Архитектура и скульптура древнего Междуречья поражают своей широтой и красотой.
На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Появляются и первые многофигурные композиции.
По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Разрушались дворцы, храмы, города.
В аккадском варианте эти боги имели имена: Инанна — Иштар, Нанна — Син, Уту — Шамаш. Главная задача художника – показать баснословную роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных украшений. Assyrien und Babylonien. Рельефы сохранили изображения этих башен.
Круглая скульптура играла в ассирийском искусстве незначительную роль. Впоследствии государства сменяли друг друга на территории Двуречья. Hа внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни.
После этого кирпич снова обжигали. продолжавшаяся столетиями борьба за власть между отдельными правителями привела к объединению городов-государств.
Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Стены дворца имели до 5 м в высоту. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, религиозные и мифологические сюжеты. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. 2300 до н. э.
Здесь строили не только храмы, но и дворцовые комплексы, крепости. Междуречье заселяли шумеры – умелые земледельцы изобретатели гончарного круга (ок. Подобные башни возводились не только в Вавилоне. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. приложение 1, рисунок 18). (См.
Вавилон был разрушен иранскими племенами касситов. При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. По предположению, это покровительница города богиня Инанна (начало III тысячелетия до н. э. ). Сами эти ворота были своеобразным тоннелем длиной от 30 до 40 метров с высокими сторожевыми башнями в начале и в конце. Небашнеобразная часть храма представляла собой в плане прямоугольное здание, средняя часть которого обычно была занята «святым святых» — местом, где находился престол божества, тогда как кругом располагались помещения, служившие для местопребывания и для жилья жрецов, а также кладовые храма. Позднее «геральдическая» композиция сделалась характерной для искусства всей Передней Азии. Эти работы имели плоскую заднюю сторону и располагались вдоль стен.
Правитель Лагаша Гудеа, сумевший сохранить некоторую самостоятельность, прославился своей строительной деятельностью и заботой о восстановлении древних сооружений. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества.
Смысл данного произведения искусства заключался в том, что скульптура должна была иметь ритуальный характер (молиться за своего заказчика). Этот вид искусства являлся специфическим для данного региона. Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Чтобы их раскрасить использовали ограниченную гамму чистых и ровных тонов.
Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. Для них характерна особая физическая мощь, проработка мощной мускулатуры. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Использовался приём-изображение пяти ног, чтобы можно было видеть «стража» ворот одновременно и в покое и в движении. В качестве несущих опор использовались колонны с каменными базами и деревянными стволами. до н. э. ).
Он овладел Нововавилонским царством, всем его богатством, включая уникальные древние скульптуры. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.
(См. Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Таким образом создавалась иллюзия движения навстречу зрителю. В последствии правителями стали считать царей. до н. э. ), Нововавилонского царства (VII-VI вв.
Их террасы, по одной из версий, окрашивались в символические цвета планет: черный (Сатурн или Нинурта), белый (Меркурий или Набу), пурпурный (Венера или Иштар), синий (Юпитер или Мардук), ярко-красный (Марс или Нергал), серебряный (Луна или Син) и золотой (Солнце или Шамаш). Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. Вавилонское (точнее — древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. 2 B-de. На спине или на плече такой небольшой скульптуры обязательно было выбито имя заказчика.
Часть А, может быть, была занята помещением для войск охраны или залами для аудиенций или, быть может, тут располагались покои для почетных гостей. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата. ) Допустим, что враг преодолел и первую и вторую и третью линии стен. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре.
Многими поколениями строителей городов Ассирии и Вавилонии были решены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного здания города (в виде зиккурата) использование колористики (цветов и их сочетаний) как одного из композиционных средств при формировании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое.
Затем таблички обжигали. приложение1, рисунок 5) амулеты (обереги) (см. (см приложение1, рисунок 8). Энлиль – бог плодородия.
Керамика получает развитие со времени оседлости. Город и земля вокруг него принадлежали богу, от имени которого правил царь-жрец. Центральное помещение не имело крыши, являясь открытым двором. все Двуречье объединилось под властью царей города Аккада.
Ассирийская империяВавилония (Вавилонское царство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. В лицах этих статуй нет индивидуального портретного сходства. Речь идет о находящихся в парках и скверах скульптурах, в которых советские скульпторы стремились показать физические возможности строителя коммунизма, не отражая в произведениях духовное состояние «объекта». По описаниям древних авторов и по книге Р. Кольдевея «Воскресший Вавилон» теперь уже можно представить город времен Навуходоносора.
В шумерском мифе о сотворении мира бог Ан упоминается вместе со своей женой Ки (Земля). Большое развитие получила литература, которая была весьма богата разнообразными жанрами.
до н. э. ). Первые письменные документы принадлежат шумерам. В области художественного ремесла в этот период развития культуры древнего Шумера наблюдаются значительные достижения, развивающие традиции времени Урука— Джемдет-Насра. Со своей супругой Нингаль он родил сына — бога Солнца — Уту. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 6543м. Значительно увеличило производительность труда изобретение форм из обожженной глины, позволившее отливать изделия по шаблонам, сериями.
От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Применение асфальта разнообразно: он зачастую даже заменял камень. Здесь же вокруг него совершались важные обряды (посев, сбор урожая).
У этих древних скульптур были наголо выбритые головы или головы со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. Они стоят прямо, во весь рост и сложили на груди свои руки. Для защиты от злых духов употреблялись (См. Так возникли первые, лепившиеся сначала в ручную кирпичи. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками.
Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 дон. э. ). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот. Для таких случаев в Месопотамии использовали не лодки, а надутые воздухом овечьи бурдюки, на которых воины плавали, как на спасательных кругах.
Эти сооружения до настоящего времени не сохранились. Тематика настенных росписей – культовые сцены. И в то же время поражает холодная жестокость в изображениях сцен пыток и казней. Аккадское государство подверглось завоеванию со стороны северного племени гуттиев.
Пять ног нужны для того, чтобы зритель воспринимал фигуру одновременно стоящей (вид спереди) и идущей (вид сбоку). Ок. Площадь храмовой земли была порой весьма значительной. Наверх подымаются по лестнице, которая обходит снаружи все башни. Их сушили на солнце и обжигали в печах, так что по прочности они не уступали камню. Ур, Лагаш, Урук были богатыми торговыми и культурными центрами. Сначала ему бы пришлось преодолеть широкий ров, в который были бы пущены воды Евфрата.
Может быть, террасы были и озеленены. Ведущим родом искусства в Ассирии была архитектура. 630 гг. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет — черный, красный или белый.
Особую роль играли храмы.
Еще одно важное сооружение – ворота богини Иштар. У вавилонян же можно засвидетельствовать наличие магических и гадательных обрядов. Предположительно она находилась где-то в Азии и располагалась близко к морю. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. В ней сочетаются изображения фигур людей и животных с орнаментальными мотивами.
У этих древних скульптур были наголо выбритые головы или головы со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. А поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни применяли и в ювелирном деле. А какие мускулы на руках и ногах царя, вельмож и его воинов. Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими так и не овладел. Мост этот тоже был одним из самых удивительных сооружений Древнего Вавилона.
Их приходилось привозить издалека и изделия из них были крайне дороги. На стеле изображена победа царя, расширившая пределы его государства. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире. ) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Принцип последовательного распределения рельефных изображений на плоскости, который сложился в Двуречье этого раннего периода, стал позднее господствующим в искусстве всей Передней Азии.
На рельефах изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни.
Только одна избранная женщина, готовая разделить с Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость». Bruno Meissner. Весьма искусно, – сообщается в «Википедии», – умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории – в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов – в погребальных сооружениях».
Это и есть вершина ассирийского искусства. То же можно сказать и о мелкой пластике и об изображениях на цилиндрических печатях. Для защиты от наводнений их возводили на высоких основаниях. В святилище на низких постаментах стояли статуи, вотивные приношения молящихся. В IV – I тыс.
А самое запоминающееся в них – это глаза. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. «Способ исполнения этих рельефов, – говорится в источнике, – был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне либо, наоборот, уходили немного вглубь фона Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа». Среди торговых документов встречаются путевые схемы и графики, своеобразные путеводители.
Прекрасным произведением аккадского искусства эпохи Саргонидов является известная «Стэла Нарамсина», на которой изображён аккадский царь Нарамсин, подымающийся на гору во главе отряда воинов. В 539 году до н. э. (лет за сто до Геродота) в один осенний день в него вступил персидский царь Кир — с большой армией и не без помощи местных предателей. В ней находилась золотая статуя Мардука.
В612 г. до н. э. К каждой комнате они пристраивают по совершенно темному помещению.
План лекции 1 Содержание понятия античность 2 Период греческой архаики Греческий храм архитектурный образ союза людей и богов 3 Период классики Парфенон образец высокой классики. Одна из древнейших мировых культур — культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской. Это легендарная башня, которой посвящено библейское предание книги Бытие (Быт.
Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, как шнур и вела сначала к воротам богини Иштар (мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата — к святилищу бога Мардука. Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура (2600 год дон. э. ) Он находился на искусственной платформе (площадь 32x25 м) из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Так возник культ сильной царской власти, дарованной богами. Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н. э. ).
Совершенство этих образов не удалось превзойти в позднейших рельефах. Архитектура и скульптура Месопотамии Культура и зодчество Междуречья. АССИРИЙЦЫ. Крылатый бык. Разговор об искусстве двух этих древних цивилизаций начнём с географии и истории. Эти знаки помимо декоративной выполняли еще и коммуникативную функцию: заменяли письмо.
А за этими стенами и башнями — еще более великолепные и высокие. Город был неприступной цитаделью. Таким образом история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами. Ассирия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Стела Нарам Суэна (внука Саргона Аккадского). В царских охотах и битвах замечательны изображения животных.
К этому времени относятся храмы, дворцы и другие здания, раскопанные в развалинах Ура, Эшнунны (Ашнуннака) и Описа (Хафаджи). глиняных табличек с клинописью. Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон Навуходоносора. в древнем Уре. Представитель государственной власти был первоначально также главой храмового жречества.
Все ворота носили имена почитаемых богов, от них начинались главные улицы города. Этот дворец занимал площадь свыше 2, 5 га, насчитывал более 260 помещений. Его поразили масштабы Этеменанки и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.
295 ff. Эта находка оказалась своего рода ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. Боги делились на две большие группы Игиги (надземные и земные) и Ануннаки (подземные). Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21м. Он осуществлял грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур. Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (в верхнем объёме находилось святилище).
Исключением из общего правила является мраморная скульптура женской головы из г. Урука.
Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Междуречье или Двуречье (греч. В вавилонском искусстве совсем не встречается погребальных сцен. Сохранились следующие слова Набополасара: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55см.
Но не только хорошее приписываюит ему. Храмы Двуречья по своим масштабам сравнимы с великими пирамидами долины Нила. Стены дворцов украшали плиты с выпуклыми изображениями людей, животных, растений и др. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт.
Сыном Энлиля считался бог Луны Нанна, покровитель пастухов. Можете записать свои размышления. 11:1-9).
В поисках бессмертия герой совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. В этом крылатом быке с человеческой головой соединены сила животного и разум человека. Храмы становились важнейшими хозяйственными центрами в городах Месопотамии. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792—1750 до н. э. ) сделал его столицей своего царства.
Здесь он построил дворец, посмотреть на который приезжали даже из соседних государств. Зиккураты шумеров были трехступенчатыми. Сплошные сырцовые террасы были разного цвета: опора, усеченная пирамида – черная (обмазка битумом предохраняла нижний ярус от наводнений), средний ярус – красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний – выбеленный. Надписи дают обильный материал для определения размеров и конструкции зиккуратов.
Гордая львиная ярость и бешеный конский бег. В XXIII в. до н. э. Гарем вернее всего помещался во внутренней части дворца — на месте, где теперь течет Тигр. Каждая ступень была окрашена в свой цвет и чем выше была ступень, тем ярче был цвет.
И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. до н. э. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Огромный холм его до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы его опирались на громадную усеченную пирамиду высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Город прозвали Вавилоном, т. е.
Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. С развитием политеистического культа встало на ноги жреческое сословие, торговлю двигали купцы и ремесленники, грамотой же ведали писцы. РАННЯЯ ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРАГлавными центрами шумерской культуры были города Ур, Лагаш, Киш и Урук (библейский Эрех), в которых начала появляться монументальная архитектура, представленная, в основном, культовыми сооружениями, посвященными богам Месопотамии – храмами.
Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий паломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире. Все персонажи били одинакового роста – только царя всегда изображали крупнее других. В середине святилища была выстроена башня, в ширину и в длину имевшая один стадий. Предполагают, что его носили в походе впереди войска, а может быть, над головой вождя.
В 90 км к югу от Багдада, близ современного города Хилла находятся развалины Вавилона. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти. Ворота Иштар были особенными, улица, проходившая через них являлась «Дорогой процессий», посвященной главному божеству Вавилона богу Мардуку. Обычно храм, если за ним хорошо смотрели, мог простоять 100—150 лет. Горы и деревья тоже изображались условно и симметрично. до н. э. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза.
Она шла вдоль стен цитадели к стенам храма Мардука. Следуя традициям Двуречья, в столице и в других городах возводились храмы богам с семиэтажными башнями — зиккуратами. В середине II тысячелетия до н. э.
Розовый песчаник. Рельефы вырезали на тонких каменных плитах, которыми облицовывали стены из кирпича. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Набополасар и Навуходоносор отстраивали ее заново. Это были условные изображения человека в молитвенной позе, с большими глазами, ушами и носами.
Жилось им все лучше и лучше и это ввело их в гордыню. Чаще всего изображались реальные и фантастические священные животные, растения, орнаменты. Ступени пирамиды раскрашивали в разные цвета (черный, синий, белый), символизирующие стихии природы. (см.
Постепенно сформировался государственный аппарат. Оба храма были прямоугольными в плане, со стенами, расчленёнными выступами и нишами, которые играли конструктивную и декоративную роль, как и массивные полуколонны вдоль стен «Красного» храма. На обороте бог Нингирсу держит сеть с захваченными пленными. В нижней части древней живописи Месопотамии изображали две богини, державшие в руках родниковые сосуды. Ок.
Розовый песчаник. до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. Еще в мое время можно было видеть этот четырехугольник в два стадия.
Вавилонские зиккураты были семиступенчатыми. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз.
Приблизительно к этому времени относятся различные художественные произведения, найденные при раскопках в Мари. На воротах, однако, не было изображений львов – зверей богини Иштар, эти вестники богини шествовали на стенах, окаймлявших «Дорогу процессий» до ворот. Защиту обитателей от палящего солнца довершает толстый земляной свод. Мост (такой же широкий, как и дорога Мардука) был выложен красным кирпичом, залитым асфальтом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить. Обожжённым кирпичом обычно облицовывали только нижнюю часть храмовых и дворцовых стен. Художественная ценность произведения не всегда определяется его соответствию «оригиналу», коим, в данном случае, является человек.
И она открыла ему ворота городских стен и главные ворота богини Иштар. Стены у пандусов были украшены штабом и зубцами. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Площади террас занимали сады с искусственным орошением.
Столь же примитивны и неподвижны изображения людей и животных на рельефах, как, например, на знаменитой «Стэле коршунов» Эаннатума. Фигуры статичны, сама техника изготовления рельефа грубее. Искусство отражало не реальность, а принятый канон, определенную традицию искусства. 2500 г. до н. э. ), сооруженная в честь победы над г. Уммой.
Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями. Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привилегии. Тыльная часть головы срезана и приспособлена для крепления на плоскости.
В Вавилоне существовала коллегия гадателей (бару), которые предсказывали будущее по полетам птиц, по форме масляных пятен на поверхности воды, но чаще всего – по внутренностям ритуально умерщвленных животных. Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н. э. ), подавившем восстание в подвластном ему городе. Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Тем не менее им удавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественных богов. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. Это были целые династии, которые передавали власть по наследству.
Оно считалось священным, ведь там лежал хлеб — основа жизни, а значит, должны были пребывать и благие божественные силы: «дух зерна» и прочие божества, от которых зависят жизнь и изобилие. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Благодаря им лицо кажется живым. Складывается впечатление, что вся загадочная и мудрая культура Древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз.
Египетский стиль в интерьере предполагает использование подобных рельефов. Это уже не схема, а произведение искусства. С конца 4-го тысячелетия до н. э. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д. ). Она состояла из семи разноцветных этажей.
Шумер и Аккад. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулубеев. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. Именно вот таким образом для ранней эпохи гораздо более характерен глубокий рельеф. Это приводило к образованию общин.
Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. И надо всем городом господствовала грозная цитадель — дворец царя. Рельефы располагались фризами. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. На этой деревянной основе техникой инкрустации по слою асфальта (раковинами— фигуры и лазуритом—фон) выложены сцены сражения и пира победителей.
Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.
Во 2-й пол. Они был не только местом, где поклонялись богам и совершалижертвоприношения. Здесь та же установившаяся уже построчность, повествовательность в расположении фигур, определённый шумерийский тип лиц и много деталей, документально рассказывающих о жизни шумерийцев того времени (одежда, вооружение, повозки). Мы не говорим о скульптурах В. Мухиной или скульптурной группе М. Манизера, украшающей станцию московского метрополитена «Площадь революции». В шумерских текстах упоминается загадочный остров Дильмун, а в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.
Это и есть вершина ассирийского искусства. Часто эти изображения схематизированы, как, например, на вазе Энтемены. Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона — Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Первоначально это было пиктографическое письмо. Фигуры характеризуются, главным образом, застывшими позами. В заклинаниях перечисляются их имена и «специальности».
Тип государства и общества определял особенности архитектурного стиля ассирийской империи. Мысль данного произведения была такова: царская власть и его деяния поддерживались богом.
Яства, побывавшие на столе у божества, отсылались царю. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. Они стоят прямо, во весь рост и сложили на груди свои руки. В мифе также объясняется причина создания человека и его назначение — служить богам". Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. И перед нами образ прекрасной и грозной богини. По Библии, эта башня осталась недостроенной. Туда допускались только посвященные жрецы. Месопотамия), т. е.
Ок. Это типичные образы шумерийцев с резко подчеркнутыми этническими чертами. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Около 2400 г. до н. э.
На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Различны были по своему режиму реки, питающие земли Двуречья.
Представление о нем может дать дворец царя Саргона II вДур-Шар-рукине (VIII в. до н. э. ). Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие, могущество власти. Стены одного были окрашены в белый цвет, а другого украшены геометрическим орнаментом из глиняных обожженных «гвоздей»— «зиггати» со шляпками, выкрашенными в красный, белый и черный цвета. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор и увлажняют землю испещренную каналами искусственного орошения. Через века до нас дошла слава о прекрасных «висячих садах Семирамиды» – одном из семи чудес света.
С середины весны до начала осени, эти обе реки разливались и несли мощные потоки воды прямо с гор, увлажняя плодородную почву, которая была испещрена каналами искусственного увлажнения.
И все-таки Вавилон пал. Население Двуречья приписывало происхождение ремесел богу вод и мудрости Эа. (См.
В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо. Центром города был храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Даруй вечную жизнь. ».
Не выполняла ли эту функцию галерея (рисунок 62). Зиккураты сооружали на высоких холмах (природного или искусственного происхождения). А самое запоминающееся в них – это глаза. до н. э., сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость». Глина широко использовалась и в гончарном деле.
Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). 800 г. до н. э. при Навуходоносоре II (604-562 гг. Вот таким образом первым строительным материалом здесь стали циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной (они использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связокфашин того же тростника), а также сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы, которые применялись для более ответственных сооружений.
Мыло еще не было изобретено для омовения и для стирки применяли мылящиеся растения, 92 золу, песок и Да и воду нельзя было расходовать бесхозяйственно на городских холмах было лишь немного колодцев, очень глубоких и носить воду приходилось издалека, с реки или канала Пить такую воду не рекомендовалось изза заразы пили главным образом сикеру kas, sika m, ячменный напиток вроде кваса или пива, от очень слабого до очень крепкого, а чистая и холодная вода была настоящим деликатесом Вот таким образом, насколько нам известно, омовение rimku m совершали только перед участием обряде 93 повидимому, ритуальное омовение могло совершаться совместно многими и вот таким образом не нагими, а под покрывалом Омовение также совершалось невестой перед брачной ночью 94 Кроме того, вероятно, мыли руки после жертвенной. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. Огромные, железные, пудовые.
Перед ним поверженный и молящий о пощаде враг. Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. А в изобразительном искусстве появилась большая раскованность и индивидуализация. Созданноеамореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Арахту и Апкаллату (западные ответвления Евфрата).
до н. э. ), Саргона II (722-705 гг. Heidelberg. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены погребениях Уре известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены. Не имели ли эти убежища форму коридоров и не находились ли они в толще самих стен.
Почему это сооружение принято считать шедевром зодчества и инженерного искусства. до и. э. ).
Вот таким образом древнейшие шумерийские статуи обычно изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. (См.
Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия — «сковорода») на левом берегу Евфрата. Позже при строительстве стали использовать глину, смешанную с соломой. Раньше жители Вавилона называли свой город «Вабили», что означало «Врата бога», но позже, греки переименовали его, а жители Ирака и ныне величают «Бабилоном». Умело переданы многие детали, хотя фигуры людей немного скованны и неуклюжи. Крепости напоминали месопотамские святилища — храмы. Своего наивысшего расцвета Вавилон достиг в VI веке до н. э.
Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. воинственными ассирийцами была создана могучая империя. Вот таким образом для неё было возведено строение, увитое зеленью.
Хафаджи Упи и его священный участок Священный участок Хафаджи, овальный по конфигурации, был обнесен двойной гладкой стеной табл 80, фиг 1 3 Центральная часть участка была наиболее высокой прямоугольный плане храм стоял на платформе Стены храма и платформа имели вертикальные членения из чередовавшихся выступов и ниш Единственный вход на священный участок вел по прямой оси через обе стены к подножию храмовой платформы, но лестница и вход храм размещались по другой. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровой высоты статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Считалось, что божество при этом освящает и благословляет город и округу. Произведений изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось мало.
Зиккурат – «дом горы» – это архитектурное сооружение в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которого помещалось святилище. «Трапезы» богов происходили утром и вечером. Туда допускались только посвященные жрецы.
Дворец был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Первые памятники монументального строительства из кирпича-сырца— два храма, воздвигнутые на искусственных террасах для защиты от почвенных вод, так называемые «Белый» и «Красный»— были открыты в городе Уруке (современное селение Варка). В 612 г. до н. э., завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала. Так сельская община пришла на смену родовой.
Знания в области математики поражают своей полнотой и точностью.
Такими качествами, по мнению источника, являются: «удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия.
Это были гении-хранители царя и его дома. Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак). Доступ в зал, где стояла статуя божества, был открыт только узкому кругу жрецов.
Причиной было полное отсутствие каких-либо зримых памятников архитектуры и искусства. Это сплошь прославление царя, его деяний. Замечательные произведения, дающие представление о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц»— захоронений правителей города XXVII—XXVI веков дон. э. В это святилище народ не имел доступа — здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, после нее не оставалось ничего. Сооружённые ими большие города имели часто регулярную сеть улиц и даже канализацию. Скульптура.
Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Также огромное развитие получила наука. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны спиралевидными завитками (волтами) капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше находился фриз (обрамляющая декоративная композиция) из бело-жёлтых пальметок (растительный орнамент) и бирюзово-голубых ромбов. Они были вытесаны из огромных глыб, скрепленных «железом и свинцом». Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.
Любой шумеро-аккадский и ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат — большой ступенчатый или башенный храм со святилищем на вершине, где человек «звезд небесных касался» и в которое «бог с небес вступал». И все-таки башня была разрушена.
Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры.
Раскопки показали, что жители селения ссыпали часть зерна (в амбар), создавая общий запас на случай какого-нибудь бедствия. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. 720 до н. э. Слухи.
Во 2-й пол. Процессии двигались по широким и длинным сходящимся лестницам. Товары перевозились на ослах, мулах, лошадях и верблюдах. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые («лазуритовые») цвета. При раскопках в Вавилоне Р. Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни.
Возможно, что рисунок из «зиггати» имитирует узор плетеных циновок, которые вешали на стены жилых построек. Здесь были обнаружены целые архитектурные комплексы, в состав которых наряду с дворцами, гробницами и храмами входили особые, типичные для древней Месопотамии храмовые ступенчатые башни – зиккураты (ziggurat – святая гора). Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона Эсагиле святилищу с высокой башней, посвященному богу Мардуку Эта дорога 24метровой ширины была ровной, как шнур и вела сначала к воротам богини Иштар мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями, а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата к святилищу бога Мардука Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами и во всю длину ее обрамляли красные кирпичные полосы Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами О Мардук О великий владыка Даруй вечную жизнь. По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья.
Во 2-й пол. Согласно верованиям демоны стояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Евфрат разделял его на две части и на каждом берегу возвышался величественный дворец.
Внутри стен находилось множество комнат, где жили священники и работники храма. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. 35 были выскоблены, очевидно, по приказу эламского правителя. Чем прославилась мудрая правительница царица Шаммурамат, знают немногие. Четвертое место занимала богиня Нинхурсаг, мать всего живого". Образцом печати этого периода является цилиндр-печать (Берлинский музей), принадлежавшая хранителю кладовых храма богини Инины, с очень тонко выполненным и мягко пластически проработанным изображением бородатого человека, который держит в руках ветви растения и фигурами стоящих справа и слева от него двух козлов, тянущихся к побегам. Сюжеты рельефов древнего Шумера, как правило или религиозно-культовые или военные.
В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Многие из них — даже в развалинах — поражают своими размерами и роскошью.
Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён).
Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. На земле Двуречья камень встречался редко. Например, на алебастровом сосуде из Урука (Багдад, Иракский музей) изображена низким рельефом с гравировкой торжественная процессия людей с дарами, приближающаяся к фигуре богини. Это выпуклые, округлые скульптурные изображения, вырезанные, как правило, на камне (печати, перстни, вазы, посуда, барельефы) изготовленные по канонам.
Характерные черты скульптур Древнего Египта, Месопотамии и Персии Об истории скульптуры. В 24 до возвысился город Аккад, объединивший под своей властью большую часть Двуречья. Позднее ее место заняла Инанна, любимица бога Анна.
Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на стеле сохранилось только 247 статей. Перед статуей божества ставили стол, затем подавали в чаше воду для омовения рук. Это были гении-хранители царя и его дома. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты.
Архитектура. Самым знаменитым произведением эпоса Междуречья является «Эпос о Гильгамеше», повествующий о дружбе и приключениях и имеющий глубокий философский смысл. Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют окаменевшим ужасом. Позже сцены на рельефах располагаются уже строго по поясам, раскрывая фазы какого-то общего сюжета.
Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. до н. э. ). В древности местные жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это название в Вавилон иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон».
Именно он определял религиозное мировоззрение человека Двуречья. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. Надо было стремиться к предотвращению подобного рода «неприятных случайностей», а этого можно было достигнуть, лишь улавливая производимый при подкопе шум.
3500 г. до н. э. ) и колесной повозки (ок. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. В середине III тыс. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий.
ста лет. Весьма часто это убежище делается в виде коридора, расположенного в массе стены.
Нижнее течение Тигра и Евфрата располагалось ближе к субтропикам. При осаде глинобитных укреплений часто практиковались подкопы. Кроме кирпича-сырца в строительстве стали уже применять и камень (например, «Красный» храм был возведен на каменном основании). И здесь художники Ассирии достигли подлинного мастерства. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздаяния почестей.
Стихия и бесконечные войны разрушали созданное человеком. Демология оставила после себя много: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах, вдохновлявшая инквизиторов на их дикие преследования «ведьм», восходит преимущественно к этим источникам. На территории Месопотамии возникает Вавилонское царство (II тыс.
Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времён составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Около 2100 г. до н. э. Такой дворец мог иметь около двухсот комнат, окружавших внутренние дворы. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». «Висячие сады Семирамиды».
Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым». Известняк. Складывается впечатление, что вся загадочная и мудрая культура Древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз.
Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. В целом можно сказать лишь о наиболее характерных внешних чертах месопотамского зодчества.
Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулу-беев. Висячие сады Семирамиды считается архитектурным шедевром Междуречья и является одним из семи чудес света См приложение 1, рисунок 14 Они были построены честь невесты царя Навуходоносора, которая очень грустила, переехав из зелёного края пустыню Вот таким образом для неё было возведено строение, увитое зеленью В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусовплатформ Их поддерживали колонны высотой до 25 метров Нижний ярус имел форму неправильного четырёхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42, наименьшая 34 Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Это духи земли, воздуха и воды, (См. Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге. Успешное развитие земледелия привело к появлению избыточного продукта и вслед за этим – к формированию групп людей, обладавших излишком свободного времени и потерявших со временем всякую связь с тяжелой работой в поле.
Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Однако самым популярным среди них был эпос. (I династия города Ура). О Мардук. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников мчащиеся по пустыне верблюды.
С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Ассирия просуществовала почти 2 тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. Именно шумеры стали основоположниками письменности страны.
(См. Жрецы и родовая аристократия представляли высший социальный слой. Существовал и ритуал жертвоприношений. Камень использовали в скульптуре. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н э. ), которая посвящена его победе над городом Уммой.
И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства. Храмы являлись средоточием знаний.
Так же поражает своей красотой древняя скульптура, состоящая из выразительной группы статуэток из мрамора Телль-Асмара, предположительно относящаяся к первой половине 3-го тысячелетия до н. э. Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. 3)композиция строится не как линейное повествование. В Месопотамии сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Дворец Зимри-ЛимаЗимри-Лим был царём Мари. приложение 1, рисунок 13).
Над входной дверью был помещён медный горельеф (Лондон, Британский музей), переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда, держащего в когтях двух оленей. Произведений изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось мало. Одним из немногих является стела законов Хаммурапи.
Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества. На цилиндрах-печатях вырезались отдельные человеческие фигуры, целые сцены из повседневной жизни (например изготовление сосудов) и фигуры, связанные с религиозными верованиями и сложившимся уже в это время народным эпосом (фигуры быко-человека, побеждающего двух львов).
до н. э. ) проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Шумеро-аккадская архитектура достигла своего расцвета в эпоху III династии Ура. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. Навуходоносор очень много строил в Вавилоне.
до н. э. – Вавилония. Помещения находились вокруг открытых дворов. Росписи Приемного зала разделены на пять расположенных друг над другом секций изображающих сцены религиозного характера. К началу VI в. до н. э. город сильно вырос. Правда и здесь мастер еще не отрывается от стены. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к началу июля воды его спадали.
У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Существовали также боги земные, подземные и надземные. 2300 до н. э.
Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Скотоводство, земледелие и строительство ирригационных сооружений (каналов, шлюзов, колодцев, водоподъемных устройств и плотин) требовало организационного сотрудничества больших групп людей. Телеги и повозки применялись для перевозки людей и больших и тяжелых предметов. В основном это были обсидиан, кремень, базальт, алебастр, мрамор, гранит.
Огромные, железные, пудовые. Строительная деятельность в Двуречье началась очень рано. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита. Каркас выполнялся из пучков тростниковых стеблей и покрывался циновками.
до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). Через 100 лет Вавилон захватили касситы (древние племена с Западного Ирана), которые образовали III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII-XII вв. На стеле изображена победа царя, расширившая пределы его государства.
Яркими примерами служат две небольшие статуи: найденная в аль-Убайде фигура начальника житниц города Урука по имени Курлиль (высота— 39 см Париж, Лувр) и фигура неизвестной женщины, происходящей из Лагаша (высота— 26, 5 см Париж, Лувр). В «Википедии» говорится об отличительных качествах египетских статуй фивского и саисского периодов. В Вавилоне и Ассирии всякий храм делится на две части: самый храм и зиккурат. Главную роль творца в шумерском варианте играл бог Энлиль, в аккадском — бог Мардук. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. В изобразительном искусстве важную роль играла пластика, рельеф, настенная живопись.
Геродот и Страбон дают нам описания, а обсерватория в Хорсабаде позволяет судить о деталях: это — пирамидообразное строение с квадратным основанием (рисунок 72). А щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дороги Мардука. Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Эти полосы отличались сочетанием геометрических и зооморфических фигур. Храмы посвящены главным божествам города— богу Ану и богине Инанне. С одной террасы на другую вели лестницы.
В период правления Навуходоносора (604-562 г. до н. э. )Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. Образцом такого стиля может служить и знаменитая «Стела корушнов» из г. Лагаша (ок. Это только лики-маски. до н. э.
Это уже не схема, а произведение искусства. Самым замечательным из скульптурных произведений периодов Урук и Джемдет-Наср является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Аккадское государство подверглось завоеванию со стороны рного племени гуттиев. Фигуры часто расположены в так называемых «геральдических» композициях, то есть таких композициях, в которых выделен центр с симметрично расположенными по его сторонам фигурами. Ок. Площади террас занимали сады с искусственным орошением.
1921—1925. 1 B. S. По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определённую цель.
В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. 250 башен защищали город имевший сто медных ворот и около 60 миль в окружности.
Божество «поглощало» пищу и напитки, лишь взирая на них трапеза совершалась за плотным занавесом, скрывавшим таинство от непосвящённых. Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. Художественнообразное восприятие через призму названных религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта.
Ступенчатый храм царя III династии Ура Ур-Намму. (серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены— Париж, Лувр печатях, посвятительных рельефах, например палетке, Дуду из Лагаша— Париж, Лувр) и была, по-видимому, эмблемой бога Нингирсу. до н. э. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену.
Перед ним – поверженный и молящий о пощаде враг. Рельеф состоял из нескольких ярусов. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний. Чтобы утешить её, Навуходоносор II и приказал возвести висячие сады. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников мчащиеся по пустыне верблюды.
Они создавались, как полагают, по специальным трафаретам. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз.
Его основой служили пять опор, которые сужались против течения. В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии. С IV тыс. Геродот (I, 181) дает следующее описание вавилонского зиккурата: «В другой части города находилось святилище Зевса — Бэла имевшее медные двери.
По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определённую цель. Художники были как бы не в силах оторваться от стены искали в ней опору. Стела была найдена в 1901 году французской археологической экспедицией в Сузах (столица Элама), ныне хранится в Лувре в Париже.
Ассирийский царь качестве жреца был или действующим лицом или объектом поклонения многочисленных и сложных ритуалах, де тально описанных некоторых текстах Его тщательно охраняли от болезней и особенно от вредных магических влияний, так как от его бла гополучия зависело процветание страны Вот таким образом ассирийские цари окружались толпой предсказателей и лекарей Все знамения рассмат ривались и истолковывались прежде всего связи с тем, какое влия ние они окажут на особу царя Существовали сложные ритуалы они помогали отвести от царя предсказанное. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Допустим, это удалось.
По свидетельству Геродота на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Один из двух дворцов был цитаделью, а другой — местом пребывания царей.
Так называемый «Известняковый храм», открытый археологами при раскопках Урука, отличался внушительными размерами — 76 х 36 м. Далее храмы строились из высушенного на солнце кирпича т. к в стране не было ни строительного леса, ни хорошего камня даже топлива для обжига кирпичей не хватало. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища.
Это сплошь прославление царя, его деяний. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Из ярких глазурованных кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. О великий владыка. Среди вещей погребального инвентаря находится так называемый «штандарт» (Лондон, Британский музей)— две доски, укреплённые на древке.
приложение 1, рисунок 12). до н. э. ). Город Вавилон был в свое время центром мирового значения. Примечание: В подлиннике здесь не имеется вовсе слова «зиккурат» — во время написания книги Шуази названия известного лишь узкому кругу специалистов, но с тех пор широко вошедшего в научную литературу.
до н. э. ) и Ашшурбанапала (668-633 гг. Всё это осталось неизменным и по сей день. погибло государство Аккад.
В комплекс дворца входили святилище с башней-зиккурат из семи уступов. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. В вавилонском искусстве совсем не встречается погребальных сцен Все помыслы, все устремления вавилонянина той действительности, которую открывает ему жизнь Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях жизни города военном походе, закладке храма, так и повседневных делах доении коров, сбивании масла из молока и Рельеф состоял из нескольких ярусов См приложение 1, рисунок 23 События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу Все персонажи били одинакового роста только царя всегда изображали крупнее других Примером шумерского рельефа может служить стела вертикальная плита правителя города Лагаша Эаннатума около 2470 до которая посвящена его победе над городом Уммой. Ни о каких портретных чертах говорить не приходится. Замысел зодчих отводил храмам второе место после царских дворцов. Как и мужчины, женщины могли носить простые или цветные желтые сандалии различного фасона, но часто ходили и босые.
В Вавилоне был построен самый большой зиккурат (90 м высота, у основания – квадрат, 90х90 м), названный Вавилонской башней, на вершине которой был храм бога Мардука. Гордая львиная ярость и бешеный конский бег. Постепенно от него стали отпадать желавшие самостоятельности области Двуречья.
Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. В стелле царя Нарам-Сина (рис. 3250 г. до н. э. ). Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая башня, которая вошла в историю под названием «Вавилонской башни». В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ.
Интересно, что эти статуи имели пять ног. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества.
На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. При общей площади города в 18 га, дворец занимал 10 га. Ирак (конец 3 тысячелетия до н. э. ) – лучший пример зиккурата – Двуречье. Цветная гравюра голландского художника XVI в. Мартена ван Хемскерка (на заднем плане – Вавилонская Башня)В летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами.
И всетаки башня была разрушена Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины. А сын его Навуходоносор добавил: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Нововавилонское искусство. Каждая из платформ была украшена в свой цвет- нижняя в чёрный (битум), средняя в красный (облицовка обожженным кирпичом), верхняя в белый (известковая побелка).
И все 19 лет раскопок находки продолжались. В столицах царства Нимруде (основан Ашшурнацирапалом II), Хорсабаде (основан Саргоном II) и Ниневии (основан Ашшурбанапалом) главными сооружениями были царские дворцы. К этому времени относят полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев. Ашшурбанапала (669 – ок.
Но не они определяли лицо города. На голове когда-то был прикреплен убор из золота. сопровождалось переселением на земли ДревнейМесопотамии многочисленных полукочевых общин амореев (кочевой западносемитский народ древней Передней Азии). По-видимому, вокруг самого храма имелись строения для паломников. В повествовательной форме решена также «Стела коршунов», которая была создана в честь победы правителя города Лагаша Эаннатума (XXV век дон. э. ) над соседним городом Уммой и его союзником городом Кишем.
На самом же деле именно «сухость» скульптур Персии выделяет их из числа скульптур других древних стран. Вдоль дорог рылись колодцы, устраивались искусственные оазисы использовались и дорожные указатели. Ассировавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений. Она не имеет выхода и, следовательно, не может служить стоком. Сцены полны внутреннего напряжения и динамизма, величавого пафоса и несокрушимой мощи. А какие мускулы на руках и ногах царя, вельмож и его воинов. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.
Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами. Рис 127 Голова быка из золота с инкрустациями Украшение на арфе из гробницы. Фигура человека всегда изображалась с носом в профиль, ногами сбоку, а глазами спереди.
«смешение». образовался ведущий слой.
В Вавилоне культовые строения были более распространены, нежели в Ассирии. Предыстория или первобытная история, была наиболее продолжительным периодом истории человечества Около полутора миллионов лет стоил человеку процесс эволюции его анатомии, результате которого он получил свой нынешний облик Примерно миллион лет назад на востоке африканского континента, а немного позже и Евразии, начали появляться первые изделия из камня Их создателями были Homo habilis, Homo erectus или Homo presapiens, обитавшие Восточной Африке, Азии и Европе. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. Стела Нарам Суэна (внука Саргона Аккадского).