Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета». После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане и в настоящее время она защищена пуленепробиваемымакриловым стеклом. Скульптура Моисея занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. "пьета" и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В. Н.
Piet – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров. Самые известные скульптуры: Вакх, Скорбящая Мадонна, Пьета с Никодимом.
Сегодня речь пойдет о Микеланджело и его ранних скульптурных работах, среди которых Пьета и Давид.
Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы.
Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Согласно контракту работа должна была быть закончена в течение одного года. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура.
И происходит это, несмотря на сотни лет, восставшие между человеком, лицезреющим скульптуру и ее зарождением в воображении мастера. Однако, увидев завершенной творение кардинал был так потрясен, что объявил «все пункты договоры соблюдены». Несколько осколков найти не удалось. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
Второй вариант включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе гробницы. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния».
Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Существует версия, что однажды придя полюбоваться творением своих рук, Буонарроти услышал разговор двух незнакомцев. (Имеются в виду персонажи евангельской истории, которые присутствуют в остальных сюжетах погребального цикла). Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии.
Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. ". Решение было принято в пользу полного восстановления.
Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Большая часть тех работ, которые впоследствии подкрепят славу великого матера, еще даже не созданы. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Классическим и непревзойденным образцом «Пьеты» стала скульптурная группа Микеланджело. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Слишком объемным оказался труд, который нужно было приложить к скульптуре.
К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Случилось это в 1972 году. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу.
Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Эта надпись была неслучайной. Имелись также и другие небольшие повреждения. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина.
Имелись также и другие небольшие повреждения. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).
После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. «Оплакивание Христа» – единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Но кто он. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура.
За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Гипсовые слепки статуи стали использоваться в качестве учебного пособия начинающими мастерами. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. «Пьета», правда, была завершена не через год, а через два.
Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Мотив этой скульптурной группы исходил из давних традиций готического искусства. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора.
Микеланджело в своей работе решительно отошел от привычных установок. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Ее сын божественный Иисус мертв. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Был сколот нос.
Правда потом он сильно жалел о сделанном и больше ни одно из своих творений не подписывал. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке.
Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты.
Другой инцидент связан с подписью скульптора. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Его изготовил Франческо Борромини. Согласно контракту, который скульптор заключил с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком, работа должна была быть закончена за год и оплачена суммой в 450 дукатов. Однако работал Микеланджело около двух лет. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Возрождение.
Ему было важно услышать мнение других. Безусловно, Микеланджело – выдающийся скульптор всех времен, даже в его незавершенной скульптуре чувствуется мощь, одухотворяющая душу любого православного человека.
Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Сам он очень полюбил «Пьету» и нередко приходил полюбоваться на нее. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело.
Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Девы Марии при этом не было.
Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Его сняли с креста, перенесли к гробнице.
Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Главное отличие «Пьеты» от сцены оплакивания Христа Его близкими в том, что здесь Он изображен на коленях скорбящей о Нем Девы Марии (и только ее) – остальные персонажи на картинах и скульптурах должны отсутствовать, чтобы сюжет по праву именовался «Пьета». В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями.
Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было всего 24 года. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Но Микеланджело уже стал знаменит. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация, которая продолжалась пять лет. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Все считали, что это дело рук прославленного мастера.
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Галерея Уффици. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Слегка склонена голова Богородицы. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров.
В1568г. Диаметр 120 см. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана.
Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Дерево, масло. Этот проект существовал в нескольких вариантах. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи.
Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Флоренция. Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил».
Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил».
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна.
По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Почему. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Италия. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Но однажды молодой итальянец услышал разговор, в котором собеседники автором его творения ошибочно называли другого скульптора – миланца Гоббо. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. В порыве ярости Микеланджело высек на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи, следующие слова: «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».