Cosmokolob – Cosmokolob-Солнце Бога ОтцаЭль Греко (El Greco)Правовые консультации по делам, связанным сСнятие пятой печати.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Апокалиптичная. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Вокруг глаз фосфоресцирующие круги, придающие взгляду особенную глубину.
А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. Между тем уникальность его творческой манеры выросла и сложилась – это хорошо показывает его живопись – именно на скорее всего внесознательном стремлении совместить, синтезировать освоенные им противоположные художественные традиции, включая, кстати и некоторые изобразительные приёмы Микеланджело и экзальтированный мистицизм своих испанских предшественников в живописи. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары. В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Одна из таких, редко припоминаемых живописцами тем, является Снятие пятой печати.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Слава Богу, что так. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
По словам Дж. На эту операцию может потребоваться несколько секунд. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Всё остальное – космологическая тревога и смятение.
Вопрос о наличии у Эль Греко прогрессирующего астигматизма по-прежнему остается открытым для дискуссий128. Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Как это возможно. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Доменикос Теотокопулус (именно таким было настоящее имя Эль Греко) родился на Крите в 1541 году, затем переехал в Италию, потом— в Мадрид, пока не остановился в Толедо, где и жил до своей смерти в 1614 году.
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО. Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614). И пытался ли сделать это Эль Греко. А вот в XVII веке люди вообще ни о чем, кроме смерти, толком и не думали. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы.
Стал узнаваем. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. На илл 238 показана одна из самых поразительных его картин.
Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Ильдефонсо4. Все начинаем сначала. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля.
В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Вряд ли вообще думал о чём-то. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». И выражен он только и исключительно живописными средствами.
Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко66. Иисусом Христом пятой из семи печатей.
Уже отчетливо видны контуры стен, мелкие трещины на них, камни на полу. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Они укутываются или наоборот, сбрасывают с себя покрывало. c.
Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо. Оно имеет треугольные очертания. i. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. На огромном полотне в бездонном пустом пространстве.
Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина испанского живописца. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Слева группа из четырех фигур (вероятно, две мужские и две женские) написана на фоне желтого полотна.
С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»).
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Тело начинает слегка раскачиваться.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Вернее так называлась серия работ, написанная художников для храма. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5. Чувствовался поток какой-то информации, впивающейся в тебя.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Вдруг именно вдруг иначе не скажешь, передо мгой возникает из тьмы огромная золотая, – это чувствуется на расстоянии, что она именно настоящая, золотая – массивная, украшенная каким-то чудным орнаментом из виноградных листьев и лоз, рама, заключающая в себе НИЧТО. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Свеча горит. Откровение 6:9-17. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Почему так произошло. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли.
Франциск Ассизский. Это очевидно, хотя сам великий испанец относился к живописи Микеланджело скептически, что тоже понятно. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». l.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. И даны были каждому из них одежды б Почему я решила, что пятая печать уже снята. По рождению (т. Глаза начинают различать какое-то странное красноватое свечение, возникающее из ниоткуда. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса.
Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Черными силуэтами на фоне красного свечения выделяются фигуры стоящих. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
И возникает лицо. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Создается впечатление, что краски на картине светятся. 224 x 194 см Metropolitan Museum of Art, New York, USA Поздние работы Эль Греко, такие как «Снятие пятой печати» и «Лаокоон», в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, переносит в мир мистических видений, не были поняты современниками. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Картина, о которой мы говорим, относится к расцвету творчества в Испании.
Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Однако вряд ли это справедливо. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Драматичный и экспрессионистский стиль Эль Греко приводил в смущение современников, однако получил признание в XX столетии.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Что, вобщем-то, справедливо.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Во взгляде улавливается даже какой-то интерес ко всему происходящему.
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Да его никто в этом и не обвинял. Последние полтора месяца мы живем в ожидании конца света. Как совместить в одном творческом сознании эти противоположные по сути своей художественные тенденции.
В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Маврикия», 1580—1582, Эскориал «Погребение графа Оргаса», 1586—88, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590—95, Музей искусств, Кливленд). Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Описывать этот второй эксперимент не буду, он повторил первый. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами.
На грандиозном полотне в бездонном пространстве, в вихре светлых облаков мы видим мечущиеся, оконтуренные волнистой линией обретающие новую плоть души, которые словно колеблются при движении ветра. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.
В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Мария посмертно забирается в теле на небо из его золотистых глубин к ней опять слетает всё тот же белый голубь – Дух Святой – радость и ликование. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. В молодости Греко писал иконы на Крите. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
Из глубины этого НИЧТО начинает выплывать чей-то образ. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. И как. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. В глазах появляется веселая искорка. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Тому есть несколько причин.
Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). Эль Греко сделал Толедо своим домом. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». «Снятие пятой печати» или «Видение Святого Иоанна Богослова» (1608-1614) Холст, масло. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. После летней поездки в Испанию специально к Эль Греко эта двойственность почти полностью снялась, разрешилась на эстетическом уровне. При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества.
Маврикия». Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». На этот раз ставим двух наблюдателей, прежнего и меня. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Звучность и красота красок превосходит возможности масляной живописи.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Оно становится ярче.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
В период 1570-х гг король Испании Филипп II строил монастырь-дворец Эскориал и, подыскивая мастеров для работы над внутренним убранством, столкнулся с немалыми трудностями. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Был достигнут консенсус в отношении того, что триптих действительно был ранней работой Эль Греко и вот таким образом публикация Паллучини стала критерием для атрибуции работ художника108. Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули.
Все это длится секунды, а может быть и вечность, но отпечаталось в мозгу очень четко. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Он всё умел. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах.
А прорывались тревога и предупреждение.
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т. е. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Эль Греко. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Стены постепенно теряют твердость, как бы растворяются. Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Он становится все отчетливей.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Информация о картине, описание, где находится, другие картины художника. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Рот правильного очертания.
Он при жизни славился филантропией и благочестием. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Страха нет, есть все возрастающий интерес. Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом.
В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Ловлю себя на том, что уже громким голосом повторяю за читающим древний текст. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Исследователи творчества Эль Греко особенно подчёркивают влияние на него Тинторетто и Микеланджело. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. В них, пишет исследователь творчества Эль Греко, «живопись теряет свою материальность, плотность красочного слоя кажется, что некоторые картины написаны окрашенным светом.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, ведущие к концу света. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». Решили начинать. Оба мира разделены очень чётко. На губах легкая усмешка. Согласно Пачеко, беспокойность, неистовость и иногда кажущаяся небрежность манеры Эль Греко были связаны с обдуманными усилиями достичь свободы стиля50.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Работы шли нарасхват. Эль Греко удалось отобразить мистическое видение Апокалипсиса в цвете, свете и движении.
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Маврикия». Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Именно НИЧТО, сверхТьму и сверхПустоту. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. При этом он был человеком Ренессанса.
Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Ихотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Ивновь фигура Христа здесь— центральная. e. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Добавлю только одно.
И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. Голос читающего текст строг и монотонен. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. f. Августин и св. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы. А данный фрагмент, который считают незаконченным, получил название Снятие пятой печати.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. И совсем я не страшный. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Они просто доставляют высочайшее эстетическое наслаждение, втягивая сознание сначала в образный мир созерцаемой картины, а затем и куда-то за него в пространства высокой радости и духовного ликования. Вокруг мрак, но страха никто не испытывает.
Великий испанский художник, архитектор и скульптор. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля.
Вот таким образом в этих полотнах явно земные и материальные по евангельскому сюжету фигуры Марии, Иисуса, Иоанна Крестителя, учеников Христа, пастухов имеют такую же живописную плотность, фактуру, деформированность тел, подвижность, как и небесные чины, музицирующие ангелы, сам Бог-Отец. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно.
О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего неизвестно. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Эль Греко послал свое предупреждение в будущее. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Все выражение лица как бы говорит: Ну, вот он – я. Хотели видеть, смотрите.
Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Эль Греко вроде бы опирается на опыт ренессансных мастеров в изображении человеческих фигур, пейзажа, нематериальных предметов, облаков и т. п., но столь сильно трансформирует, деформирует, динамизирует формы и цветовые отношения, что его евангельские события как бы переносятся с земли совсем в особые, лично его пространственно-временные измерения, где в конечном счёте на зрителя работает не столько изображение события, не его репрезентация, сколько способ и характер цвето-формного выражения. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. К 1943 году Поллок выполнил шестьдесят рисунков работ Эль Греко, а в его библиотеке имелось три книги, посвященные критскому мастеру101.
Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Не осталось унего иучеников. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. Вдруг все же что-то нетак было, вдруг померещилось наблюдавшему со стороны.
Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Апоколиптическое полотно «Снятие пятой печати» было заказано художнику в 1608 году для госпиталя Сан Хуан де Баутиста (госпиталя Тавера) в Толедо. Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. Сейчас он находится вТоледо.
«Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало. И нужно ли. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд.
Никос Хаджиниколау высказывает точку зрения, что «с 1570 года работы Эль Греко принадлежат не византийской или пост-византийской традиции, но западной-европейской. Город оказал на него огромное воздействие. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах.
Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина испанского живописца. Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Именно изображение земной материи – человеческих тел и вещей – влекло тех же венецианцев и позволило им выработать потрясающий живописный язык. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Глаза, горящие каким-то внутренним огнем. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Делаем небольшой перерыв, совещаемся и решаем провести контрольный опыт. Картин используютcя натуральные экологичные материалы класса Premium.
Вытянутые обнаженные фигуры мечутся, словно язычки пламени. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79.