Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин — пророков и сивилл.
Образ Давида был традиционен во Флоренции. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу.
Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Во Флоренции Микеланджело получил заказ на двенадцать стоящих фигур апостолов двенадцать апостолов, правда, сидящих изначально предусматривались и на своде Сикстинской капеллы. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый — светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Но оно оказалось слишком тяжелым.
Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. 1. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
Она прекрасна в своей скромности и женственности. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Пророчица внезапно прислушивается, притом что голова ее поворачивается, а рука со свитком на мгновение взлетает вверх — таков ее мотив. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Но к таким он и принадлежал ибо все знали и все видели, что все три искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы.
Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи21. Работа продолжалась до 1512 года при минимальном участии помощников. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся.
Мраморный барельеф. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша.
5. Высота капеллы— 20 метров. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Из четырнадцати люнетов, два, что, вероятно, были созданы в самом начале, с семьями Елеазара и Матфана и Иакова и Иосифа являются наиболее детально проработанными. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
Откуда Микеланджело знал, что причина заболевания связана именно с водой — трудно сказать. В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. Большие паруса поддерживают свод.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Однако папа оставался непреклонным.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Магдалины). Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2. Варфоломея – автопортрет художника. Давид, 1501 – 1504.
Обратим особое внимание на святого Варфоломея. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо) последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II.
В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. И тогда епископ велел принести тело детям, которые легко справились с задачей.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане.
На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением, евхаристией. Микеланджело начал роспись потолка 10 мая 1508 года. Большие паруса поддерживают свод.
Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, вот таким образом отец семейства выкручивался, как мог. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Ок.
Костюмы вообще идеальны. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Художник Пьерматтео дЭмилия декорировал потолок под ночное небо, усыпанное звёздами, подобно своду падуанской Капеллы дель Арена, расписанной Джотто. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Многочисленные фигуры обрамляют сцены из Книги Бытия. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай.
Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло».
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
IX, ст. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Так одним предложением можно описать фреску. В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534. Папа был доволен. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска. И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. Микеланджело. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева— Мария— Церковь32.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Март.
По свидетельству Париса де Грассиса, между 14 и 15 августа 1511 года, в праздник Успения Девы Марии, которой посвящена часовня, папа пришёл в капеллу, посмотреть роспись свода26. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Он был сыном мелкого чиновника. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. В начале молитвы св. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Высота капеллы— 20 метров. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас.
На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Тема первой группы изображений — создание Богом Небес и Земли. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Неясно имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными.
Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись». Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Цикл фресок Микеланджело в Сикстинской капелле имел сильное воздействие на других художников, ещё до того, как была завершена работа над ним. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества.
Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.
У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. 6. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Когда оно было вынесено на берег, местный епископ велел мужчинам принести тело. Петра). Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Для примера посмотрим на надгробие герцога Джулиано Медичи, которое Микеланджело украсил статуей «Ночь». После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Они распадаются на три триады.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
Большая папская часовня, построенная в Ватикане между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV, предназначалась для проведения важных мероприятий, в том числе конклавов. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Эта группа демонстрирует близкую связь Микеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Бронзино и представляет собой первый образец сочетания законченности и незаконченности для создания выразительного образа. Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим).
Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сам потолок изображает начало истории человечества — Книгу Бытия. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. Известная легенда о нём гласит, что его тело было брошено в море. Каждая из них – пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, «устрашающую силу».
Петра. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я».
Второй — создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. В 1506 возник еще один проект – фрески потолка Сикстинской капеллы. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Лишь на короткий период, уже в шестидесятилетнем возрасте, наряду с творческой деятельностью, для него приобрели также глубокое жизненное значение дружеские отношения с Томмазо Кавальери и Витторией Колонна. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Мертвое тело Христа держит св.
Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях.
Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй — «Сотворением Евы». Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира — ante legem (до дарования закона Моисея). Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора14. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Первая связана с сотворением мира. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Разъярённый художник покинул Рим и лишь после многократных призывов Юлия встретился с папой и просил у него прощения. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса.
Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Никаких других персонажей на картине нет. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Моисей. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Папа Юлий II умер в 1513 на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59.
С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев.
Микеланджело принял вызов. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. У левой ноги Христа находится фигура св.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов.
В те времена (как, впрочем и в любые другие) в общественных взглядах постоянно чередовались авторитарное пуританство и либеральная вседозволенность. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Однако, как показала реставрация, законченная в 1994 году, колористическое решение цикла с яркими и сильными цветами предвосхитило находки лучших мастеров маньеризма. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Цилиндрический свод капеллы в то время был декорирован под звёздное небо художником Пьерматтео дЭмилией. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Почему. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Адам настолько устал, что может показаться, что он умер.
Место у собора оказалось неподходящим и комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. В отличие от Пьеты собора св. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не художник.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Работать приходилось на грани физических возможностей.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). План Браманте 1505 предполагал сооружение центрического храма, но вскоре после его смерти был принят более традиционный базиликальный план Антонио да Сангалло. Мы добавим к этим трем доводам четвертый.
Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса.
На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. 1490-1492. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Но Микеланджело справился со всем. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Судьба художника Тоскана.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Не говоря уже о стрессах. Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник7.
Вот так выглядел молодой Микеланджело Буонарроти. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Все это – расплата за шедевр. IV).
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного портрета или автопортрета молодого Микеланджело. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках — апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. 1515. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Возможно, голова св. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Большие паруса поддерживают свод. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Третьей — испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Лицо на снятой коже св. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества.
Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506. Примерно так же, как русского крестьянина можно было бы фигурально назвать медведем. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя. В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.