«сотворение Евы» – одна из прекраснейших фресок Микеланджело, украшающих своды Сикстинской капеллы. На фреске «Сотворение Евы» Микеланджело с помощью анатомических аллегорий показывает момент, когда бог вдохнул жизнь в Еву. «сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) — четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Потому сатана и стал врагом человека. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе.
И тогда епископ велел принести тело детям, которые легко справились с задачей. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Вероятно, Микеланджело помогали несколько человек, которые выполняли архитектурные имитации и фигурки путти22. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Высота капеллы— 20 метров. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного портрета или автопортрета молодого Микеланджело. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования46. Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Микеланджело. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Никаких других персонажей на картине нет. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой11. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет.
Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа.
Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Моисей. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. До 31 октября 1512 года Микеланджело написал на своде Сикстинской капеллы более трехсот фигур.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами.
С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии1417. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как «Оплакивание Христа» и «Давид». Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Не говоря уже о стрессах.
На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. И вот случилось так, что, когда Доменико работал в большой капелле в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы.
Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине. Адам настолько устал, что может показаться, что он умер. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня – эта вдохновенная работа более всего увлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись – с луной. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2. Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. 1.
IV). Известная легенда о нём гласит, что его тело было брошено в море. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
Папа был доволен. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Но Микеланджело справился со всем. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Но оно оказалось слишком тяжелым.
Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. В мае 1504 года на своде капеллы появилась трещина, Сикстина была закрыта на шесть месяцев для реконструкции. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Весной 1506 года у Микеланджело с папой произошла крупная размолвка из-за грандиозного проекта папской гробницы, которому мастер отдал много сил и с которым он связывал большие ожидания.
В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Мраморный барельеф. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Высота капеллы— 20 метров. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Большие паруса поддерживают свод. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук.
Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты.
На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев.
Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Интонако, слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски из-за повышенной влажности, характерной для климата Рима, стал покрываться плесенью. Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487—1488 годов. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла.
Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Работать приходилось на грани физических возможностей. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Мы добавим к этим трем доводам четвертый. Судьба художника Тоскана.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Но нет. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. IX, ст.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Давид, 1501 – 1504. Замысел врагов был прост. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. 1515. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей.
Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Вот так выглядел молодой Микеланджело Буонарроти. И именно этот процесс – причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом и духом. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом.
Она прекрасна в своей скромности и женственности. Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник7.
С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники.
Костюмы вообще идеальны. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции.
И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Микеланджело принял вызов.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Фрески, завершающие цикл исполнены без особой детализации, более обобщённо, но не менее эффектно. Он был сыном мелкого чиновника. 1490-1492.
Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. По определению Э. Кон-Винера, Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
«Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Март. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Почему.
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой, с декоративными композициями для ниш— в Детройте. Когда оно было вынесено на берег, местный епископ велел мужчинам принести тело.
Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
6.
Большие паруса поддерживают свод. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация. Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Крупнейший искусствовед В. Н. Лазарев дает очень точное описание микеланджеловского шедевра:«Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю.
И для того были веские причины. Потолок площадью около шестисот квадратных метров. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Первый эпизод из центральной группы— Сотворение Адама— одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Для примера посмотрим на надгробие герцога Джулиано Медичи, которое Микеланджело украсил статуей «Ночь». Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Примерно так же, как русского крестьянина можно было бы фигурально назвать медведем.
Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре». Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Ок. Интонако, слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски из-за повышенной влажности стал покрываться плесенью. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Все это – расплата за шедевр.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино65, Корреджо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и Эль Греко.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. Обратим особое внимание на святого Варфоломея. Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации.
В XV веке в Италии и во Флоренции в частности, где было сильно увлечение классической литературой и учениями Платона, Сократа, сочетание античной философии и христианских доктрин было популярной идеей.
У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Откуда Микеланджело знал, что причина заболевания связана именно с водой — трудно сказать. Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело.
В те времена (как, впрочем и в любые другие) в общественных взглядах постоянно чередовались авторитарное пуританство и либеральная вседозволенность. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. 5. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте — над алтарём. Так одним предложением можно описать фреску.