Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Мир, полный неги, красоты и покоя. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. И неустанно рисовал. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Однако дважды проваливается на экзаменах. Моросит дождь. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.
Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Сам разрыв назревал уже давно: Куинджи не только уверенно шёл своим путём, но и в полной мере осознавал и степень своей популярности и своё место в русской и европейской живописи. Имел звание "классного художника первой степени".
Был членом "Товарищества передвижников". Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов – тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
В том же 1873г. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width/praquo висела на strong /pp styleстене одна.
Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В конце концов победа осталась за Куинджи.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
«На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Тогда Леонтий Спиридонович предложил Архипу заняться торговлей, обещая свою поддержку, но получил ошеломляющий твердый отказ: парень решил стать художником.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В 1873г. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Разгневанный поведением некоторых своих коллег, Куинджи даже покинул ТПХВ, членом которого был с 1875 г. Впрочем, он уже чувствовал себя настолько уверенно, что решился устроить выставку всего одной своей картины — «Лунная ночь на Днепре». Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Пейзаж нельзя было назвать удачей. В благородной тревоге И. Н. Пейзажист.
В ней все уныло, безотрадно, тускло. Крым» и многое другое. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями (Чумацкий тракт, 1875, ГТГ). Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Это типичный передвижнический пейзаж — по живописным средствам, по тяготению к сюжетности, по щемяще-безрадостному настрою, несколько прямолинейно выражавшему гражданские чувства автора.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Пейзаж стал необратимо темнеть. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств.
За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Отец Куинджи был сапожником. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в АХ.
Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. О ее цене осведомился морской офицер.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил «Степи», а в 1876 — «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Архип Иванович один из самых любимых моих художников. Спустя некоторое время стало известно имя критика – им оказался Михаил Клодт. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После грозы» (все – Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Но художник и дня не проводил, не взявшись за карандаш или кисть, он много работал, но никого не пускал в мастерскую и никому не показывал своих этюдов. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В том же 1873г.
В его отеческом отношении к ученикам требовательность сочеталась с искренней любовью, за что они отвечали доверием и признательностью. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России.
В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Его хозяин, местный хлеботорговец, заметил талант мальчика и в 15 лет отправил его в учение к Айвазовскому, в Феодосию. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Противоположный берег тонет во мраке ночи.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Яйла», «Горный склон. Его очень интересовала проблема в живописи передачи света цветом.
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. В 1874г. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников.
Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868) преподавал там же (1892-97), среди учеников – К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. В родном городе это было невозможно. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В июне этого же года в московском доме известного купца издателя и коллекционера К. Солодовникова на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой замолчал на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Архип рисовал еще в детстве, на стенах, заборах, обрывках бумаги.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Архип Куинджи (в переводе с турецкого куинджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Искрится легкая рябь на воде. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г.
Как мы знаем, этого не произошло. С разрешения врачей жена перевезла художника в Петербург, надеясь на скорое выздоровление, но, вопреки ожиданиям, болезнь прогрессировала – сказалось больное сердце, не справлявшееся с нею. Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. В 1873г. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников.
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. И все это было результатом его напряженных поисков. Тишина царит над миром. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
Богаевский, А. Борисов. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Петровская, 82). По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии.
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Что это такое. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние.
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». После его смерти она получала назначенную Архипом Ивановичем пенсию, а все свое состояние художник распределил между родственниками и Обществом художников. Член ТПХВ (1875-79 смотри Передвижники). В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Последняя самая популярная. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Центральное место среди них заняла «Осенняя распутица» (1872). Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Мальчик с детства любил рисовать. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти. Его просто-напросто не принимали в Академию. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям.
Для русского искусства это стало новаторством – ранее подобное средство не применялось. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Рылов, К. Б. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Рерих, А. А.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). На могиле были установлены бронзовый бюст художника и надгробие – гранитный портал с мозаичным панно изображавшем мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея.
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Архип Куинджи заболел воспалением лёгких. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ, как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Петровская, 82).
Куинджи не стал затворником. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Журналы и газеты, не только художественные, считали долгом поместить статьи, посвященные картине. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-03) и др., но и абсолютно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы («Лунные пятна на снегу», «Цветник» и др. ).
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Страдания художника были невыносимы. Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям.
Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Не был принят художниками и «Вечер».
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. В 1860 – 1861 годах Архип едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Вид на гору Демерджи. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики и неудивительно: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить.
Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Отношение творца к изображаемому – основное в картине.
Традиции Куинджи и прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей — талантливых живописцев конца XIX — начала XX века А. Рылова, К. Богаевского, А. Борисова, Н. Рериха и других. Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири и грандиозности изображения. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Например "Украинская ночь", "Ночь на Днепре". Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь.
Еще несколько работ, примыкавших к «Осенней распутице», в том числе «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий шлях в Мариуполе» (1875), принесли ему новый успех. В 1908 г. ряд живописцев – участников академических выставок – решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал.
Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Правда, последняя картина отличалась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. В ранний период Куинджи испытал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х гг. Крым», «Крым. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. В этот период Куинджи увлекается суровой красотой северной природы с сочетанием социальных мотивов.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В конце концов победа осталась за Куинджи. В 1874г.
Куинджи – по татарски означает «золотых дел мастер», дана была по прозвищу деда. Передний план прописан эскизно, небо же проработано многочисленными лессировками и становится композиционным центром картины. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В это же время он попытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Рисовал с детства, где только мог. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. получает звание классного художника. Третьяков.
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Айвазовскому. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Мальчику не удалось получить образования.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Теперь он ищет в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре – ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. «Березовая роща» – идеал природы.
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Среди его учеников были Н. К. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям, четыре картины – наконец-то законченную Вечер на Украине (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), Христос в Гефсиманском саду (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант Берёзовой рощи (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную Днепр утром. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера.
В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. Обычный среднерусский пейзаж художнику удается сделать небудничным с помощью оригинальных художественных решений.
Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
В метрике он значился под фамилией Еменджи – «трудовой человек». Это был взрыв.
Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь».
Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища.
Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Отец Куинджи был сапожником. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой смерти. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским.
В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. С 1870 года Куинджи неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Определяется и творческий метод художника. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу.
Этой работой начался т. н. Картина или действительность. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. Инициатор создания Общества художников (1909 позже – Общество имени А. И. Куинджи).
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Куинджи преподавал в Академии Художеств, руководил пейзажной мастерской. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г.
В создании надгробия принимали участие А. Щусев (проект) и Н. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. Фролова. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической.
Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. Крамской и Репин открыто называли Мёртвый штиль прямым заимствованием у Куинджи. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, однако увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Отныне Вера считалась невестой Архипа.
Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. По разъезженному тракту, утопая в грязи, томительно медленно тянутся обозы, вырисовываясь темными силуэтами в туманной мгле. Самая известная картина мастера — «Ночь на Днепре» — вызывала сенсацию на выставке передвижников. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Архип даже не успел окончить начальную городскую школу.
он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Мариуполь, бывший Павловск, был родиной русского художника, который в 1842 году родился в семье грека-сапожника. Ученики любили и уважали Куинджи. Кавказ».
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако, поняв, что его не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава общества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. Деньги шли на поощрение молодых талантов.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
А передвижничество не предполагает романтизма. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Вот таким образом он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке.
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.
Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Помогает местным фотографам ретушировать фотографии, этим же он впоследствии подрабатывает и в Одессе и в Санкт Петербурге, несколько лет работает на этом поприще в г. Таганроге.
получает звание классного художника. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. В северной природе царят гармония и покой. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и тому подобное) использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета (Украинская ночь, 1876, Берёзовая роща, 1879, – оба в ГТГ Ночь на Днепре, 1880, ГРМ).
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В построении пространства большую роль играет свет: темный на переднем плане луг постепенно светлеет и как бы на самой высокой ноте сталкивается на горизонте с темным небом, которое, наоборот, высветляется к переднему плану.
Петербург жил открытием выставки. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Успех картины превзошел все ожидания. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника.
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Наиболее вероятная дата рождения Архипа Куинджи – 27 января 1842 года.
Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Крым», «Морской берег. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики.
Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Художник много путешествовал. Сын сапожника, художник самоучка. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
Многие исследователи (в частности, В. Манин), опираясь на воспоминания И. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Однако художник вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Как и ранее, увиденные полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось.
В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).