии цветовой гаммы и систематизированном расположении объектов, но для того, чтобы раскрыть «Пять сновидений» полностью, мы уделим внимание составляющим – деталям играющих на смысле восприятия. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ».
На картине «Судьба животных» изображены олени, лошади и лисы, находящиеся в центре развернувшегося апокалипсиса, который создает сама природа. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма.
В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Во всех работах художника, будь то карандашный набросок или сложная живописная композиция, раннее реалистическое полотно или экспрессионистическая картина, мы безошибочно узнаем характерную повадку зверя: ломкую грацию косули, пружинистую энергию тигра, порывистость непоседливой обезьяны, медлительность массивного быка, горделивую стать лошади. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Он все еще находился в поисках собственного языка форм. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал.
В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Поздние работы Марка характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами, подчас создающими тревожное и апокалиптическое настроение. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем.
Есть только больное воображение.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Главными героями его картин практически всегда являлись животные на фоне природы. И название пришло само». Марк пережил бурный, доведший его до депрессии, роман с замужней дамой, художницей Анетте фон Экардт и попал в ситуацию мучительного любовного треугольника, разрываясь между двумя Мариями, также художницами, – Марией Шнюр и Марией Франк.
«Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Надпись «И все сущее пылает в муках», выведенная руками Марка на обратной стороне, является отсылкой к библейской Книге откровений. Tierschicksale, 1913). В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью.
Однако в 1911 году это был только переходный период, о чем свидетельствует полотно «Красные кони» (1911, собрание П. Гейер, Цинциннати). В 1909 году он поселился в Нижней Баварии.
Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее по. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. – вопрошал Марк.
Mnage trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Общение с абстракционистами изменило творческую манеру художника. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Чистые насыщенные цвета (красный, синий, жёлтый) должны передавать «сущность», скрытую за «видимостью» и потому наделяются у Марка символическим значением. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. В картинах «Лошадь в пейзаже» (1910 год, Музей Фолькванг, Эссен), «Лисица» (1911 год, Музей Хейдта, Вупперталь) и др. То есть король-то – голый.
4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Взгляд на мир глазами художника, слухом музыканта, рифмами поэта – фундамент восприятия заложен в каждое произведение изначально, однако интерпретации не ограничены. Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк.
1911: Синий всадник. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.