На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Правая створка триптиха – рай. Он – живое обличение глупости и безбожия. Группа богоматери и св.
Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Широкая фольклорная основа картин Босха имела свое продолжение в другом нидерландском художнике Питере Брейгеле Старшем, что дает основание считать: все чудовищные образы, которые смотрят на нас с картин Босха, всего лишь карнавальные маски, такие же маски, какие мы видим в русской традиции рождественских колядок. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Босх склонен к обеим крайностям — изображенные им инфернальные звери (а их — великое множество и нет одинаковых) также не кажутся страшнее тех, кто жестоко забавляется людьми в их земной жизни. На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат 171Похвала Глупости187, где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех.
Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. С ним очень мало праведников оказалось на небесах.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Справа в шатре сидят любовники. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме.
На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое.
Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении. С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая).
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Безжалостность – вот что она значит для живописца. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Центральная часть. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Лукой». В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Творчество Музеи Прадо, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский изящных музей искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон о картинах к сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Полагают, что он автор фрески 171Распятие187 в соборе Св.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Картина называется 8220Искушение святого Антония 8220.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду 171осени Средневековья187, по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны.
Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой». В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Внешние створки триптиха 171Искушение Святого Антония187 выполнены в технике гризайли. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало.
История ее создания любопытна. Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Внутренние створки картины образуют триптих.
Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
которую Бог уготовил человечеству. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Это особенно видно по изображению Сюжет не нуждается в пояснениях. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы. А грех лени, видимо, символизирует грешник справа внизу с бумагой на коленях, которому гомункулус в рыцарском шлеме протягивает перо и чернильницу. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Перед странником лежит ненадежный мостик. Средняя створка изображает Страшный Суд. Это уже безнравственность и блуд. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри».
Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20) В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов – по числу грехов, можно видеть жанровые сценки иллюстрирующие каждую из греховных страстей. «Это не случайность, – подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха». Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Но в то же время, мрачная картина жизни с элементами карнавала очень похожа на театральную постановку и можно было быть оптимистом, если бы все это не было так похоже на настоящую жизнь. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. На них изображены сцены Страстей Христовых. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины). Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
Ножи, острые палки и мечи – символы мучений – наполняют картину земных страданий. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Бросается в глаза четкая разделенность трех пространств по горизонтали, соседствующих, но не пересекающихся миров. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20).
По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. Рядом сидит в кресле тучный монах. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
По Писанию они все еще закрыты. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Луки обрамлена причудливой позолоченной рамой, стоящей в интерьере на подставке из мозаичных плит. В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Актуальность картин Монах Хосе де Сигуенса так говорил о Босхе: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
Луке и позировала ему. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. В 1480 году он возвращается в свой родной город. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. примерно в 80-ые годы Флорентийские власти поручили написать эту картину. Справа в шатре сидят любовники. Центральная часть.
Это особенно видно по изображению преисподней. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом.
На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Как воссоединится душа с телом. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок.
А под ними начинается ад. Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. Это особенно видно по изображению преисподней.
В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Правая внешняя створка «Несение креста». Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Результат – изгнание черных ангелов и их низвержение на землю.
Лука — это автопортрет художника. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Картина Босха показывает корабль. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «8230удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные8230» – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги. С его белоснежностью резко контрастирует земля, которую лучше назвать преисподней, в таких мрачных тонах она выполнена, фактически в тех же тонах, что и правая створка с изображением Ада. Везде режут, давят, насилуют, убивают.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Рай Босха – только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. Правая внешняя створка 171Несение креста187.
Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Это – кощунственная для церкви мысль. Идея Страшного суда и окончательного и бесповоротного разделения людей на избранных и проклятых, была одной из основ учения средневековой Церкви.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год». Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений».
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ).
Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Перед вами – репродукция картины Босха. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Сюжет не нуждается в пояснениях. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Иоанна, бесследно исчезли. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
По старой традиции считается, что св. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Пастыри и паства совместно беспутствуют.
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, 171выдающегося художника187 (pictor insignis). Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба.
В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Она проходит через все его творчество. Творчество Музеи Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон О картинах К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Он был не только художником, но и инженером, скульптором, делал картоны для ковров, работал картографом. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Казалось бы, полная идиллия.
Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512).
А. А. Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. Что за время обучения своего Иероним Босх пишет такие картины, Надо отметить, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Правый ставень триптиха Иеронима Босха 171Воз сена187. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов.
Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Это особенно видно по изображению преисподней.
Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. 171Железный шлем187 завинчивался на голове, ломая кости черепа. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд». Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню.
Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. На других телах верхом восседают какие-то чудища.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Внизу под ним буйствует Жадность. Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Ни одна из этих работ не сохранилась. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка.
В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Недостатки и теневые стороны жизни уже не искажают мира. которую Бог уготовил человечеству.
Согласно легенде, Мария явилась св. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Все началось в раю.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. На среднем160— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине.
По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности.
Другой объелся до рвоты. У Босха – иначе. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Земля у него становится неотличимой от Ада, откуда навстречу грешникам надвигаются дьявольские полчища Сатаны. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.
И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы. Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Что же мы видим у Босха. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8211 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Учился живописи будущий мастер Северного в Возрождения нидерландских городах Харлеме и Делфте. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год». Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.
У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». На крыше дома слева и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Повествование разворачивается снизу вверх. Такова страшная участь. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.
Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве.
У него движение происходит слева направо. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле.
Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. На них изображены сцены Страстей Христовых. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. На черном фоне расположен под ним Ад. История искусства. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры. Иоанна.
Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Сколько его ни набери, богаче не будешь. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него воронье кружит над падалью в глубине изображения – разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь.