«спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера». Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Любитель и покровитель искусств, граф Николай Петрович Шереметев для собрания Останкинского дворца приобрел картину «Спящая Венера» работы неизвестного итальянского художника конца XVII века. Появилась «Спящая Венера» Джорджоне, в создании которой по мнению искусствоведов принимал участие ученик Джорджоне Тициан.
Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Памятуя старую итальянскую традицию дарить «Спящую Венеру» на свадебные торжества, заказ на копирование был приурочен к дате венчания графа Николая Петровича Шереметева с Прасковьей Ковалевой в 1801 году. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком и синяя полоска озера. Альбрехт Дюрер был основоположником немецкого Возрождения и единственной универсальной фигурой, подобной итальянским титанам Ренессанса.
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Для вновь перестраиваемых интерьеров Фонтанного дома по указанию графа одним из крепостных художников была исполнена копия этой картины.
Холст. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала.
Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. На спящего человека не оказывают прямого воздействия никакие трагедии материальной действительности.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Изображение спящей богини как покровительницы браков стало принято дарить на свадебные церемонии. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу.
В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Возможно, «Спящая Венера» предназначалась именно для нее и заказ на изготовление копии был связан с желанием графа скрасить ее одиночество. Она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.
оЙЛФП Ч ЙФБМШСОУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ ДП дЦПТДЦПОЕ ОЕ РЕТЕДБЧБМ ЕЭЕ У ФБЛПК ПУСЪБФЕМШОПУФША ЦЙЪОЕООХА ФЕРМПФХ ПВОБЦЕООПЗП ЦЕОУЛПЗП ФЕМБ, ЗДЕ УПЧЕТЫЕООПУФШ ЖПТН, ЪБЧЕТЫЕООПУФШ Й ЮЙУФПФБ МЙОЙК УМПЧОП ЧПРМПЭБАФ Ч УЕВЕ ЪБЛПО БВУПМАФОПК ЗБТНПОЙЙ. ъБ ВПЗЙОЕК РТПУФЙТБЕФУС УФПМШ МАВЙНЩК дЦПТДЦПОЕ РЕКЪБЦ ЧЕОЕГЙБОУЛПК РТПЧЙОГЙЙ: ЧДБМЙ ОБ РТЙЗПТЛЕ ЧЙДОБ НБМЕОШЛБС ДЕТЕЧХЫЛБ, ЪБ ОЕК ЪЕМЕОЕЕФ ТБЧОЙОБ У ПДЙОПЛЙН УФТПКОЩН ДЕТЕЧГЕН, Б ОБ ЗПТЙЪПОФЕ ЧЩТЙУПЧЩЧБЕФУС ДБМЕЛБС ГЕРШ ИПМНПЧ У ЪБНЛПН Й УЙОСС РПМПУЛБ ПЪЕТБ. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.
Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Великий гравер, художник и рисовальщик в ем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. Последние годы жизни с 1795 года Николай Петрович жил в Петербурге. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.
Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Картина характеризуется прежде всего мечтательностью и лиричностью, во многом достигаемыми благодаря утонченному выбору цветов и сочетанию живописных элементов. Италия. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина.
Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения.
Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. 82 x 73 см. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. И все это время «Спящая Венера» находилась в Фонтанном доме, как немой свидетель трагических событий. В то время в «тайной семейной» половине дворца поселилась «невенчанная жена» графа, крепостная актриса Прасковья Ковалева (Жемчугова).
дЦПТДЦПОЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ УБНЩИ ЪБЗБДПЮОЩИ НБУФЕТПЧ РТПЫМПЗП, Б УТЕДЙ ЦЙЧПРЙУГЕЧ чЩУПЛПЗП чПЪТПЦДЕОЙС – УБНЩН ОЕПВЩЮОЩН. рПЬФЙЮЕУЛПК ЧЕТЫЙОПК ЕЗП ЙУЛХУУФЧБ УФБМБ уРСЭБС чЕОЕТБ – ЕДЙОУФЧЕООБС ЙЪ ДПЫЕДЫЙИ ДП ОБУ ЛБТФЙО ИХДПЦОЙЛБ ОБ НЙЖПМПЗЙЮЕУЛЙК УАЦЕФ. Граф Николай Петрович пережил ее на шесть лет. Действительно, с именем художника связано много неясного.
Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».
Возрождение. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».
Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Вот почему Венера выглядит столь невозмутимой и спокойной, отдыхая телом и душой и не ведая своей наготы, как это было много столетий назад. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
Ведя уединенный образ жизни, лишенная сцены, она много времени проводила в своих покоях.
Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. «Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
Появление «Спящей Венеры» в стенах Фонтанного дома граничит с одной из романтических и одновременно трагических историй рода графов Шереметевых. Галерея Академии. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. В дополнение к полной наготе, поднятая правая рука и ладонь левой на паху добавляют эротичности.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Венеция.
Он представил ее в облике прекраcной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Многие из них оставались почти абсолютно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.