Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
В дни поминовения мертвых по улицам ходят карнавальные процессии, где Смерть играя на флейте, ведет за собой людей всех сословий. Мастер скончался в Хертогенбосе в 1516 году. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Около 1480г. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности. Кроме библии, книгочей-интеллектуал, каким скорее всего и был Босх, мог читать в те времена следующее: труды Августина и Альберта Великого, проповеди Дионисия Картузианца и «Зерцало вечного спасения» Яна ван Рюйсбрука (оба выразители идей Devotio moderna), «Паломничество человека» Гийома де Гюльвиля (голландское издание «Хорлем» 1484г. ), «Корабль дураков» Себастьяна Бранта. Он проходит разные стадии искушения.
Одно из доказательств тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Смысл этого рисунка станет ясным, если учесть, что голландское выражение «бить оп ягодицам» каждый простолюдин того времени понимал как транжирство ради чревоугодия, что улей был для него символом обжорства, а порхающие птички – улетающих в силу этих причин денег. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Слева ангел Господень изгоняет из Рая Адама и Еву и, несмотря на Христово искупление, прямой дороги в Ад с этого момента избежать невозможно. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. В материале— любовь к религии Givenchy и современное искусство Raf Simons. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В центральной части триптиха, посреди сооружений самых причудливых форм и очертаний изображены толпы обнаженных людей, пребывающих в состоянии блаженного полусна среди экзотических животных и птиц, которые своими размерами подчеркивают ничтожность и незначительность человека. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц (Искушение святого Антония триптихи Сад наслаждений и Поклонение волхвов Корабль дураков), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами.
Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. Мрачный фантаст, «почетный профессор кошмаров», провозглашенный современными сюрреалистами своим духовным отцом, он был в тоже время создателем удивительно тонких, поэтических пейзажей и выступил как один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. На самом деле его собственная марка сотрудничает с молодыми художниками. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх).
То, что Питер Брейгель Старший (ок. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Из обширного евангельского цикла «Страстей господних» Босх выбирает наиболее трагические и жестокие эпизоды. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.
Близость книжной традиции Средних веков проявилось у Босха в самой изобразительности его фантазии: не менее фантастичны и дролери в маршналиях (бордюрах) готических рукописей. Однако масштаб фигур здесь укрупняется. Босх как бы приближает к нам эти персонажи, позволяя рассмотреть черты порока на их лицах.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Впоследствии, уже после смерти художника, персонажи его алтаря с «Искушением Св. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») – религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.
Антония». Это единство закономерно и естественно. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. В «страстях» пристальному рассмотрению подвергается духовная природа человека, внутренние мотивировки его социального поведения, то есть то, что в последствии получит определение психологии личности.
Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Изобразительная народная культура имело широкое распространение всего средневековья.
Показательна в этом смысле правая створка триптиха «Воз Сена», где изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. И наиболее сложным. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. В ту жизнь были втянуты и религиозные общины.
В середине XVI в. (спустя несколько десятилетий после смерти Босха) началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии живописца. И хотя голландская и испанская выставки почти идентичны, да и организованы совместно, каталоги их будут, скорее всего, отличаться: Музей Северного Брабанта, следуя последним данным проекта по изучению и сохранению наследия Босха, вычеркнул Семь смертных грехов из списка работ Босха, а хранящий картину Прадо настаивает на ее подлинности. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Апокрифы. Центр фонтана является центром всей створки.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. В величавой гармонии его поздних работ в последний раз возрождается в преображенном виде свободный и радостный дух «золотого века» нидерландской живописи и на этой чистой и торжественной ноте обрывается творчество великого мастера – Иеронима Босха. Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года.
Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Некоторые исследователи предполагают, что здесь изображена другая почитаемая святая – дочь короля Португалии Либерата, распятая по приказанию отца-язычника за то, что стала невестой Христовой. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Воображение – фантастическое. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Представление, хотя и гипотетическое, о Босхе как о человеке нового типа, универсально образованном и обладающем всеми знаниями своей эпохи, поможет подойти к центральной проблеме его творчества – к проблеме его своеобразного художественного языка и, следовательно, к дешифровке сложного, «многослойного», часто загадочного содержания его произведений. Точно также фигуру Бога-создателя в раю повторяет фигура Сатаны-разрушителя в аду.
Так, деревья и плоды раскрывают то материальную плотность своих фактур, то (когда они выступают в качестве фантомов сознания) свою бестелесную пустотелость, цветы и растения то обнаруживают естественную глянцевитость, нежную бархатистость, хитрую разветвленность своего вещества, то сплетаются в какие-то зловещие клубки, колючие, жесткие извивающиеся, как живые организмы. Однако весь этот «видимый мир», во всем богатстве его форм, не стал главным объектом отражения средневековой живописи. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Выгодно женился, добился признания среди городских элит и вошел в руководство влиятельного Братства Богоматери, работая по его заказам. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Jheronimus Bosch, лат. Оно представляет, очивидно, комбинацию символов зла (саранча), глупости (слон), похоти (скорпион), социальной несправедливости (изображение рыб). Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Чернокнижником и алхимиком. Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Средневековую мистику и демонологию. Например, на одном из рисунков, помещен странный мотив: из опрокинутой корзины торчат обнаженные ягодицы забравшегося туда человека другой человек, сидящий на корзине, с остервенением бьет мандолиной по этой части тела, а из нее выпархивает стая птичек, за которыми гоняются младенцы.
Да и о самом Босхе мы знаем не очень много.
Без учета этого обстоятельства невозможно не только расшифровать некоторые загадочные элементы образного языка Босха, но и понять многие не менее необычные особенности его художественной системы: принципы композиции, пространственного построения его картин и, в конечном итоге, ту «модель мира», которую он воссоздал в своем искусстве. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
Символические элементы дают как бы логический комментарий к общей, выраженной в образе идее произведения, связывая его содержания с космическим (с движением небесных тел), природными (с природным элементом), биологическим и историческим жизненными циклами. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Он не скрывает актуальности за фантастическим библейским антуражем. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Отсюда другое название – «адамиты».
Одновременно он стал членом религиозного общества «Братства Богородицы», возникшего в Хертогенбосе в 1318 году и включившего в себя как монархов, так и мирян. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Антония», «Воз Сена», «Страшный суд» и т. д. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами.
Города жили тогда карнавальной жизнью до трех месяцев году. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечестии», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Огромные пространства его пейзажа населены крохотными фигурками людей, спешащих, как муравьи, неведомо куда и неизвестно зачем. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Тут сцены создания Евы искушения и изгнания из Рая. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Демоны копошатся, снуют туда и сюда, суетятся, пытая и мучая грешные души за содеянное. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. В аванзале выставки «БОСХ.
Из всех грехов у искушения, пожалуй, больше всего символических искушений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники и яблока. Ерун ван Акен родился около 1453г. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Пиглер), объясняли фантастические образы художника больной психикой (А. Однако дон Фелипе де Гевара (исп.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Его техника называется алла прима. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Они были ровесниками, художники вполне могли встречаться. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Сюжет религиозный. Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Безусловно, ему были известны и книга «Ведения Тундала», многочисленные «Мировые хроники» и парафразы на тему Апокалипсиса.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. При обзоре произведений Босха поражаешься колоссальному диапазону его знаний и интересов. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Углубляясь же в их символический язык, мы часто открываем в них скрытые теологические или космологические концепции, связанные с общими научными или религиозными воззрениями этой эпохи.
Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Его техника называется алла прима.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. И правда, кем был Босх.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. «Несение креста», отмечено сходными стилистическими чертами с «Возом Сена». Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Картины «Искушение св. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.
Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Так, одной из целей деятельности «Братство Богоматери» в Хертогенбосе, к которому принадлежал Босх, было устройство таких представлений, нравоучительных зрелищ, пантомим, среди которых – особым успехом пользовалось представление искушений Св. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Его работы истолковывали в связи с алхимией и учением об элементах природы (Ж.
Осенью Dior проведут необычную выставку в Гранвиле. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Все. Любопытно, что ни один художник не воспринимался столь различно. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы.
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Иоанна, бесследно исчезли. Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха. Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов.
Но разве тут дело в св. В Хертогенбосе работал еще дед Босха, умерший в 1354 году: ему приписывают Распятие с Богоматерью и Святого Иоанна с донаторами в соборе святого Иоанна. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии». Художественный язык Босха во многом определяется характерным для эпохи Ренессанса интересом к реальной действительности.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Там, вероятно и родился около 1450 года. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Очень интересно наблюдать с далека за триптихом «Сад земных наслаждений», видно как плавно изменяется цветовая гамма всей картины слева на право, от светлого к мрачному. «Был ли он страдающий еретик исповедующий в своём искусстве неверие или религиозный человек с ироническим складом ума, цинически издевающийся над человеческой природой или мистик с несокрушимой верой» Ренессансный гуманист, реставратор прошлого или продавец будущего или просто одинокий чудак, свихнувшийся от чтения апокалипсической литературы, в роде безумного рыцаря из Ламанчи.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Интерес к этой области не удивителен в эпоху, когда народная жизнь впервые становится предметом интересов ученых-гуманистов и церковных реформаторов. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой.
Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Одновременно в раю зарождается зло.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Шовьер), наркотическими галлюцинациями (Р. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти.
Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений. Со всем многообразием своих форм и их значений. Кроме «Страшных судов», посвященных возмездию за грехи, Босх создал ряд произведений на тему искушения святых.
Вот, собственно и всё. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной сильной, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Ад изображен в правой части триптиха. – так писал о ней Р. Б. Климов.
В 1484г. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). В этом отношении он так же идет дальше своих предшественников.
Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. Лишь семь творений Босха подписаны. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Ерун ван Акен родился около 1453г. Райский сад заполнен самыми разнообразными животными и растениями. Священное писание. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства.
Меня зовут Лубберт Дас». Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну.
Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. Та дробность и измельченность в изображении человеческих фигур, которая была его излюбленным приемом, выдает любовь к миниатюре и глубокое ее понимание. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Это особый поэтический мир сказок, легенд, пословиц, поговорок и выражений. Выставка века чуть-чуть, но все-таки затмевает ретроспективу в Хертогенбосе: тут и Сад земных наслаждений и самое знаменитое Искушение святого Антония, которое Прадо удалось загадочным образом выписать из Лиссабона. Антония», «Семь смертных грехов» и «Сад земных наслаждений», самое крупное его творение не только по своим размерам, но и по художественному масштабу. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Босх строит его целое по законам оптического видения. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Антония «Золотую легенду» Иакова Ворагинского книги мистиков «Ведение Тундала (голландское издательство «Хертогенбос» 1484г. ) «Молот ведьм» Генриха Кремера и Якоба Спренгера.
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Животные начинают пожирать друг друга, в фонтане жизни поселяется сова. Пословицы, поговорки и народные выражения определяют замыслы некоторых его больших работ, они служат литературными аналогами к их содержанию присутствуя в многочисленных изобразительных мотивах и деталях, они связывают это содержание с широкой сферой народных представлений.
он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Лишь семь творений Босха подписаны. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, черную магию. Все это, однако, не мешает художнику достичь своего идеала стилистической, колористической и композиционной красоты. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Легенда о мессе Св.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города – Den Bosch – в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. «Сад земных наслаждений»— самая известная работанидерландского художника. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В одном и том же изображении могут содержаться различные, порой взаимоисключающие смыслы.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Блотте-Эббес (1964г. ) верно указала, что Босх изображал разные виды сов, например малую совку («Воз Сена»), ушастую и желтую сову («Сад земных наслаждений»). Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Иоанна. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Еще меня привлекло разнообразие палитры, сочетание спокойных тонов на левых створках триптихов на центральных частях сочетание спокойных и ярких, «вызывающих» красок а на правых створках бушуют пожары, клубы дыма, все в мрачном цвете.
Ввиду такого обилия «влияний» прошедших сквозь призму образного мышления художника, творчество Босха представляет подлинным синтезом сложной духовной проблематики эпохи. Более или менее достоверно следующее. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. А розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным, нервным, вечно изменчивым и все же постоянным». Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, проникшего в мир мастера, сделав его отправной точкой в создании собственного самостоятельного стиля, был подкреплен широким распространением гравюры.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Он имел понятия об инженерном и строительном деле, о чем свидетельствую его картины. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Садистская жестокость, готовая перейти в сладострастие у палача, обнимающего и готового, как Иуда, поцеловать свою жертву, добродушно-жестокая ухмылка палача, затягивающего терновый венец на голове Христа.
В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.
Интересы Босха лежат целиком в современной ему народной жизни. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Святой погружен в глубокую задумчивость и всё вокруг происходит не то наяву, не то в его воображении.
Бог видит «. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
Неизвестна и дата его рождения. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. вХертогенбосе (Брабант).
Босх – был личностью весьма интересной. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.
Все эти изображения были хотя бы выдержаны в духе Босха – с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Врачи, астрологи, алхимики часто выступают как персонажи его картин земной жизни и преисподней и, что более существенно, значение многих изобразительных мотивов, кажущихся современному зрителю чистой фантазией, он черпал, как убедительно показали некоторые современные исследователи из арсенала представлений народной медицины, астрономии, математики, алхимии и других наук своего времени. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Там же и умер в 1516году. Что же читал Босх.
Возможно, в произведениях Босха, зашифрованы какие-то биографические моменты личности художника. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Ради этого он отступает и от текста Евангелия, придерживаясь, однако, его духа.
Рисунок Босха острый, точный и выразительный. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле.
И все же осовременивать босховское искусство ища в нем опору для новых интеллектуальных конструкций, будь то отражение стадии зеркала или отзвук антропологического диссонанса, проще, нежели понять, какие идеи бургундской осени Средневековья лежали в его основе. Картины – это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связи как с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанный великими мастерами фламандской школы Роббером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, так – и в особенности – с более «отсталой» Голландией известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярко выраженной экспрессивности четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» и утрехтской традицией миниатюры.
Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью, автором которых безусловно считается Босх. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30 – 1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Сопутствуемый стражей Христос предстает перед Пилатом. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Родился в середине XVвека в брабантском городке Хертогенбосе, в захолустье, далеком от основных художественных центров и ничем в истории искусства, кроме Босха, не прославившемся. Однако через полстолетия после смерти художника самый свирепый гонитель религиозных ересей, «наикатоличнейший из монархов» испанский король Филипп II, собирает лучшие его произведения и даже в своей спальне в Эскориале помещает его «Семь смертных грехов», а над рабочим столом – повторение «Воза сена». На правой створке – ад.
Мы можем только догадываться, что слава мастера не ограничивалась Хертогенбосом, коль скоро в качестве псевдонима берется только часть названия города, – случай довольно редкий по тем временам. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри.
Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Правда, «интонация» этих превращений у Босха меняется, что говорит о радикальных переменах в духовной атмосфере эпохи. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Девушки шьют практически кутюрные платья, ссылаясь на искусство. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.
Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит и на ересь). Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Фантазия Босха, как это ни парадоксально, привязана к реальности. Антония то поднимают в воздух и обессиленного сбрасывают на землю (слева), то искушают вином и обнаженной красавицей (справа), то разыгрывают перед ним дьявольскую мессу (в центре).
Цветовые переходы напоминают порой стадии превращения материи. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Комбе), в связи с астрологией (А.
Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной». По её мнению Босх мог рассматривать желтую сову как воплощение дьявола. Всевозможные демоны, олицетворяющие разные грехи и пороки пытаются его одолеть.
Такими разнохарактерными значениями средневековое сознание наделяло каждую вещь, явление или предмет. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Целиком сохранился лишь один «Страшный Суд», наиболее мрачное произведение художника. Сюжет не нуждается в пояснениях. Лишь 7 творений Босха подписаны. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Бестселлер эпохи Молот ведьм. Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны.
А сзади него жизнь, покидаемая им. Прежде всего, меня заинтересовала его манера письма. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки).
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Достоверные факты скупы. Сразу после своей женитьбы Босх проживал в пригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь он получил приданое за женой – большой участок земли с домом. Во мраке полыхают далекие пожарища. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж.
Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Этот триптих издавна являлся объектом споров.
Пожары – это одновременно символы ада и смерти и намек на огонь алхимиков. Братство, посвященное культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. 1478 года), стали художниками.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Делвей). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). слаб и грешен. Кисти Б. принадлежат несколько триптихов: «Воз сена» Ок. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
И даже Игорь Фёдорович, да. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала).
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. И в этом качестве он достигает высочайшей виртуозности. В один сезон дизайнеры печатают на одежде узоры с китайского фарфора, в другой — используют в качестве принта один из вариантов «Подсолнухов» Винсента Ван Гога. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Это особенно видно по изображению преисподней. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом».
Его «ювелирная» работа поражает, на столь большом холсте – столь маленькие детали. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Самой несчастливой из планет, тогда считался Сатурн. В одной из своих первых коллекций он использовал фрагменты триптиха «Сад земных наслаждений» и картины«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» Иеронима Босха: изображения появились на платьях и юбках. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. после грехопадения.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Картина называется «Искушение святого Антония «. Особый драматизм ситуации придает тот факт, что музей Прадо сам позволил провести новую атрибуцию своих полотен и, более того, в обмен на результаты этих исследований согласился отправить некоторые картины Босха в Голландию. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Только природа остается чистой, бесконечной.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. 1500, «Искушение св.
Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». На трех створках святой изображен несколько раз. Босх без колебаний избегает больших форматов. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. – являют собой целый символический словарь, необычайно богатый значениями. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Пылали костры инквизиции. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В живописи ему было интересно абсолютно другое. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую.
Так, в «Операции глупости» или в «Фокуснике» те же предметы из которых складывается их сюжетная канва, они переводят содержание этих работ в другой план – первая становится аллегорией планеты Меркурий, вторая – аллегорией луны. Земля, вода, живые существа и первый человек создан.
В этом отношении художественный язык Босха отмечен чертами нового времени. Вслед за библейским разграничением «чистых» и «нечистых» существ, бестиаристы противопоставляли животных, символизировавших Христа (орел, феникс, пеликан), тварям, вызывавшим ассоциации с образом дьявола (жаба, обезьяна). Кто же был этот в высшей степени необычный художник.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Темой Искушения св. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров.
О нем написаны десятки книг, сотни статей и брошюр. «Страшный Суд» можно как-то понять истолковать и объяснить, в некоторых же своих работах Босх задает почти неразрешимые загадки. В картине Босха «Блудный сын», мы видим изображение собаки – неестественно изогнувшийся, опустивший голову, с горящими нездоровым блеском глазами, пес выдает все признаки безумия.
Уже зрелым мастером Босх создал Воз сена (1500-1502 гг. ) — трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
В 1629 году Хертогенбос, город, в котором жил и умер Иероним Босх, был отвоеван у испанцев голландскими войсками принца Фредерика-Генриха. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Живопись Босха – пророческая. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Антония, оформленное, очевидно, не без участия Босха.
Пожалуй, ни одному художнику, вплоть до появления сюрреалистов в XX веке, не удавалось с такой легкостью и отвагой выпустить на волю видения из подсознания, которыми были одержимы не только люди Средневековья — они находят отклик и у современного зрителя. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Только в Аду до нелепости утрируются бессмысленность, злоба, подлость и низость. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп.
Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. В безумие и несообразность адского хаоса Босх привносит неожиданно строгую, четкую симметрию, отличавшую его ранние работы и зритель понимает, что безудержный, неистово-глумливый разгул сил Зла не может воспрепятствовать торжеству окончательной победы Христа. Это было последнее произведение Босха.
Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Но пусть адамиты даже умудрились – незаметно для всех – просуществовать до начала XVI века, нет никаких оснований сомневался в том, что сам Босх был ортодоксальным христианином, членом «Братства Богоматери». Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, довались разнообразные заказы – от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскерк или даже модели канделябра.
Раскаленный до красна Ад становится у Босха в самом доподлинном смысле слова. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Творчество Босха развивалось на фоне сложных процессов, происходящих в культурной жизни Северной Европы. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря.
Христа дают возможность избежать зла, пронизавшего общество. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Жития святых, особенно Св. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Символы заимствованы из народных сказок, мистической литературы и алхимии. Пейзажи Босха окрашиваются в эмоциональные цвета этого ощущения. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения.
Ни Мария, ни Иоанн, ни Ученики Христа не присутствуют здесь. Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. В контексте американской модной индустрии сестры Кейт и Лора Малливи — довольно нетипичные дизайнеры. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада.
Смысл многих символов сейчас утрачен и восстановить шаг за шагом первоначальное содержание таких «криптограмм» часто не представляет возможным. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Ван Акены – потомственные художники. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие.
Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте.
В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Рай, как всегда, занимает левую створку. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. К числу их относится самый знаменитый складень «Сад земных наслаждений», поздняя работа, в которой художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Хотя Босх не писал научных трактатов, видимо, ограничивая свою деятельность чисто художественным творчеством (во всяком случае история не сохранила ни единого слова, вышедшего из-под его пера), по широте кругозора и интересов его с полным правом можно поставить в один ряд с такими гениями Возрождения, как Леонардо да Винчи или Микеланджело. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Исследовательница полагает, что каждый вид совы имел свое символическое толкование. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Вещи утрачивают у Босха свою идеальность, при которой (как у ван Эйка) каждый предмет был совершеннейшим образом в ряду предметов данного типа и являл собой некую драгоценность, вставленную в сияющий венец мироздания. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA.
Второй вариант – самостоятельно исследовать все детали, выделенные авторами проекта, – их около 50, каждая сопровождается небольшим рассказом. По мнению Френгера (современный исследователь), Босх был членом «Братства Свободного духа» – еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Самая значительная из этих картин – триптих «Искушение Св. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его техника называетсяалла прима.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым.
В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музееПрадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию.
Таково, например, фантастическое существо в левой створке «Искушения Св. Судьбы людей управляются движением небесных тел, планеты подчиняют себе один из четырех природных элементов (или стихий), а те оказывают влияние на один из четырех человеческих темпераментов. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд Гойартс ван Мерверме, девушке из местного рода, богатого и знатного. 9 августа «Братство Богоматери» торжественно его похоронило. Бог занят созданием Евы.
Босх вырос в семье потомственных художников. А жадность приводит к раздорам, обману, насилию и даже убийству.
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Победителем-учеником. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Босх и реален и символичен.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Фонтан увенчан полумесяцем – символ ереси. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Именитый мастер – так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.
О нем вообще мало что известно. Как-нибудь объяснить его затруднительно. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
в Хертогенбосе (Брабант). Существует несколько исследований, посвященных алхимическим символам использованным Босхом в его картинах. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. В этой же капелле в соборе Св. Иоанна 9 августа 1516г.
Крупнейший мастер Северного Возрождения Ерун ван Акен, более известный как Иероним Босх, является одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Художник предельно индивидуализирует образы мучителей Христа. Символом Сатурна издавна считалась собака (подвержена бешенству).