Свой Страшный суд Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто.
Он был сыном красильщика шелка. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. А ведь на раннем полотне запечатлен грозный для богини миг.
Прежде всего надо было попасть на другую сторону канала. Отметим, что две из трёх картин имеют композицию, где на фоне архитектурных кулис происходит театрализованное действие. За мостом начинается самая сложная и путаная часть пути.
Рох во славе». Нагая женщина возле одетых мужчин кажется нагой вдвойне.
Но разве помогло это ему постигнуть во всю глубину нетрадиционное искусство Якопо Тинторетто, одного из гигантов Возрождения. У тридцатитрехлетнего человека рот стал как у старика. А здесь он летит кувырком, в великой спешке, чтобы сотворить свое чудо. Документов, удостоверяющих факт его рождения, не сохранилось и эту дату определяют приблизительно исходя из даты кончины.
И ныне они все так же восхищают глаз, не затрагивая души. И ты будешь награжден. Марка».
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Падают с ними и поверженные ангелы. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит.
И давно ушедшие зачинатели итальянского ренессанса не успели стать для него легендой. Самым замечательным в этих стариках была непреклонная печаль глаз.
А здесь он летит кувырком, в великой спешке, чтобы сотворить свое чудо. Тут безошибочно работает материалистический закон о переходе количества в качество. Хорошо, что в том ликовании, о котором я рассказывал вначале, сразу обнаружилась трещина. Свет – могучее оружие зрелого Тинторетто. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках.
В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Но даже такие позы у Тинторетто говорят. От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто.
Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Великий русский пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил: «Творцу нужны три вещи: похвала, похвала и похвала». Начинается с «Благовещения», где крылатый святой Гавриил в сопровождении ангелов могучей птицей влетает в покой Девы Марии, проломив стену. Чужую слепоту понять нелегко, попробую разобраться в собственной. Необыкновенно красиво соседствующее с «Сусанной» большое полотно «Спасение Арсинои». Именно с нее началось признание Тинторетто. Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Обнаженная натура «Концерта» написана той же рукой, что создала «Спящую Венеру» и «Грозу», а не тициановских ню. Полотно было заказано Братством св. На вопрос, почем старые мастера писали так тщательно, а он так небрежно, Тинторетто отвечал шуткой, за которой скрывались обида и гнев: «Так как у них не было столько непрошеных советчиков».
Сам набросок малоудачен, особенно неубедителен бесстыдно и ненужно обнаженный Христос (вечная тяга неистового перевертня к мужской срамной плоти – даже Богочеловека не пощадил. ), но первоплановая фигура одной из жен-мироносиц исполнена восхитительной экспрессии. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». Он чувствовал Христа телесно, он, как свое, ощущал его плоть, его дыхание, грусть и мужество, усталость и томление, муку и торжество, когда, порвав земные путы, он устремился к престолу своего небесного Отца, – дивная, боговдохновенная картина «Вознесение». Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Впрочем и Вазари едва ли был в этом оригинален, он, скорее, повторял расхожее мнение. Жизнь Тинторетто полна тайн. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Тинторетто был таким вот тепло верующим. Он принес новую веру, новую религию, дал новое сердце людям. Но, по легенде, старики поплатились жизнью за свое бессильное рвение. Школы существовали на добровольные пожертвования.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Наследие мастера огромно. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком.
Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Им было предложено сделать небольшой эскиз на тему вознесения св. Коли песня – пой, сводя с ума домашних коли картина или скульптура – смотри.
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь.
«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Святой Марк – покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. Написанная около 1552 года для храма Санта Мария дель Орто картина «Введение во храм» поражает глубиной и аллегоричностью образов, подчеркнутых с помощью необычной динамичной композиции и умелого расположения света: с одной стороны лестницы – затемненные нищие, с другой – женщины и дети, ярко освещенные.
Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Великие примитивы были для него людьми из плоти и крови, а не бесплотными тенями. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
С Вазари пошло представление о Тинторетто как о «неправильном» художнике. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен. Тихий ангел фра Беато отлетел с опаленными крыльями.
Да и по цвету картина довольно ординарна. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Проще было добраться через мост Риальто, но мне хотелось еще раз зайти в музей Академии и глянуть на «Чудо св. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Все же Тинторетто лишен истинно религиозного чувства, его бог – пластика, движение. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Известно также, что художник подробно изучал анатомию.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Никто из художников не оставил такого количества прекрасных картин, собранных в одном месте.
У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
А какие же еще глаза могли быть у человека, не страшившегося заглядывать в последние бездны. Те самодовольно отвечали: кто — десять дней, кто — пятнадцать. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. В картинах, которые были написаны в 1553-1555 года, колорит по собственному характеру восходит к искусству Веронезе. Я полюбил прекрасное и странное полотно Тинторетто по репродукциям. Святой садится на землю, как дикий гусь, далеко и прямо пустив под себя ноги.
Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал (чем и заслужил кличку «сумасшедший русский») и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Для него это не художественный прием, способный усилить экспрессию, а сама суть. А «Бегство в Египет», где Мария так бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф так сильно тянет ослика за узду.
Он исключен из деятельной жизни и потому неинтересен Тинторетто. За неделю, проведенную в Венеции, я убедился, что тут нет больших расстояний. Одно полотно я видел в мадридском Прадо, тут тема взята как-то наивно, в лоб.
Мастер выбирает форму поколенного портрета. Сюжеты картин традиционны: история Иисуса. С каким сердцем написано изумительное полотно о поклонении пастухов.
И я заплакал, сам не замечая этого.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал.
В «Поклонении золотому тельцу» будто произвольными мазками художник наметил акценты – яркое платье девушки, такого же цвета одеяние мужчины сзади тельца и при этом часть персонажей оставил прозрачными, как если бы они были духами. Сгустком энергии предстает следующее полотно – «Поклонение волхвов». Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. А «Бегство в Египет», где Мария так бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф так сильно тянет ослика за узду.
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). О предках художника почти ничего не известно. Сколько эротизма в джорджоневском «Концерте» и его «Грозе». Холодное великолепие. Перед смертью Тинторетто вновь написал «Тайную вечерю», момент причастия, для церкви Сан Джорджо Маджори.
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Марка»). Картину «Чудо Св. Вот это и дает Тинторетто его настоящий масштаб иначе было бы что-то умилительное, уютное, вроде «маленьких голландцев».
Рокко на небо. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Марка», висит «Ассунта» Тициана.
Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Она читала книгу – Священное Писание. Она вроде бы играла с ним, позволяя биться, терять пух и перья. В главном зале музея Академии, прямо напротив «Чуда св. С этим хочется поспорить. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
У него было огромное количество заказов. Отец и дал Якопо прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик». Марка». При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя.
Сам набросок малоудачен, особенно неубедителен бесстыдно и ненужно обнаженный Христос (вечная тяга неистового перевертня к мужской срамной плоти — даже Богочеловека не пощадил. ), но первоплановая фигура одной из жен-мироносиц исполнена восхитительной экспрессии. Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
Но все это вовсе не о том. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Выпадает из живого буйного действия распятый на кресте атлетически сложенный Христос. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».
К 50-60-м гг. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Во всяком случае и Рафаэль Менгс и Джон Рескин гневались на Тинторетто в духе Джордже Вазари, который называл Тинторетто «могучим и хорошим живописцем», – видимо, подкупала бьющая через край энергия манеры Тинторетто, так приятно напоминавшая Вазари его кумира Микеланджело, – и тут же: «самой странной головой в живописи». Известны его слова: «Когда выставляешь свои произведения публично, то нужно воздерживаться некоторое время от посещения тех мест, где они выставлены, выжидая момента, когда все стрелы критики будут выпущены и люди привыкнут к виду картины». Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы.
Мне известны два портрета Тинторетто. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. За неделю, проведенную в Венеции, я убедился, что тут нет больших расстояний.
Немного схоже с дантовскими кругами. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 10 Сан Тровазо, около 15 Сан Поло, 1578 и др. ). За один этот яркий мазок, подаренный полотну, можно было бы простить старого греховодника. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Смело отбросив традиции венецианской школы с ее лиризмом изобразительной солидностью, преданностью натуре, заботой об «иллюзионности» и вещественности, он стал творить свой собственный мир из света и тьмы, свободно населяя картины призраками, а не телами, отбросив всякую заботу о правдоподобии, хватая жизнь навскидку и не пренебрегая ничем. С Вазари пошло представление о Тинторетто как о «неправильном» художнике. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».
Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. По своим радостным краскам «Млечный Путь» куда ближе к раннему полотну «Вулкан застает Венеру и Марса» из мюнхенской Пинакотеки, нежели к циклу Сан Рокко, где доминирует не цвет, а свет, что делает из Тинторетто предшественника Рембрандта. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток.
С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Вообще воздействие художников друг на друга – тайна, не объяснимая простыми житейскими причинами. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).
Эти простые души первыми явились в вертеп, подвигнутые темным, но безошибочным чувством. В «Похищение святого Марка» (1562-1566) Тинторетто воплощает сцену похищения венецианцами мощей святого покровителя Венеции из Александрии. От гостиницы на улице (или набережной. ) Скьявоне до улицы Тинторетто, где находится расписанная им Скуола Сан Рокко, путь немалый, если судить по карте, но я решил проделать его пешком.
Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Марка во Флоренции братом Беато Анжелико. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Вот таким образом можно сказать: «Это еще не Достоевский» – или: «Это уже не Тургенев».
Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. То же самое можно сказать и про две другие картины с похожим сюжетом: «Обнаружение тела святого Марка» и «Спасение сарацина». И тут Тинторетто, видимо почувствовавший, что пришел его судьбоносный час, совершил беспримерный художественный подвиг: в кратчайший срок он написал громадное полотно (5, 36 x 12, 24) «Распятие» и принес его в дар братству Сан Рокко. Но силу эмоций, пульсирующую и в каждой детали и в общем замысле, в его воплощении, признавали все. Но тридцатилетний художник жизнерадостен и благодушен.
Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Он считал даже, что Тинторетто порой выставляет «напоказ, как готовое, самые грубые эскизы, в которых виден каждый удар кисти». В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
За мостом начинается самая сложная и путаная часть пути. Нет, я так и не узнал в молодом атлете, пригвожденном к кресту и с некоторым любопытством смотрящем вниз, на всеобщую суету, Иисуса «Крещения», «Искушения», «Тайной вечери», «Воскресения», «Крестной ноши». Удивительно мускулистое и по-земному сочное зрелище. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов при мастерской художника имелось богатое собрание слепков. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Те самодовольно отвечали: кто – десять дней, кто – пятнадцать.
Не могли же Тинторетто попадаться модели только с такими глазами. У кого в молодости, у кого в зрелые годы, у кого в старости. В «Избиении младенцев» огненный темперамент мастера, равно и его импрессионистическая манера получили полную свободу.
В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Эти работы ярко свидетельствуют о достаточно экспрессивной виртуозности пылкого и очень романтичного мастера. Он был сильно помят, но отнюдь не выглядел потрясенным и все так же хотел жрать.
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Даная посвятила себя Зевсу. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Но есть в полотне Тициана то, что вовсе отсутствует у Тинторетто, – он думал о Боге, когда писал.
Совершил Тинторетто свой геркулесов труд в три приема: в 1564 – 1566 годах он написал картины для Albergo или Зала Совета, между 1576-м и 1581-м он украсил Верхний зал и с 1583-го по 1587-й сделал то же для Нижнего зала. Он, пользуясь выражением русского поэта, «превращает тело в душу». А Тинторетто создал не чудо святого Марка, а фокус святого Марка. Это не старчески-грешное и жалкое подглядывание, а почти изнасилование.
Обаяние Христа в его великой человечности, доступности он мыл ноги своим ученикам, беседовал с ними, рыбачил, преломлял хлеб, ел рыбу, мясцо, пил вино, он был внимателен к хлопотливой Марте и сосредоточенной Марии, находил для каждого особое слово, врачевал тела и души, он поднял упавшую перед ними во прах блудницу из Магдалы, но Сын человеческий был и Сыном Божьим. В том же году художник становится членом братства. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Марка». Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Голгофа. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Все персонажи находятся в зоне освещенности. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. 1. Коли стихотворение, читай до одурения и оно улыбнется тебе.
А может, кошки вообще не едят голубей. Марка для Скуола ди Сан-Марко одной из наиболее крупных венецианских благотворительных организаций того времени. Видаля я чуть задержался. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
С детства Якопо постоянно рисовал, где только было возможно (чаще всего – на стене родительского дома) и всем, что попадалось под руку: печным углем, мелом, красками отца, который был мастером по росписи шелка. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Ведь скучно, когда все тайны разгаданы.
Безмятежность голубей словно провоцировала кошку на бросок. Перепуг узких улочек и горбатых мостиков быстро приводит к любому месту, которое на красно-синей карте кажется бесконечно далеким. Якопо Тинторетто не обладал (по счастью) столь невозмутимым духом, он был открыт всем тревогам и волнениям времени. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200. Прежде всего надо было попасть на другую сторону канала.
Меня заинтересовало, чем кончится охота. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.
В 1545 – 1546 Якопо Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, остальные годы он безвыездно работал в Венеции. О шедевре Тинторетто «Страшный суд» в церкви Sen Moria allOrto он писал: «Кто смотрит на эту картину в целом, тот остается в изумлении, но если рассматривать отдельные ее части, то кажется, что она написана в шутку». Должен оговориться, я высказываю здесь те мысли и ощущения, которые владели мною в описываемую пору, то есть в пору первого свидания с Тинторетто на его родной почве. Я полюбил прекрасное и странное полотно Тинторетто по репродукциям. Он слышал о них рассказы, порой очевидцев, порой с чужих слов, но всегда житейски достоверные, а не мифотворческие. Как кротко и задумчиво его лицо, как добра рука на плече припавшего к нему Иоанна.
Да нет, строительная площадка во время аврала. Венеции хватило еще на два века «когда вся остальная Италия была уже в полном разложении, Венеция (и только она) могла дать такого атлета жизни, как Казанова, такого жизненного писателя, как Гольдони и таких истинно великих художников, как Гварди и Тьеполо» (Александр Бенуа). Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Тут все чудо: святое семейство – малыш в плетеной корзинке, которую качает тонкая рука Матери, такой юной, безмятежной, не ведающей судьбы покорно-печальной Иосиф (он ведает. ) чудесные в своем наивном порыве пастухи, заботливые женщины, помогающие Марии и удивительно милые животные: вол и петух в хлеву, отделенном от жилья, – равноправные участники происходящего.
Вскоре меня стали привечать служители кивком и улыбкой, а затем дали кличку «сумасшедший русский». Я полюбил прекрасное и странное полотно Тинторетто по репродукциям. Голубь отряхнулся и, оставив по себе горстку сизого пуха, заковылял к стае. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого.
С каким сердцем написано изумительное полотно о поклонении пастухов. Возможно их существует больше. А вот венская Сусанна – воистину чудо, торжество живописи.
Кошка не торопилась разделаться с голубем. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Так можно врываться с мечом, а не с оливковой ветвью. Это и было тем элементом автопортрета, о котором писал Габричевский.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Он и сам не подозревает, каким трагизмом исполнится его творчество уже в ближайшее время. Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св. Бытовая очевидность «Бегства в Египет» сквозит тайной. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком.
В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Марке («Похищение тела св. Удивительно мускулистое и по-земному сочное зрелище. Для той же церкви в 1562-1564 гг. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Но крошечная тигрица была опытным охотником. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Я смотрел на Иисуса, стоящего перед Понтием Пилатом («Христос и Пилат» – зал Альберго) в белой хламиде или простыне, наброшенной на голое тело. Роха во славе. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. «Распятие» – это действительно целый мир. Так хотелось бы хоть каких-то человеческих радостей вечному труженику. Но к ней следует относиться осторожно. Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе.
Голуби казались совсем беззащитными перед ловким и быстрым зверем, к тому же алчность притупляла инстинкт самосохранения. С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса.
И вдруг я увидел, что у Христа запал рот. Очаровательно и радостно по краскам лондонское «Происхождение Млечного Пути». Но он, Тинторетто, был сыном своего времени, а время было грозное. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Кошка мгновенно выпустила голубя, в невероятном прыжке взвилась на забор и сгинула. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. Наконец кошка изловчилась и прыгнула. Он утверждал и убедительно доказывал, что каждый портрет одновременно и автопортрет. Значит, он наделял их собственными глазами, точнее, выражением своих глаз.
Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. О жизни Тинторетто мало известно.
За мостом начинается самая сложная и путаная часть пути. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Совсем иным предстает Христос на картинах «Се человек», «Крестная ноша», «Вознесение», здесь он включен в мировое напряжение и потому желанен кисти Тинторетто. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои».
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Якопо Робусти, как звали художника на самом деле, родился около 1519 года. Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Географическое положение царицы Адриатики и все многочисленные выгоды – экономические, политические, военные, религиозные, – которые оно давало, очень долго помогали «Яснейшей республике» оставаться «самым цельным и организованным из европейских государств, могучим оплотом христианства». Вазари отдавал должное его мастерству, числил за ним ряд больших художественных достижений, но об истинном масштабе мастера Скуолы Сан Рокко не подозревал.
Эмоциональным центром картины является убранный в глубь холста Христос ибо, перебрав взглядом выразительные, резко индивидуализированные фигуры апостолов (только что было произнесено: «Один из вас предаст меня»), вы сосредоточите взор на прекрасной голове Христа, высвеченной нимбом. А ведь Тинторетто не мог видеть этого эскиза, неужели возможно такое совпадение. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III). Этим он надолго закрепил за Тинторетто славу поверхностного и нестарательного художника.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Было это в 1564 году, когда художнику исполнилось сорок шесть лет. «Живопись Тинторетто изумительна. Мрак сошел на человеческие души. Он вышел победителем из борьбы с веком и все накапливал посмертную славу, но не только упомянутые выше Менгс и Рескин открывали по давно ушедшему художнику огонь из всех орудий — в разное время, в разных странах наивная вазариевская близорукость вдруг охватывала просвещенных искусствоведов в отношении Мастера, так мощно одолевающего время. Тайна Христа осенила полотна Тинторетто, пронизанные бурным мистическим чувством: «Воскресение», «Молящийся в саду», «Крещение», «Искушение Христа», «Вознесение».
Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Тинторетто уделял также много внимания портрету. Так что же это – выбраковка дефектной особи.
И было еще вот что. В «Спасении св. Сын красильщика, родился в Венеции, где и прожил почти безвыездно всю свою семидесятишестилетнюю жизнь. Скуола Сан Рокко – великое братство, а следовательно и очень богатое.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома. Пишу об этом не в похвалу и не в укоризну художнику, но что-то это же говорит о человеке. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин). Зрелый период.
Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. А здесь он летит кувырком, в великой спешке, чтобы сотворить свое чудо.
Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Тинторетто не раз обращался к любимому художниками Возрождения сюжету: Сусанна и старцы. На маленькой площади перед храмом Св. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты.
Он ведет беседу со своими учениками. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. У Тинторетто Христос – формальный центр картины. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Впрочем, это хорошо, что искусство такое разное. В Венеции существовало несколько десятков подобных братств и менее десятка принадлежало к числу «великих». В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
Тут все чудо: святое семейство – малыш в плетеной корзинке, которую качает тонкая рука Матери, такой юной, безмятежной, не ведающей судьбы покорно-печальной Иосиф (он ведает. ) чудесные в своем наивном порыве пастухи, заботливые женщины, помогающие Марии и удивительно милые животные: вол и петух в хлеву, отделенном от жилья, – равноправные участники происходящего. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. О жизни самого художника известно мало.
Вот тут Тинторетто был в фокусе. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Впрочем, можно ли все знать в державе хрупких и тонких духовных ценностей. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Или он просто не сумел изобразить Сына Божия на кресте, обезоруженный пассивностью позы. Рох в госпитале».
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника. Во всяком случае и Рафаэль Менгс и Джон Рескин гневались на Тинторетто в духе Джордже Вазари, который называл Тинторетто «могучим и хорошим живописцем», — видимо, подкупала бьющая через край энергия манеры Тинторетто, так приятно напоминавшая Вазари его кумира Микеланджело, — и тут же: «самой странной головой в живописи».
Но, по мне, существо искусства куда важнее всех документов и свидетельств. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
То же и в литературе. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. Впрочем и Вазари едва ли был в этом оригинален, он, скорее, повторял расхожее мнение. Удивительно мускулистое и по-земному сочное зрелище. Распространенный сюжет из Библии.
Но, несомненно и сам немало способствовал утверждению такого мнения и продлению его на века. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Кстати, «Концерт» Джорджоне, украшающий Лувр, с некоторых пор «передарен» Тициану.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Сизарь выскользнул из ее лап, поплатившись одним-единственным серым с приголубью перышком. Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик».
Но линия такой толщины уже не линия. Но предела неистовства Тинторетто достигает в том самом «Распятии», что доставило ему возможность декорировать Скуола Сан Рокко.
Наверное, для этого были веские основания. Меня всегда поражали в огромной портретной галерее Тинторетто его удивительные старики. Это так и осталось для меня тайной. В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св. Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал (чем и заслужил кличку «сумасшедший русский») и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании. Даже группе скорбящих на переднем плане не подарил художник покоя последней боли. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения.
Большинство апостолов – в профиль. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Примечание. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения.
И давно ушедшие зачинатели итальянского ренессанса не успели стать для него легендой. А ведь Тинторетто не мог видеть этого эскиза, неужели возможно такое совпадение.
Он даже не оглянулся на своего врага и продолжал клевать зерна ячменя и конопляное семя. У кого Якопо учился дальше не известно. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св.
Или тренировка хищника. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578). Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. В этой картине, созданной уже в пору работы для Скуола Сан Рокко, присутствует тот буйный певец движения, каким обернулся зрелый Тинторетто и все усиливавшаяся с годами жадность к каждому квадратику полотна, требующему заполнения. Марка». Так сбылось предсказание оракула.
Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Эти простые души первыми явились в вертеп, подвигнутые темным, но безошибочным чувством. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Не знаю. Обширными собраниями картин художника располагают галерея Академии и Дворец дожей, отдельные работы Тинторетто украшают многочисленные храмы. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Великие примитивы были для него людьми из плоти и крови, а не бесплотными тенями. Это одно из ранних произведений Тинторетто. При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе.
Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Святой садится на землю, как дикий гусь, далеко и прямо пустив под себя ноги. Не случайно картины Тинторетто оказывают магнетическое влияние на многих людей – говорят, они, будто впадают в оцепенение, подчиняясь энергетике картины целиком и полностью.
Но это еще не Тинторетто. Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Хорошо помню, как вдруг присох к полу возле совсем не главной картины в нижней комнате – «Мария Магдалина».
Но может быть, это правильно. О шедевре Тинторетто «Страшный суд» в церкви Sen Moria allOrto он писал: «Кто смотрит на эту картину в целом, тот остается в изумлении, но если рассматривать отдельные ее части, то кажется, что она написана в шутку». Конечно, Дева Мария испугана, она сделала защитный жест рукой, рот ее приоткрылся. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. 1550 — 1635 гг. ). Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).
В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Следует также принять во внимание, что автор книги был большим поклонником Тинторетто, в виду чего нередко подправлял биографию своего кумира. Марка. «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальностьС наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Поза Венеры, застигнутой старым, хромым и гневным мужем, столь изящна и несмятенна, что художник сохранил ее в Венере «Млечного Пути». Быть может, определенную роль сыграло то, как я шел к Тинторетто.
От гостиницы на улице (или набережной. ) Скьявоне до улицы Тинторетто, где находится расписанная им Скуола Сан Рокко, путь немалый, если судить по карте, но я решил проделать его пешком. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Огромная фреска представляет собой апофеоз движения. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Эта фигура напоминает мне другую. Таков был Тинторетто – один из крупнейших мастеров эпохи Высокого и позднего Возрождения в Италии.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Великий русский пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил: «Творцу нужны три вещи: похвала, похвала и похвала». Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Т. е, это уже опосредованная информация. Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда.
художник пишет внушающие по размеру полотна «Страшный суд» и «Поклонение золотому тельцу». Лицо его скрыто в наклоне, поза на редкость невыразительна и нетрогательна. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Такое впечатление, что этой картиной Тинторетто как бы перевел дух, стесненный трагизмом страстей Христовых. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз.
Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Он написал для Братства св. Самое сильное потрясение я испытал в Вене, где находятся два прекраснейших из нерелигиозных его полотен, которых, если исключить портреты, не так уж много. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год).
Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Не знаю, какая душа была у великого Паоло Веронезе, но ему это удавалось. Ее зеленые глаза с узким разрезом зрачка не мигали.
То же и в литературе. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Он считал даже, что Тинторетто порой выставляет «напоказ, как готовое, самые грубые эскизы, в которых виден каждый удар кисти».
Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Что-то не так – стучало в мозг и в душу. Я мучился, не понимая имею ли право вмешаться в круговерть неподсудных человеку сил и тут какой-то прохожий швырнул в кошку блокнотом, угодив ей в бок. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик).
Я вспомнил о холстах братства Сан Рокко ибо они заставили меня понять, какой верующий истинно религиозный человек Якопо Тинторетто и как он любит Христа. Святой садится на землю, как дикий гусь, далеко и прямо пустив под себя ноги. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
Свет выхватывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале играет яркими бликами. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Лишь бы гудели мускулы и звенели сухожилия. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Иисус повернут к зрителю лицом.