Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена «необычайно мощной и смелой». О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение "семья Яна Стена". В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов.
В выборе художника по росписи стен, как и в искусстве надо поймать золотую середину. Немного известно об обучении художника однако, согласно его первому биографу, Стен учился у Утрехтского живописца Николауса Кюпфера (Nikolaus Knupfer) и позже у Андриана ван Остаде (Adriaen van Ostade) в Харлеме. Ян Хавикзоон Стен (1626–1679)-голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Ян Стен — самый весёлый голландский художник. Конечно, приглашать или нет художника по росписи стен – дело каждого, можно довольствоваться и напечатанными «фресками».
Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя. Через плечо к нему в тетрадку заглядывает мальчуган постарше. Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.
Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейден в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте. В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г. вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки. В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена. В 1654 г. Ян Стен переехал в Делфт и, не оставляя занятий живописью, стал работать управляющим гостиницей. В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г. – переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца. В 1670 г. Стен вернулся в Лейден, в 1672 г приобрел лицензию и открыл трактир с гостиничными номерами. В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки. Ян Стен умер в 1679 г. Ян Стен создал около 800 картин из которых сохранилось примерно 350. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты.
Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Ян Стен по праву считается самым остроумным художником своего времени. Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора.
Его картины наполнены иронией и юмором. Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты. У них родился еще один ребенок. Его полотна в основном многофигурны.
Часто на них встречаются два-три персонажа, редко – один. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью". Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности.
В 1674 году он стал во главе гильдии св. Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (Брак в Кане, собрание Бейт, Лондон), но отдавал предпочтение бытовому жанру. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена. К сожалению известность не облегчила его материальных затруднений. Сердечно и добродушно смотрит художник на этот беззаботный мир. Картины вновь стали никому не нужны. Роспись стен "Вдали от шума городского" репродукция художника Томаса Кинкейда.
Беспутный домСтен работал в различных городах – Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. Но, кажется, предпочитал шуткам, комедиям, байкам. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз. Их смех и путаные объяснения его не удовлетворили. Отсюда темы многих бытовых картин художника, украшенные юмором (Праздник по поводу рождения котят, Риторы в окне, Встреча с обществом навеселе).
Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейдене в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте. В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г. вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки. В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена. В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г. – переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца. В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки. Ян Стен умер в 1679 г. Ян Стен создал около 800 картин из которых сохранилось примерно 350. Разнообразие работ голландского художника довольно широкое. Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Он оставил после себя великое наследие – около 400 картин. Словосочетание «дом Яна Стена» прочно вошло в обиход, как определение неряшливого, бесшабашного хозяйства, а самого художника, в полном соответствии с духом его картин, народная молва представляла пьяницей и мотом (что вряд ли соответствует действительности, поскольку не сохранилось никаких фактов, подтверждающих это). Его ей показывает бабушка. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Учитель готов наказать всякого, кто не будет примерно заниматься.
Ян Стен (Ян Хавикзоон Стен) – голландский художник. Одну басню он знал достаточно хорошо, что отразилось в картинах серии Сатир и крестьяне. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. Лицо учителя (не такой уж он и строгий) выражает много терпения и желание понятно объяснить малышу трудный текст. В богатой Голландии обездоленные и нищие были болезненной проблемой.
п. Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. На этот случай у него в руках деревянная колотушка. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др. ).
Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. На пороге богатого дома встретились владыка дочерью роскошные платья и женщина – нищенка.
В 1669 году умерла жена и Ян Стен по настоянию отца вернулся в Лейден. Есть среди них и вынуждены контакты богачей и нищих (Жители Делфта или Адольф Крузер с дочерью Катариной и нищие, Риксмузей, Амстердам). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Каждая работа наполнена тщательно выписанными деталями.
В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню. Популярные сюжеты: визит врача, сцены праздников, застолье, дама за туалетом.
Оно собралось за столом, на котором имеются окорок для всех и хлеб, а также сосуд с вином. Таково краткое жизнеописание замечательного живописца по имени Ян Стен. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка. Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. Портрет Бернардины Маргарет ван РейсфелтПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор».
«Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена.
63 картины, созданные 1633 г. по 1668 г. Раздел 2. Его привлекали забавные ситуации, шутки и человеческие реакции на близкие к этой ситуации. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. 12 октября 1654 года, то есть вскоре после открытия его пивоварни, в Делфте взорвались пороховые склады.
Хотя как художник Стен был очень плодовит (за всю жизнь он написал около 800 полотен из которых сохранилось примерно 400 – 450), денег на жизнь и содержание семьи не хватало. У них родилось восемь ребятишек. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц. Родился в городе Лейден около 1626 года. Мнения биографов на этот счет расходятся. В 1679 году художник умер в Лейдене и похоронен в семейном склепе.
Для этого можно рассмотреть картину «Строгий учитель» (1668). Собственно так и называется эта картина. Глава семьи уже поднял кубок и весело распевает песни под звуки дудок, на которых играют старшие дети.
А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении». Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Но дела у Стена-пивовара не задались. В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника.
Стен открыл таверну. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиехудожники еще при жизни мастера. Ян Стен трактует сцену как бытовую. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны.
Увы, картины Стена не пользовались популярностью и он решил сменить поле деятельности. После свадьбы художник с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. На первом плане мальчик усердно что-то пишет.
На многих из его картин представлены сцены в тавернах и праздничные застолья, но они часто лишь изображают морализирующие намеки и тонкую иронию художника. Мать, которая держит на руках младенца, увлеклась чтением письма.
Сын пивовара, он с 1654 года дополнил доход художника, став владельцем гостиницы. Он оставил после себя великое наследие – около 400 картин.
Его картины наполнены иронией и юмором. Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года. Проект выполнялся в течении 2-х недель.
Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Ян Стен происходил из семьи обеспеченных пивоваров в Лейдене.
Четвертый ребенок просто вслушивается в речь. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Одна уже опустошенная бутыль валяется на полу, а другим сосудом завладели младшие дети.
Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами». Ян Стен читал, в том числе и Библию и был знаком с различными литературными жанрами. Ниже можно посмотреть на произведение «Счастливое семейство» (1668). Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов. ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.
В его картинах мало драматизма (Нож как аргумент в карточной игре), а трагические сюжеты практически не найти. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды (Больная и врач, Гуляки, Игра в трик-трак, 1667, – все в Эрмитаже, Санкт-Петербург Семья художника в веселом обществе, около 1663, Маурицхёйс, Гаага). Важнейшие произведения этого мастера: Семейство художника, Клетка с попугаем (Рейксмузеум, Амстердам), Зубной врач, Зверинец", Мнимая больная девушка", Посещение доктора", Как поют старики так свищет молодежь" (Маурицхейс, Гаага), Вербовка солдат и Галантный подарок (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), Брак в Кане Галилейской (Картинная галерея, Дрезден), Веселое общество (Музей Берлин-Далем), Ночная серенада (Картинная галерея, Прага) и другие. Луки. Это при том, что от проклятых вопросов современности трудно отшатнуться.
Чуть позже он стал помощником популярного пейзажиста Гойена. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи.
Исчисленные достоинстваприсущи, однако, не всем работам Стена некоторые из них – небрежны порисунку и суховаты по письму. В 1672 году в связи с кризисом художественного рынка в Голландии он открыл таверну гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею. Луки. В 22 года Ян Стен и его товарищ основали гильдию св. В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась.
Важнейшие произведения этого мастера: Семейство художника, Клетка с попугаем (Рейксмузеум, Амстердам), Зубной врач, Зверинец, Мнимая больная девушка, Посещение доктора, Как поют старики так свищет молодежь (Маурицхейс, Гаага), Вербовка солдат и Галантный подарок (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), Брак в Кане Галилейской (Картинная галерея, Дрезден), Веселое общество (Музей Берлин-Далем), Ночная серенада (Картинная галерея, Прага) и другие. Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Трудно понять, на какой стороне именно художник – на стороне богатых и равнодушных к человеческому горю или на стороне обездоленных. Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло. Ребенок в голубом, вытирая слезы, слушает объяснение учителя.
Более скупые известия о художнике в документах, дающих диалоги с его картинами. Это именно тот случай, когда стены начинают «говорить». Картина передаёт уют, гармонию и тепло жизни в дали от шума городского. Он прожил в нем всю оставшуюся жизнь.
Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить её своими подписями. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта). Этот переезд стал последним в жизни Стена. Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь. Бытовой жанр побуждал художника обращаться к различным ситуациям. Картины, конечно, стали никому не нужны. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене.
В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. Он словно извиняется перед зрителем, когда тот застал его в неубранном доме после вечеринки (Автопортрет с женой навеселе, Эрмитаж).
Сатир решил, что хитрые люди скрывают правду и, оскорбленный, покинул их. Предложил нарисовать такую картинку художник Арон Оноре, заказчик охотно согласился. На них никто не обращает внимания. Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. Работа имеет в себе высокую детализацию, вот таким образом процесс рисования картинки приносил нам массу удовольствия. Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника.
Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др. ).