Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера».
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом.
Галерея Академии. Вскоре, своим мастерством художник превосходит всю семью Беллини и бросает вызов даже самому Леонардо да Винчи. Великий гравер, художник и рисовальщик в ем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления.
Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Однако, черты лица богини абсолютно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Италия.
А на берегу юную красавицу поджидает нимфа с покрывалом, вытканным цветами, – она хочет прикрыть эту безгрешную наготу. Венера Урбино Тициана и Спящая Венера Джорджоне.
Существует две противоречащие друг другу версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. чЕОЕТБ УРЙФ, ОЕ ЧЕДБС УЧПЕК ОБЗПФЩ, ЛБЛ ОЕ ЧЕДБМЙ П ОЕК бДБН Й еЧБ ДП ЗТЕИПРБДЕОЙС, Й РПФПНХ ОБЗПФБ ФБЛ РТЕЛТБУОБ Й ВЕЪЗТЕЫОБ, ЮФП ЪТЙФЕМШ ЗМСДЙФ ОБ ОЕЕ ФПМШЛП ЛБЛ ОБ РТЕДНЕФ РПЛМПОЕОЙС. пВТБЪ ЬФПК РТЕЛТБУОПК ЦЕОЭЙОЩ-ВПЗЙОЙ МЙЫЕО ОБМЕФБ ЬТПФЙЛЙ ДБЦЕ Ч УБНПК НБМЕКЫЕК УФЕРЕОЙ.
Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. оЕУНПФТС ОБ УЧПК УЧЕФУЛЙК ИБТБЛФЕТ, ЙУЛХУУФЧП ЬФПЗП ЧТЕНЕОЙ ЕЭЕ УПИТБОЙМП Ч УЕВЕ ПУФБФЛЙ ОБЙЧОПЗП ВМБЗПЮЕУФЙС, Й ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВОБЦЕООПЗП ЦЕОУЛПЗП ФЕМБ ВЩМП ПЮЕОШ ТЕДЛЙН. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
Вращаясь среди них, Джорджоне полностью посвятил себя искусству, музицированию и любовным утехам. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне.
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Художникизображает фигуру спящей обнаженной женщины, профиль которой, кажется, сливается с холмами на фоне, а ее бледное лицо контрастирует с шелковистой тканью. Венеция. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.
Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Возрождение. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет, фактами.
На его полотне женщина, не прикрытая одеждой, не стесняется этого, не олицетворяет греховности и не находится в шаге от морального падения. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Действительно, с именем художника связано много неясного. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Холст.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена. Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна. Она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере.
Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Потасовка между двумя сторонами была настолько бурной, что прекрасная женщина оказалась без рук.
В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. 82 x 73 см. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». уРСЭБС чЕОЕТБ, ЧЙДЙНП, ВЩМБ ОБРЙУБОБ Ч ФЕ ЗПДЩ, ЛПЗДБ дЦПТДЦПОЕ, ЪБЧБМЕООЩК ЪБЛБЪБНЙ, УФПСМ ЧП ЗМБЧЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПК НБУФЕТУЛПК Й НЕОЕЕ ПФЧЕФУФЧЕООЩЕ ЮБУФЙ Ч ЕЗП ЛБТФЙОБИ ЪБЛБОЮЙЧБМЙ ХЮЕОЙЛЙ – фЙГЙБО Й уЕВБУФШСОП ДЕМШ рШЕНВП. л ОБЮБМХ XVI ЧЕЛБ ПВТБЪ чЕОЕТЩ ЕЭЕ ОЕ ВЩМ ТБУРТПУФТБОЕО Ч ЙФБМШСОУЛПН ЙУЛХУУФЧЕ. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.
Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.