Врубель – живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый длинный сарафан, повязку на волосах (летний образ) светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.
Несколько мягких и широких диванов, расставленных по мастерской, напоминают о художественной лени. И. Забелы-Врубель исполнявшей партию снегурочки в одноимённой опере Римского-Корсакова. 13. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы.
Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Снегурочка с ним не живет. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов.
Врубель начинал с прокладки основных пятен – от темных к светлым. Если в киевских вещах цветовое решение уподоблялось россыпи сверкающих самоцветов («Девочка на фоне персидского ковра», «Восточная сказка»), если в произведениях начала 90-х годов цвет как бы несколько тяжелеет, уплотняется, то теперь появляются волшебные, трепетные, не яркие, а словно бы затаенные переливы светлых тонов радужного спектра.
Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. В этом опаловом или перламутровом ключе написаны прекрасные большие акварели «Тридцать три богатыря», «Морская Царевна» изменчивые фантастические тона, то вспыхивающие, то гаснущие, царят в окраске майоликовых скульптур Врубеля, которыми он особенно много занимался в 1898 – 1899 годах и теперь они изображали Морскую Царевну, Снегурочку, Леля, Купаву, Садко, Весну, сказочного царя Берендея, которого Врубель сделал похожим на Римского-Корсакова.
Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. 4, рис.
1. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). – Однако опасения оказались преувеличенными. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками.
В 1873 году писатель Александр Островский создал пьесу «Снегурочка» и стали называть его отцом новой главной героини новогоднего праздника. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Он сам пишет о том, что «великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов» Н. К. Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов – и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Исследователь также связывает эту цветовую гамму с музыкой Римского-Корсакова, где, «как в чистых водах Светлого Яра, в час, когда над ними занимается утренний рассвет, царят покойно-лучезарные, холодно-ясные переливы опала».
(Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. Михаил строил планы. Подобные эксперименты Врубель называл поисками «техники», но в этом понятии сосредоточено не просто высокое умение. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». У Рериха можно так сказать совсем иная подача.
В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное». Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается.
Вероятно и то и другое и третье. И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. 4. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви.
11. Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Известно, что при первом прочтении драматическая сказка, написанная Островским, не вдохновила композитора. Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами.
Вся деятельность художников абрамцевского круга направлялась на возрождение русской национальной старины – искали «неорусского» стиля в архитектуре, строили церковку, «избушку на курьих ножках», «теремок», в мебели и резьбе по дереву использовали образцы крестьянского искусства, Е. Д. Поленова делала иллюстрации к русским сказкам. Интерес Римского-Корсакова к русской старине менее всего этнографический. М. Ф. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси.
И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Чувство самоценной красоты цвета было у него в высочайшей степени развито.
В чтении она тогда мне мало понравилась царство берендеев мне показалось странным. ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Музыка Римского-Корсакова стала счастливым поворотом в творческой судьбе художника. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму».
В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков рассказал, как он пришел к «Снегурочке» – опере на слова «весенней сказки» А. Н. Островского. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. У многих это даже и не было чем-то осознанным, а как бы естественно происходило. 17. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. Волшебная техника Врубеля давала возможность воплотить его видение Природы.
Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой. 910. А еще немного открыток или иллюстраций.
Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Почему. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. В музыке Корсакова, в голосе Забелы он услышал наконец отчетливо «интимную национальную ноту», «музыку цельного человека». С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю.
8. Иногда оставлял часть листа нетронутым. В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Противно даже опровергать. Но разве от этого они менее прекрасны.
Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами. 2).
Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь). Какая дивная, тонкая изящная музыка. Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться». Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п.
Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине».
6. Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылка ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг.
В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». Этот номер требует довольно исключительных голосовых средств и едва ли у многих певиц найдется в самом высоком регистре такое прелестное мецца воче, каким щеголяет Забела. Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы.
В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli». Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно «Снегурочка», написанное в 1895г (рис. 2).
Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше.
16. Писались посвященные ему ехидные стишки на тему злоупотребления алкоголем и прочих сомнительных эскапад. В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. Врубель начал трудиться у Риццони.
Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 7. Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит. Какой другой художник, абсолютно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами. » А. П. Иванов: «У Врубеля, прежде всего, поражает абсолютно особенное понимание формы предметов поверхности их ограничивающие изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов». Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса.
А где же. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней. Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения.
Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. А лучшей исполнительницей этой оперной партии признавал Надежду Ивановну Забелу-Врубель, которая, как слышно из самой фамилии, была женой художника Врубеля – человека, сумевшего запечатлеть даже самого Демона. Грезился простор. Забела называет их перламутровыми, А. П. Иванов – опаловыми: «Лучезарный родник светлых, прозрачных ликующих тонов, лазоревых и зеленых, ясную свежесть которых не нарушают даже перемежающиеся розоватые оттенки». И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела.
Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть.
В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Конфликт разгорелся из-за Морелли.
Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями. На звание родового гнезда дочери Мороза и Весны претендуют два места. "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию.
Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Что же это – морская царевна из русских сказок или образ, навеянный музыкой «Садко» или портрет Забелы в роли Волховы. 5.
14. Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. 12. Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов).
Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания. С музыкой было тесно связано его творчество. По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ». Он влюблен в сказку, а не в историческую быль.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха.
18. Мишино отношение лучше к искусству, чем мое. Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». 2.
Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Темп существования переменился. 3. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души.
Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. 15. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. Он сочинял для нее платья — необыкновенные платья из нескольких чехлов прозрачной материи разных цветов, так что пунцовое сквозило через черное и строго следил, чтобы портниха шила точно по его эскизу. Кроме фольклора, они перекликаются с музыкальными, театральными впечатлениями.
Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Индивидуальные подходы не обсуждались. Орнамент выполняется только серебряными нитями.
Композитор Римский-Корсаков написал много опер на сказочные сюжеты, но «Снегурочку» считал самой удачной. Замечание несправедливое (так как всю жизнь Врубель созерцал живую природу и живых людей), но и не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Или захватил меня в свое течение натурализм Мусоргского. В Италии ему уже не сиделось. Только спустя пять лет Римский-Корсаков вновь прочитал «Снегурочку» и ему немедленно захотелось написать музыку к этой душевной пьесе к необыкновенно трогательному образу Снегурочки. Внешний облик ее, да и пение были для меня обаятельны попрежнему и все же это была по сравнению с прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только напоминающая картину, написанную масляными красками.
В зиму 1879/80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту.
Гнесин писал с огорчением: «Когда я однажды попал в театр на Садко с ее участием, я не мог не огорчиться какойто ее незаметностью в спектакле. 19. «Я благодаря Вашему доброму влиянию, - писал Врубель композитору, - решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Но разве от этого они менее прекрасны. Его «Морская царевна» навеяна музыкой «Садко», в портрете Забелы в роли Волховы слились воедино впечатления от сказок, музыки и художнического проникновения в удивительные формы и цвета растений. 5). «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем».
Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы и родина Снегурочки.
Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась. Она одета только в белые одежды. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Так, В. Васнецов без сожаления расстался с бытовым жанром, с которого начинал и стал писать своих витязей, Аленушек, Иванов-царевичей – они были первыми ласточками «русского сказочного рода» в живописи. Его эскизы костюмов к опере Римского-Корсакова – это тоже портреты жены и каждая перемена оттенка – ещё одна попытка поймать зыбкий исчезающий отблеск красоты. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть.
В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. И всё шло хорошо. На почве сказаний, былин и песен, народных орнаментов создавал свои картины Врубель. Врубель охотно принял вызов. Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский.
«В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. С Врубелем диспозиция была иная. Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Снегурочка не боится холода и мороза, так как она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами.
Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Это самое начало весны. Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен.
Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования. Родилась она в имении Щелыково Костромской области.
Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. Оба мы все так же мучимы искусствами. Римский-Корсаков. Словом – чудная поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления.
В образе Снегурочки, В. М. Васнецов воплотил свое понимание женской красоты, которое неразрывно с глубиной русской души и чистотой ее образа. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности. Парча на шубке расшита удивительным образом.
Это заявление можно оспорить. Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. Так создавал свои картины-сказки и Врубель.
В самом деле: внимательный зритель заметит новые особенности в колорите картин Врубеля (не говоря уже о сюжетах), написанных в те годы. Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин.
Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить. Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее».
На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве. Стихийного, отдельного от формы цвета у Врубеля не было. Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы.
Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Когда всё только- только просыпается. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. У Врубеля цвет подчинен рисунку.
Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Врубеля не тянуло улыбнуться. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения.
Причем весенний восход. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Тут же совсем другая история. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр.
Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. Там писатель и придумал новый сюжет для известной всем сказки. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха.
описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель. Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки». Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада. Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии.
Помимо фольклорной основы, они открыто связаны с музыкальными, театральными впечатлениями. Влияние музыки, литературы и театра на живопись Врубеля велико.