Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска. Некоторые исследователи считают, что на этой картине можно увидеть самого Яна Стена, поскольку он часто рисовал себя на своих картинах. Картины Яна Стена характеризуются высоким мастерством в изображении фигур, одежды и предметов быта, а так же интересным сюжетом и наблюдательностью.
Het Sint-Nicolaasfeest) — картина голландского живописца Яна Стена (1626-1679).
Ян Стен (1626–1679) – автор более 800 полотен в основном небольшого формата. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. Ян Стен – сын пивовара и сам неоднократно открывал то пивоварню, то гостиницу. Пациентками у Яна Стена, вызвавшими врача на дом обычно являлись женщины. А иногда саму процедуру вырывания зубов называли фокусом.
Луки. Таково краткое жизнеописание замечательного живописца по имени Ян Стен. Важнейшие произведения этого мастера: Семейство художника, Клетка с попугаем (Рейксмузеум, Амстердам), Зубной врач, Зверинец", Мнимая больная девушка", Посещение доктора", Как поют старики так свищет молодежь" (Маурицхейс, Гаага), Вербовка солдат и Галантный подарок (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), Брак в Кане Галилейской (Картинная галерея, Дрезден), Веселое общество (Музей Берлин-Далем), Ночная серенада (Картинная галерея, Прага) и другие. На автопортретах художник Ян Стен изобразил себя в различных обстоятельствах. Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Мать, которая держит на руках младенца, увлеклась чтением письма.
Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др. ). В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка. Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. Все остальные – женщины, по-видимому страдавшие только от отсутствия любви.
Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Помимо картин бытового жанра, он писал портреты исторические, мифологические и библейские картины, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта. Либо этот портрет был написан по памяти.
Недвижим, как изваяние. Уж не виновник ли этот парень, стоящий в дверях, всего случившегося с девушкой. Всем известны капризы стариков, да ещё больного, немощного. И даже несколько злорадным или торжествующим его выражением.
Но он не берёт его и, возможно, не только потому, что обе руки его заняты. А над входной дверью арочный богатый барельеф с фигурками из мифологии. А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. На первом плане мальчик усердно что-то пишет. Вкрапление в картину всех описанных деталей создаёт необходимую композицию для напоминания о самом действенном лекарстве для страждущей женщины – лекарстве, называемом любовью.
Она несколько напугана или обескуражена явкой врача. 63 картины, созданные 1633 г. по 1668 г. Раздел 2.
Прямо – плэй – бой ХУ11 столетия из Голландии, свободный художник и содержатель таверны. Его лицо выражает страдание и ожидание боли. Через плечо к нему в тетрадку заглядывает мальчуган постарше.
В 1674 году он стал во главе гильдии св. Ниже можно посмотреть на произведение «Счастливое семейство» (1668). Тяжёлые бархатные портьеры над альковом или перед входом в спальню. Например, вот эта картина. Ян Стен читал, в том числе и Библию и был знаком с различными литературными жанрами.
Есть среди них и вынуждены контакты богачей и нищих (Жители Делфта или Адольф Крузер с дочерью Катариной и нищие, Риксмузей, Амстердам). Он абсолютно отключен от разыгрывающейся ситуации с приходом врача. Утка на спине у пожилого человека в цилиндре как-то не может определиться, куда ей двинуться дальше – может быть, к девочке, достающей что-то съестное из маленького шкафчика на стене. Пушкина: «Эсфирь перед Артаксерксом», «Больная и врач», «Летний праздник», «Гуляки», «Больной старик», «Крестьянская свадьба» и др. У этой картины и название говорящее – кавардак.
Он прожил в нем всю оставшуюся жизнь. Он словно извиняется перед зрителем, когда тот застал его в неубранном доме после вечеринки (Автопортрет с женой навеселе, Эрмитаж). Чуть позже он стал помощником популярного пейзажиста Гойена. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное. Популярные сюжеты: визит врача, сцены праздников, застолье, дама за туалетом. Часто на них встречаются два-три персонажа, редко – один. На картинах Стена присутствуют люди разных возрастов, а также дети, животные, различная посуда, еда и объедки, чьи-то шляпы, башмаки, опрокинутая мебель и т. д.
Для контраста можно посмотреть, как ведёт себя женщина в предчувствии или в ожидании встречи с любовником на другой картине под названием: «Идёт гость». В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене.
И тогда на первый план выступает добрый юмор и шутливый образ врача. Лица его мы не видим, но представляем выражение ужаса или любопытства на нём. Его ей показывает бабушка. В его картинах мало драматизма (Нож как аргумент в карточной игре), а трагические сюжеты практически не найти.
Формат картин был выбран с учётом того, что в Голландии того времени (время это называют Золотым веком голландской живописи, но это было и время всеобщего подъёма на фоне освобождения страны от гнёта испанского абсолютизма и католической церкви) народ украшал свои дома в том числе и картинами, прежде всего произведениями своих соотечественников. Какой сердобольный дамский угодник. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей.
На его шее видна цепь с медальоном. Но тщетно. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин).
В этой картине традиционный для голландского бытового жанра сюжет раскрыт художником достаточно оригинально, своеобразными эмоциональными средствами. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиехудожники еще при жизни мастера. Стен учитывал вкусы публики, вот таким образом у него много работ на одну и ту же тему, но по-разному раскрывающих её: весёлые гулянья, посещение врачом больного (или больной), учитель с детьми и т. д. Ян Стен – самый жизнерадостный и остроумный художник Голландии XVII в. Его картины наполнены добродушной иронией, он был проницательным человеком и смотрел на жизнь как на комедию нравов. Стен писал также и портреты и пейзажи. Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п.
Для этого можно рассмотреть картину «Строгий учитель» (1668). Несмотря на немалое число женщин в комнате, посуда (сковородки и тарелки) лежат на полу, рядом – графин. Лицо учителя (не такой уж он и строгий) выражает много терпения и желание понятно объяснить малышу трудный текст. Оно собралось за столом, на котором имеются окорок для всех и хлеб, а также сосуд с вином.
Словосочетание «дом Яна Стена» прочно вошло в обиход, как определение неряшливого, бесшабашного хозяйства, а самого художника, в полном соответствии с духом его картин, народная молва представляла пьяницей и мотом (что вряд ли соответствует действительности, поскольку не сохранилось никаких фактов, подтверждающих это). Его привлекали забавные ситуации, шутки и человеческие реакции на близкие к этой ситуации. Потолочная цветная люстра, лютня на стене за дверью, над ней, похоже, настенные часы. При этом почти всегда на лице рассматривающего появляется улыбка. Одна уже опустошенная бутыль валяется на полу, а другим сосудом завладели младшие дети.
Сатир решил, что хитрые люди скрывают правду и, оскорбленный, покинул их. В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. Спереди от старика – традиционная горелка для воскурений. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. Его полотна в основном многофигурны.
Голова её покоится на подушке в светлой наволочке с блеклыми крупными цветами на ней. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. У них родился еще один ребенок. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Левая рука как бы с открытой «лодочкой» кистью то ли для охвата подбородка, чтоб не дёрнулась голова в момент удаления зуба, то ли приготовилась принять удалённый зуб.
Ян Стен происходил из семьи обеспеченных пивоваров в Лейдене. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Разумеется, если это не нарисованное панно на стене. Луки. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором.
Особняком среди картин Яна Стена о визите врача или лечении пациента стоит картина «Немощный старик», на которой врача вообще нет, а показан сам старый больной мужчина в окружении хлопочущей вокруг него, сочувствующей и помогающей ему в лечении родни. Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Ян Стен по праву считается самым остроумным художником своего времени.
Но, кажется, предпочитал шуткам, комедиям, байкам. Их причёски, шеи, руки и декольте свидетели этого неравнодушия. Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло.
Ниже мы видим врача и его пациентку уже в абсолютно другой обстановке. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов. ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз. С этим чувством знакомы все кому, когда-либо, удаляли зубы.
На пороге богатого дома встретились владыка дочерью роскошные платья и женщина – нищенка. Это при том, что от проклятых вопросов современности трудно отшатнуться. Лицо сосредоточено и серьёзно. Ян Стен трактует сцену как бытовую.
Правда, наряду с отсутствием настоящих больных, он сумел показать их одежду, которая по фасону была примерно тоже однообразна, как и композиции и обстановку квартир в пределах полотен. Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты. На шее – небольшой круглый кулон на цепочке.
На картине показана обстановка богатого дома. Это слово в переводе с тюркского означает «беспорядок, неразбериха, суматоха». И что мы видим изображённым на картине. Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Художник облачён в тёмный сюртук или укороченную куртку – весту (хотя мы и не видим коротких рукавов), с аккуратно уложенным батистовым блестящим белым воротничком без обычных кружев.
Художник переехал в дом к своему учителю в Гааге, увлекся и обвенчался с его дочерью Маргарит. Хотя как художник Стен был очень плодовит (за всю жизнь он написал около 800 полотен из которых сохранилось примерно 400 – 450), денег на жизнь и содержание семьи не хватало. Вы только всмотритесь в лица и позы собравшихся плотным кольцом вокруг людей.
Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). У них родилось восемь ребятишек.
Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Видны из-под платья кончики красных остроносых туфелек. И в этом Брауэр, мне кажется интереснее.
Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (Брак в Кане, собрание Бейт, Лондон), но отдавал предпочтение бытовому жанру. Даже ворона не теряется и получает свою каплю. Лица и фигуры молодых женщин нарисованы с явной симпатией художника и любителя женщин.
Эту картину Яна Стена (как, впрочем и другие его работы) можно разглядывать долго, замечая всё новые и новые детали. В то же время иронии и доброго юмора достаточно. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. А собачка в ошейнике с сердечком символизирует преданность и любовь. Беспутный домСтен работал в различных городах – Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения.
Он оставил после себя великое наследие – около 400 картин. В 1679 году художник умер в Лейдене и похоронен в семейном склепе. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. Ребенок в голубом, вытирая слезы, слушает объяснение учителя.
Учитель готов наказать всякого, кто не будет примерно заниматься. Да и одетого в костюм побогаче, как мне показалось.
Взгляд старика любопытствующий, но сомневающийся. Он выдумывает, подбирает нужные слова.
Его обеспокоил упавший кувшин. В центре – любезничающая пара. Сын пивовара, он с 1654 года дополнил доход художника, став владельцем гостиницы.
На них никто не обращает внимания. А. С. Скорее, как пытка, хотя «пытаемый» не скован и не пытается удрать, освободиться, а лишь страдает от боли, старается не двигать головой, но дёргает ногами и крепко сжимает в кулаке левую кисть. Каждая работа наполнена тщательно выписанными деталями. В богатой Голландии обездоленные и нищие были болезненной проблемой.
После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.
Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц. Уж мне то это понятно, но не художнику. А левой – нащупывает пульс абсолютно не по врачебному.
Две кумушки справа за столом, на котором лежат куриные яйца, о чём-то весело болтают. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью". Другой парень куражится, показывая селёдку, утащенную им со стола, накрытого для трапезы.
Трагизма на этой встрече с врачом не ощущается. Четвертый ребенок просто вслушивается в речь. На этот случай у него в руках деревянная колотушка. На больной белый атласный чепец, застёгнутый под подбородком, свободное широкое тёмно-бежевое платье с красным лифом и большим декольте, бархатная курточка, отороченная светло-голубым (куница или ласка) мехом.
Картины, конечно, стали никому не нужны. Настоящую неразбериху и суматоху. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды (Больная и врач, Гуляки, Игра в трик-трак, 1667, – все в Эрмитаже, Санкт-Петербург Семья художника в веселом обществе, около 1663, Маурицхёйс, Гаага). В 1669 году умерла жена и Ян Стен по настоянию отца вернулся в Лейден.
А вот зубы он удаляет мужчине. Становится понятным преобладание на картинах пациенток женского пола. Одну басню он знал достаточно хорошо, что отразилось в картинах серии Сатир и крестьяне. Портрет Бернардины Маргарет ван РейсфелтПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. Я не говорю об одежде или предметах, характеризующих врача или больного.
Ведь боль то мгновенная, а её предчувствие – мучительно и тревожно. Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейден в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте. В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г. вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки. В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена. В 1654 г. Ян Стен переехал в Делфт и, не оставляя занятий живописью, стал работать управляющим гостиницей. В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г. – переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца. В 1670 г. Стен вернулся в Лейден, в 1672 г приобрел лицензию и открыл трактир с гостиничными номерами. В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки. Ян Стен умер в 1679 г. Ян Стен создал около 800 картин из которых сохранилось примерно 350.
Ну как можно обойтись без улыбки, когда сам автор показывает сцену с юмором. Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Многие другие и более знаменитые и менее известные художники (Иероним Босх, Рембрант ван Рейн, Винсент Ван Гог, Лукас ван Лейден, Караваджо, Эдвард Мунк, Габриэль Мэтсю, Ватто, Питер Брейгель, Ян Лис, Ян Викторс, Ян Сам Ван Хам, Джуди Лестер, Лонги Пьетро, Р. Хинкли, Лука Филдес, Сальвадор Дали, Фрида Кало) написали единичные полотна, касавшиеся больных или врачей, обстоятельств их встреч или результатов лечения и даже высмеивающие их пороки и ремесленничество.
Его картины наполнены иронией и юмором. Родился в Лейдене в 1626 г., учился у художников – своих соотечественников: сначала в Лейдене, затем в Харлеме, особенно же развился в Гааге под руководством Яна ван Гойена. После смерти своего отца в 1669 г. окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 г. открыл корчму. Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. Их смех и путаные объяснения его не удовлетворили. Розово-белый чепец повязан на шее. Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома.
Сердечно и добродушно смотрит художник на этот беззаботный мир. Стен открыл таверну. Мастер виртуозно владел кистью. 1582-1666).
Бытовой жанр побуждал художника обращаться к различным ситуациям. Остальным нет дела, но один из участников веселья поспешно удаляется. Отсюда темы многих бытовых картин художника, украшенные юмором (Праздник по поводу рождения котят, Риторы в окне, Встреча с обществом навеселе). Все персонажи едины, но в то же время как бы составляют отдельные группы: дети заняты доступными для них в этот момент забавами даже грудничок, стоящий в ступочке (уже и в то время для начинающих ходить малюток придумывали заграждения типа современных ходунков или манежей), прихватил одной рукой чьи-то бусы с медальоном, а другой – ложку. Рядом с деревянным ящичком, подставленным под больную ногу, лежит третья такая же «косточка», которую он, возможно, откинул.
Возможно, то это придумка автора композиции, ещё одна заморочка или шутка. Возможно, что он даже не знает, что это врач. Более скупые известия о художнике в документах, дающих диалоги с его картинами.
Уже абсолютно другой, надменный взгляд у врача на следующей картине. В 22 года Ян Стен и его товарищ основали гильдию св. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.