На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Орнамент выполняется только серебряными нитями. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования. Римский-Корсаков.
Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Гнесин писал с огорчением: «Когда я однажды попал в театр на Садко с ее участием, я не мог не огорчиться какойто ее незаметностью в спектакле. Там писатель и придумал новый сюжет для известной всем сказки.
Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». В 1873 году писатель Александр Островский создал пьесу «Снегурочка» и стали называть его отцом новой главной героини новогоднего праздника. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. С Врубелем диспозиция была иная. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Савву похоронили на Байковой горе. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Михаил строил планы. Врубель охотно принял вызов. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Хмель у меня тут же прошел: «И. » — «Но уже почти девять было. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
И. Забелы-Врубель исполнявшей партию снегурочки в одноимённой опере Римского-Корсакова. Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы.
Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
«Уже самый вход обещал нечто фантастическое своими коридорами, двориками, нигде, кроме Рима, невиданными дрянными дверьми, неожиданно открывавшими прекрасные картинки неба, апельсиновых садов, холмов и стен, украшенных плющом, розами и просушиваемым после стирки бельем. – Однако опасения оказались преувеличенными. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони.
Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно «Снегурочка», написанное в 1895г (рис. 2).
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается.
С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Кирилле», «Св. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Парча на шубке расшита удивительным образом. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании.
Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Конфликт разгорелся из-за Морелли. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Она одета только в белые одежды. Представители рода Врубелей (от польск. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). Взял в руки металлический столбик от ограждения и как рубанет. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
— «Дежурила, ой дежурила». Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси. Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Мишино отношение лучше к искусству, чем мое.
Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. И всё шло хорошо. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Причем весенний восход.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен. Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки». Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В Италии ему уже не сиделось. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода.
В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. М. Ф. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр.
«Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре.
В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада.
Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. У Рериха можно так сказать совсем иная подача. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылка ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н.
Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель.
Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Оба мы все так же мучимы искусствами. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту принцессы. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра 18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью, костюмом, манерой держаться Уже репетиции Онегина сказали об удельном весе Татьяны – Забелы.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Темп существования переменился. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть закон древнерусской красоты. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Это самое начало весны. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Между ними драпировки красивых материй, ковры, старинное оружие, характерные костюмы, полки с художественной посудой. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. И он пошел со мной до выхода. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму».
На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
(Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Знал, видел, понимал, а все-таки позволил себе вышучивать и полотна художника и вкусы его поклонниц.
Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь).
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени.
Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Соответственно, первым делом посещение Национального музея керамики в Неаполе, богатейшего собрания художественной глины, от античных терракот до модного фарфора. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Грезился простор. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Здесь у нее как раз такое выражение лица, какое, видимо, особенно нравилось Врубелю и его он запечатлел на картине изображающей девочку в заснеженном лесу, — глаза как бы не разбуженные для жизни, дремотная томная полуулыбка. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. Но разве от этого они менее прекрасны.
Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться».
«А вы не дежурили тогда, когда это всё случилось. » — без надежды спросил я бабульку. Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания. Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней.
Когда всё только- только просыпается. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». «Их работы нельзя отличить от древнеитальянских, — пишет Елизавета Григорьевна после знакомства с продукцией римской ремесленной школой керамики. — Они строго держатся этого стиля и разрабатывают его.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички.
В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь.
В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский. Работа не привела к улучшению. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Противно даже опровергать. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». И занавесочка.
По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ». Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Я показала, подвела.
Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное». Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81.
Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Какая дивная, тонкая изящная музыка. Только спустя пять лет Римский-Корсаков вновь прочитал «Снегурочку» и ему немедленно захотелось написать музыку к этой душевной пьесе к необыкновенно трогательному образу Снегурочки. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти.
Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Спрашивает: а где тут у вас картина «Иван Грозный убивает своего сына». Через несколько дней он полностью ослеп155.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Это заявление можно оспорить. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Характерно, что окружающие его цветы— это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород. Он один в зале остался.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился.
Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Врубеля не тянуло улыбнуться.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. Тут же совсем другая история. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5).
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать.
А сам кричит: «Это мне Путин приказал, Путин приказал. » Тут моя напарница подбежала, вцепилась в него А потом и охрана пришла, скрутила. Сильное, грозное произведение.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Врубель начал трудиться у Риццони. Дельно прозвучало недавнее предложение известного искусствоведа рассматривать искусство Семирадского в сфере искусства сугубо декоративного.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. А он так не спеша вынул телефон и медленно-медленно стал снимать. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Родилась она в имении Щелыково Костромской области.
Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Прошение было удовлетворено157. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Индивидуальные подходы не обсуждались. Вы уж идите, — сказала я ему, нельзя здесь больше, а то охрану позову.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Вдруг резко развернулся (а сам такой жилистый, небольшого росточка) и как побежит к картине. С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю. А время-то уже без пяти, на выход пора. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.