Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. 146-148. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. По своей жизнеутверждающей силе фигуры нагих юношей принадлежат к числу наиболее ренессансных образов Микеланджело. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. Илл.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. Петра).
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Никто не брался завершить статую.
Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Пример тому первая крупномасштабная скульптура Микеланджело, созданная в 1496--1497 годах ? статуя «Вакха» (Флоренция, Национальный музей). Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Илл.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Однако в рисунке уже нет былой точности, а в лицах появилось выражение известной напряженности, порой даже застылости. И этой же цели служит цвет. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Рука, держащая кубок, была прервана и член высечен далеко, прежде чем Маартен ван Хеемскерк видел скульптуру в 1530-х. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами.
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Херста оп. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
В них часто встречаются речения, обороты и парафразы из Канцоньере Петрарки, они облечены в ясную, доходчивую форму, порою им присущ оттенок особого изящества, которым больше всего дорожили современные ему поэты. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Он должен думать о смерти. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Художник задумал не пророка, не царя, а юного гиганта в полном избытке молодых сил. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Лицо на снятой коже св.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Мастер дает обобщенный тип глубоко задумавшегося человека, склонного к меланхолии и к созерцательному образу жизни. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
Тем самым ей отводится центральное место. 155. Илл.
Ему помог кардинал Риарио, купивший для него большую глыбу мрамора, которую он начал обрабатывать 4 июля 1496 года. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. 32.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (1444-1534), городского советника. Она нам неизвестна. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. В общей композиции Микеланджело несомненно отправлялся от позднеантичных саркофагов, но он дал уже чуждое античности живописное понимание группы.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
По-видимому, это была статуя Вакха. Фридман 2003:124. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. Если бы в согласии с замыслом Микеланджело были осуществлены фигуры морских божеств, призванные украсить постамент саркофагов, то они еще сильнее выступали бы за пределы обрамления. Эта двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Илл. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. 7, 8.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Второй была та, которую и Кондиви и Вазари называют «Купидоном». Прежде всего, она очень реалистична. Точных, сведений об этой статуе у нас нет, но большинство отожествляет ее с «Купидоном», хранящимся в лондонском Victoria and Albert Museume.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Она поддерживает его рукою.
109, 111. 149.
К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Из-за опасности вторжения французов осенью 1494 Микеланджело покинул Флоренцию и по пути в Венецию на некоторое время остановился в Болонье, где создал три небольшие статуи для гробницы св. 126. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Магдалины). Вероятно, она и не была закончена. 130. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля.
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Илл. 86-91. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
«. Илл. И здесь бог изображен в активном действии. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников.
В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Они распадаются на три триады. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Картина получила широкое признание от пэров. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Илл. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Илл.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. 17, 18, 19, 20.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Недаром они украшали пилястры. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Планам и разрезам, тщательно вычерченным при помощи циркуля и линейки, с точным обозначением числовых соотношений, он предпочитал свободные наброски пером с размывкой либо итальянским карандашом и сангиной, а также модели, вылепленные от руки из глины. Варфоломея – автопортрет художника. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Этот потрясающий контраст между цветущим девическим телом и обитающей в нем смертельно усталой душой возносит статую Авроры на высочайшие вершины искусства. Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Вдохновение для работы, кажется, описание в Плини Естествознание Старшего потерянной бронзовой скульптуры Praxiteles изображая «Вакха, Опьянение и сатира». В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
37. Он стал уже высекать статую св. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
У левой ноги Христа находится фигура св. Около некоторых фигур размещены тяжелые гирлянды из дубовых листьев и желудей – эмблема герба папы Юлия II. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Мертвое тело Христа держит св. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня. 80. Он победил. Как бы стремясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся подернутыми дымкой, Микеланджело сознательно оставил незаконченными лицо, руки и ноги.
Илл. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано.
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Вакх носит венок листьев плюща, поскольку тот завод был священен богу. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
И отделана она так, что самый строгий критик не сумеет придраться ни к чему. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. В тот момент, когда герой мужественно готовится поразить врага своего народа. Картина получила широкое признание от пэров. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Документы, однако, не подтверждают этого происхождения.
Прекрасное мраморное изваяние, «Пьета», остается до сих пор памятником первого пребывания в Риме и полной зрелости 24-летнего художника. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. И здесь его постигает страшный удар.
Они утратили волю. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. 107, 108. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Выпрямится согнутая правая нога, резко повернутая в сторону голова примет нормальное положение, расправятся плечи, раб станет свободным человеком. Нет никаких непререкаемых соображений, говорящих против этой гипотезы. Как ни изуродован был этот мраморный блок, Микеланджело сразу увидел в нем своего «Давида». «Пьета» принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело -- она не только завершена во всех своих мельчайших деталях, но и вся до блеска отполирована.
Но какой ценой. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. А то, что живописные приемы все-таки оказывались трудно преодолимыми, по крайней мере в эти годы, обнаружилось очень скоро в той вещи, которая не только стала самым зрелым произведением первого римского периода, но должна была сделаться одним из шедевров Микельанджело вообще, — в «Piet. », т. е. в «Скорби о Христе» собора св. Собираясь приступить к работе над статуями для гробницы, он узнает стороною, что Юлий отказывается от оплаты заготовленного мрамора.
В борьбу включился и Микеланджело. 48-55. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. В этой пластической выразительности слова – секрет особого очарования микеланджеловской лирики.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Это, конечно, не так. Статуя рассчитана на рассмотрение спереди, наискось справа и сбоку, со стороны левого плеча. 183. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс». Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Читальный зал библиотеки Лауренциана представляет собой длинное помещение из серого камня со светлыми стенами. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Но как раз этого не произошло. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Илл. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). 114, 115. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Первая связана с сотворением мира. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Он побежден.
В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Одни рассматривали их как изображения скованных врагов папы Юлия II, другие – как персонификации завоеванных им земель, третьи – как аллегории свободных и пластических искусств. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Взгляд бога обращен на чашу с вином и он кажется слишком влюбленным в свой собственный дар человечеству2.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Илл. В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534.
Илл. Петра. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).
Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Петра. Статуя не получила той последней отделки, которой блещет «Вакх»: шлифовка не такая тщательная, завитки волос на голове лишь грубо намечены резцом. И все-таки она прекрасна. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Однако чем более вчитываешься в стихотворения Микеланджело, тем большие открываешь в них красоты.
16. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино.
В Распятии Петра стиль повествования совсем иной – гораздо более сдержанный, строгий и сосредоточенный. Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Илл. См. Ральф Либерман, Что касается Микеланджело Вакх, Artibus др. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов. На поверхности виднелись следы пистолетных пуль — какие-то любители искусства сделали из «Купидона» мишень. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья.
109-112, 116-119. Такая концессия 39классической39 чувствительности, однако, не убеждала Перси Бисша Шелли в преданности работы «духу и значению Вакха». Такая композиция, полностью лишенная малейшего намека на декоративность, выглядела бы на стене слишком скупой и пуританской. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
В композиционном построении фигур Микеланджело отдает предпочтение изогнутой оси перед прямой, что усиливает динамику образа. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Здесь им не хватало южного солнца и здесь нейтральное палладианство имело несоизмеримо больше шансов на успех.
Илл. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. 38.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Статуя осталась незаконченной. (Они не, как часто предполагается, листья виноградной лозы. ) В его правой руке он держит кубок вина и в его левом шкура тигра, животного связанный с богом «из его любви к винограду» (согласно биографу Микеланджело Асканио Кондиви).
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Илл. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Этому его научила скульптура.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.
Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Мутный, слегка осоловелый взгляд красивого лица с вожделением устремлен на «чашу». На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Только кубок был восстановлен, в начале 1550-х. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Статуя изображает юношу в венке из виноградных гроздьев, с чашею вина в правой руке и с тигровой шкурой на левой та же левая рука держит огромную кисть винограда, которой украдкой лакомится подобравшийся к ней исподтишка маленький сатиренок. Гигантское мраморное изображение Давида (Академия, Флоренция), в виде красивого, мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивая своего врага – Голиаф, с которым ему предстоит биться.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Илл. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Однако Микеланджело боялся ехать в Рим, опасаясь, что он попадет здесь в ловушку и будет совершенно беззащитным.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
2 Либерман анализирует скульптуры в почти зверское реализм и безупречно управляемый неравновесие (р 67), выявленные в кругу скульптуру. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Илл. План гробницы и ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям.
Такая трактовка невольно заставляет вспомнить изображения небесных видений в раннехристианской и средневековой живописи. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Мне было только 37, а все друзья ужене узнавали старика, которым я стал».
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Илл. Правой рукой пророк опирается о скрижали завета, левой перебирает пряди ниспадающей на грудь длинной бороды.
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. 33, 34.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Илл. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Илл. Это помогало ему сохранять чувство целого. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Илл. это не изображение бога». Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться.
Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. 13, 14, 15. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.
Однако и здесь царит дух отчужденности. Внезапно раздался крик: мы пропали. С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
79, 142. Римская «Пьета» сделала Микеланджело первым скульптором Италии. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Выразителем и защитником этого второго мира выступает юноша в центре, собирающийся произнести страстную обвинительную речь против палачей.
Илл. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Вакх (1496-7) является мраморная скульптура итальянского Высокого Возрождения скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
Ева послушно следует слову творца. Илл. ". Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Он написал, что «Это выглядит пьяным, зверским и ограниченным и имеет выражение распущенности большая часть восстания».
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Илл.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Образ Давида был традиционен во Флоренции. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим). Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Фигура погружается в сон.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника.
Реалистические элементы победили в ней формально-античные. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. По постановке тела и по контрапосту она представляет собою соединительное звено между рельефом «Аполлон и Марсий» и большим флорентийским «Давидом», а по манере и по фактуре принадлежит, всего вероятнее, к этим годам.
Мучение Св. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Илл. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Художник охотно принял это предложение. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
Илл. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Особенно выразительна правая фигура. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок.
116-119. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Например, деревянная модель собора св. с. 93 Майкл Херст, Микеланджело в Риме: алтарь и Бахус Берлингтон Журнал 123 (Октябрь 1981:581-93) Люба Фридман, Размышления Микеланджело на Вакха, Artibus др. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться.
С его раздутой грудью и животом, фигура Вакха предложила Джорджио Вазари «и гибкость молодого человека и мясистость и округлость женщины» и ее гермафродитное качество часто отмечалось (хотя яички раздуты также). Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Статуя, что бы ни говорил по этому поводу Кондиви, утверждающий, что она во всем соответствует представлениям античных писателей, очень далека от этих представлений. 122-125. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Илл.
Телу Христа и всему произведению он дал гармонию и красоту. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Как и в «Вакхе», античный сюжет обработан очень реалистично. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно.
Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Это были тяжелые годы. Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер.
46. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. 81-84. При этом движение лишено всякой скованности. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Это была статуя в человеческий рост.
Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. В 1496 году Микеланджело выезжает в Рим, где остается до 1501 года.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Этот жест символизирует молчание. Илл.
185, 186. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, «устрашающую силу». Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
145. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Тут столкнулись два сильных характера. Historiae 24 47 (2003:121-135), отмечает, что несколько раз в течение Cinquecento, Вакх классифицировался среди древностей.
Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо) последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. Однако папа оставался непреклонным. Мучение Св. У нее отбита и плохо прилажена голова, открошились нос и подбородок, что при недостаточно тщательной отделке и особенно при небольших размерах (около восьмидесяти сантиметров) сильно портит ее и сейчас. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело.
36. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Вакх» или «Бахус». И недаром наделил его Микеланджело руками скульптора, привыкшего работать тяжелым отбойным молотом.
Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Он даже не дотрагивается до нее. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. 3, 4. Фигуры как бы выплывают из подернутой дымкой глыбы камня, рожденные к жизни могучим резцом скульптора. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Он действует только словом. Илл. Илл.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. 151. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia.
Шелли, например, говорил: «Как произведению искусства статуе не хватает единства и простоты как изображению греческого бога Диониса ей не хватает всего». Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Действительность не оправдала их надежд.
Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Илл.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Илл.
Илл. Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям. Перед Микеланджело такая проблема никогда не вставала, поскольку он умел замечательно точно и экономно вписывать фигуру в форму каменного блока. Не случайно Адам в Сотворении Адама и Ной в Опьянении Ноя находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Дальнейший процесс рубки камня сводился ко все большему в него углублению и к освобождению из его массы фигур. Зато вид группы справа мало удачен.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. В отличие от Пьеты собора св. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Неясно имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Увиденное потрясло воображение многих людей. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». 158, 159. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан.
Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом. Илл.
39. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны".
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Но первая же экспертиза без оговорок признала статую работой Микельанджело.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину и положил взрослого мужчину на колени женщине.
В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. По его мнению, Буонарроти обосновались во Флоренции очень давно и в разные времена находились на службе у правительства республики на достаточно важных постах. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. По совершенству рисунка картина Микеланджело не имеет себе равных во всем ренессансном искусстве. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. 89-91. Здесь и нежнейшее выражение лица и некая согласованность в привязке и сопряжении рук и в соединении туловища и ног и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.
Он избегает детализированной характеристики места. Высота скульптуры 203 см, мрамор.
И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 75-78. Статуя живет вся — голова, лицо, глаза, руки, ноги, тело.
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
В стране вспыхивает революция. Илл.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Она напоминает мощную лавину. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. 21, 22. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. 110, 112.
2. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. 10, 11, 12. В самой передней зоне, на постаментах саркофагов, должны были находиться оставшиеся невыполненными фигуры речных божеств в следующей пространственной зоне стоят саркофаги с фигурами Утра, Вечера, Дня и Ночи далее идет стена гробницы с нишами и, наконец, в нише размещены статуи умерших герцогов. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Историк искусства Джоханнс Уайлд суммировал ответы на скульптуру таким образом:" вкратце. Франциск (1496-1497), – статую «Купидон» (1496-1497). Лирика импонировала ему возможностью передачи интимнейших чувств, архитектура увлекла его своим монументальным размахом и своим отвлеченным математическим строем форм, не обремененным никакими гедонистическими элементами.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. В 1506 возник еще один проект – фрески потолка Сикстинской капеллы. Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело. Илл.
47. Но все усилия напрасны. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Илл.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Ее прекрасная фигура дышит чувственностью, в непринужденной позе и повелительном жесте есть величие античной богини.
140, 141. 131, 132. Илл. В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Папский двор впервые становится крупнейшим культурным очагом Возрождения, где античное наследие не противопоставляется христианству, а, наоборот, широко им усваивается. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Таким представил его и Микеланджело. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах.
В бухгалтерские книги из Бальдассаре и Джованни Balducci, банкиры кардиналу Riario, показывают, что работа была выполнена между летом 1496 и летом 1497. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции.
Пейзаж пустынен и гол. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. И это приводит к трагической разобщенности образов. Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). 182, 187, 188, 189.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Вазари прямо пишет:. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Илл. Иначе говоря, движение тела, включая и самый резкий контрапост, воспринимается как органическое выражение аффекта, причем конфликт между телом и душой раскрывается скульптором как борьба противоречивых тенденций в жизни самого тела.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Хотя голова и правая рука первой фигуры остались назаконченными, статуя производит сильнейшее впечатление. Но если у Бернини поверхность камня нередко кажется перегруженной, то в Пьета Микеланджело она приобрела какой-то драгоценный характер.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. 150. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Этим приемом достигается совсем особая монументальность: зрителю невольно кажется, что фигура распирает обрамление, стремясь развернуть в пространстве неисчерпаемые запасы творческой энергии.
Существует предположение, что лондонский «Купидон» мог быть той статуей, которую заказал было Пьеро Медичи, не захотевший потом ее принять и которую Микельанджело заканчивал «для собственного удовольствия». В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. редактировать с комментариями Паола Бароччи (Милан 1962: II :62-67). В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Встране вспыхивает революция. 86-88. Илл.
Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись». В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке. Илл.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Это не минутная передышка после напряженного движения, но длительное состояние, вызванное опьянением, когда безвольно расслаблены мышцы. В принципиальном плане микеланджеловское «Оплакивание» в Соборе св. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Петра. Илл. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Прежде чем приступить к выполнению статуи, Микеланджело делал ряд набросков пером, в которых фиксировал общую композицию, различные ее аспекты с разных точек зрения и, наконец, форму и размер блока, чтобы каменотесу было легче ориентироваться.
Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Илл.
97, 98. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. 106, 113.
Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет всвоем дневнике следующее:«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Илл.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. 119, 111. Антония – первая из известных картин Микеланджело.
Слева мы видим райский сад. Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда).
Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Статуи и рельефы Бертольдо во многом перекликаются с тем, что мы находим в картинах и фресках братьев Поллайоло, Боттичелли, Филиппино Липпи. Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Никодим и с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти св.
Заседание позади него – фавн, который ест гроздь винограда, выскальзывающую из левой руки Вакха. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. 159. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Илл. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Художник был захвачен образами античного искусства, Микеланджело отдал им дань в своем «Вакхе» — произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью.
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Вакх (1496–1497) является мраморной скульптурой итальянским Высоким скульптором эпохи Возрождения, живописцем, архитектором и поэтом Микеланджело. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Антония" – первая из известных картин Микеланджело.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Илл. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. 99, 101, 102.
В результате побеждает грубая сила палачей, хотя представители мира униженных и оскорбленных мало чем уступают по своему атлетическому телосложению поборникам насилия. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело — созданные в начале 90-х годов 15 века рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, — это уже произведения искусства Высокого Возрождения.
Однако, так как «Вакх», абсолютно несомненно, делался для Якопо Галло и даже, по словам Кондиви, «в его доме», то из вещей, сделанных в эти годы, все-таки недостает одной: той, которую Микельанджело начал для кардинала Риарио, — был ведь куплен мрамор и художник должен был приступить к работе в первый понедельник после 2 июля 1496 года. Каждая из них – пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа. Илл. Илл. Поза полна движения и видимого и еще больше скрытого.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Илл. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: – статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, – группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
В 1513 году был заключен новый договор, предоставлявший Микеланджело возможность расширения первого варианта. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. В начале молитвы св. Микеланджело Буонарроти.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. е. уважением классической традиции). это сам Микеланджело и символ всей его жизни. 56-71). Его рука сгибается к плечу.
5, 6. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
Илл. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Йоханнес Уайльд, Michelangelo: Шесть Лекции (Oxford University Press) 1978:33. Илл. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Этюдник находится в Берлине.
Это мраморная статуэтка Берлинского музея изображающая Аполлона со скрипкою. Сидя за ним фавн, кто ест гроздь винограда скольжения из левой руки Вакха в. С его опухшие груди и живота, фигура Вакх предложил Джорджо Вазари и стройность молодого человека и полнота и округлость женщины и его андрогинный качества часто отмечалось (хотя яички распухли, а). Поза его неустойчива. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Недаром, пока она находилась в Риме, она была предметом постоянного паломничества к дому Галло, где она стояла.
25, 26. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Статуя более чем в натуральную величину. Это человек действия (vir activus). Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.
Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Херст и Dunkerton 1994, с. 75 n. 27 Для Микеланджело как фальсификатор древностей и Вакх как неоднозначный работы, предназначенной дразнить зрителя с неопределенностью относительно того, было ли это древние или современные, видеть Леонард Barkan, Раскапывание прошлого: археология и эстетика в создании Ренессанс культуры (Нью-Хейвен / Лондон) 1999:201-05. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных.
Петра.
Папа Юлий II умер в 1513 на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. Илл. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). В 1501 году Микеланджело вернулся во Флоренцию.
Когда Микеланджело работал над росписью Сикстинского потолка, для Италии наступила тяжелая пора. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Historiae 22 43 (2001:65-74) р. 66 рис. В XIII веке он якобы прибыл во Флоренцию и даже управлял городом как подеста. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
соч., особенно Приложение C Кардинал Riario и«Вакх». Но достаточно и этих двух, чтобы наглядно представить, в какой тяжелой обстановке протекали последние десятилетия жизни Микеланджело. Илл.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Илл. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Вот таким образом он решил направить все средства на постройку нового храма, проект которого выполнил Браманте. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Моисей восседает в торжественной позе.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви)на изучение человеческих трупов. В действительности оно так и получилось. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. 155, 156. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
«Вакх» был не единственной статуей, которую Якопо приобрел у Микельанджело. Возможно, голова св. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.
В некоторых фигурах художник выражает неприкрытое чувство отчаяния и столь безмерную душевную усталость, что у зрителя невольно создается впечатление, будто он видит перед собою восставшие из дантова ада погибшие поколения. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. 41.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Странным образом здесь дают о себе знать живые отголоски проторенессансной пластики, которую Микеланджело хорошо знал и которая всегда его привлекала суровой мужественностью и эпическим строем своих форм. После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). 184.
Он опустился на правое колено и правой рукой поднимает с земли стрелу. В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила. Она была реставрирована опытной рукой и тогда же продана в Англию.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. 23, 24.
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Но роспись обладает и другим аспектом. Петра, будучи одним из характерных произведений первой, «классической» фазы Высокого Возрождения, занимает в ренессансной скульптуре примерно такое же место, какое в живописи заняла завершенная еще между 1490 и 1494 годами леонардовская «Мадонна в гроте». В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Илл.
При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Недаром его любимым материалом была бронза. Илл. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. И результаты были самыми плачевными.