Готика – период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу – высокому рельефу. Поздняя готика, отодвинув своей декоративностью чувство целесообразности на второй план, принесла для пластики полное освобождение, создала свободную скульптуру. Замечательными произведениями переходного от высокой к поздней готике периода являются скульптуры западного фасада собора в Страсбурге.
Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета. Скульптура готики – раздел Строительство, Культовые сооружения Древнего Египта Основным Видом Изобразительного Искусства В Готический Период Была Скульптура.
Мало кто знает, что это только подражание готике, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Получились инициалы – Иисус Христос. Стенами были обнесены и тогдашние города. Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики). Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью.
Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Фирмена. Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети XIII в. широко распространенным явлением и готовили переход к поздней готике (конец XIII и XIV вв. ). 13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер.
В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека – жертвы насилия. В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу.
Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний). На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
Именно в таком виде она была запечатлена на знаменитом этрусском изваянии из Ареццо (IV век): посередине хребта у нее находится козья голова, с одной стороны туловища — змеиная, а на другой — львиная. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. Кроме химеры, здесь также уместно вспомнить гарпий, кентавров и грифонов (грифов).
Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности.
Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти — вспомним латинскую этимологию слова горгулья), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания и не подмывает его. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок.
Пьета (Оплакивание Христа). Типичным образцом искусства второй половины XIII в. является портал Св. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее).
И все же завоевание духовного мира человека интерес к простым, но важным нравственным взаимосвязям людей были великим шагом вперед. 1260). Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед.
Строительство продолжалось в течение 14 и в 15 в., но медленно, а позднее совсем прекратилось. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
Клаус Слютер (1340/1350–1406), бургундский скульптор, выходец из Нидерландов. Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку.
Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Стефана) отличались большой материальностью и, главное, хотя несколько схематичной, но весьма острой передачей характеров. Ничего этого у парижан не было. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична.
В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Ей часто посвящаются порталы.
Характер светской архитектуры раскрывается в изучении города как центра жизнедеятельности человека. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ). В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека — жертвы насилия.
Большую роль в городском строительстве играли и организации – цехи, гильдии, братства. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ).
Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. Усиливается роль круглой пластики.
За образец был взят Амьенский собор. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет. Чудесное создание развитой французской готики — двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. старые городские стены разрушились или были снесены. Об этом, в частности, свидетельствует использование буравчика для обработки статуи.
Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение. При втором варианте соединялись три пальца (мизинец безымянный и большой), напоминая о Святой Троице, а другие два пальца – средний и указательный – были символами Божественного и человеческого начал в Спасителе. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Усилилась повествовательность.
Она значительно отличается от скульптуры романского периода. Было принято два варианта. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Чтобы избежать осуществления угрозы, собор постоянно переделывают. Две женские скульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем.
Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. принадлежало парижской школе. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»).
Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Это место с древности считалось священным и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога. Однако этого не случилось. Монументальная скульптура – основной вид изобразительного искусства в эпоху готики, ее связь с архитектурой – основа синтеза искусств в готическом соборе. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами.
Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ). Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров. Скульптура пропорционально делит пространство хора, подчеркивает равновесие отношений высоты и ширины, образует своего рода образные центры, к которым устремляется внимание зрителя. Складки одежд разработаны уже с известным реализмом.
Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала.
Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся). Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
Св. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ).
Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Готика стала периодом настоящего расцвета монументальной скульптуры, в которой значение статуарной пластики возрастало и появлялась тяга к так называемому «высокому рельефу». Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Для этой статуи характерна широкая и сильная обобщенная лепка, точнее сказать – рубка, поскольку статую действительно вырубали из камня. Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов.
Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Мастер оживил фигуры святых едва заметным движением – легким поворотом голов, сдержанным жестом.
В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Искусство скульптора здесь стоит на грани строгой простоты и свободной грации, не переходит в манерность, свойственную многим созданиям позднейшей готики. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю.
Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур.
Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Он мыслит сцену в ином ключе, чем мастера Шартра. Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, но в сложном движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров.
Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга). Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение.
Кельнский собор отличается сухостью форм. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую». Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики 14—15 вв. ), поражающего великолепием. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, вот таким образом вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма. Эта возникшая в 50–70-х гг.
Рельефы "Страстей Христовых" полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». 1290), дролери (от фр. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
в Нидерландах). В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора.
Их образы становились разнообразными, конкретными. Большое количество гражданских зданий сохранилось в Италии. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни.
Каждая из статуй одной пары как бы противопоставлена внутренне и внешне статуям другой пары. Эти черты стилистически сближают группу Ионы с памятниками романского искусства, что особенно заметно в жестких изгибах складок одежды, как бы совсем не связанной с человеческим телом и трактованной в духе раннесредневековой миниатюры и стенной живописи. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы.
Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей. Церковь св.
На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н. Ближе всего к античным образцам подошел автор знаменитой скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» на западном портале. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны.
Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. При всей противоположности этих сцен композиция не распадается на две плохо связанные друг с другом части. Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична.
В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Большую роль в городском строительстве играли и организации – цехи, гильдии, братства.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах.
Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям.
1410). Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Виолле-ле-Дюка.
Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ). Во Франции в начале 13 в. в т. н.
Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. Изображаются сцены из земной жизни Христа, в которых обнаруживается близость его к страдающему человечеству. Другой особенностью церкви св. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны».
В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров.
Вторым великим стилем средневековья была готика. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году.
1270—1288). В каждой паре есть такое противопоставление. Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Чеканная богатая отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены скульптурными лиственными гирляндами.
Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Они едят, пьют, как люди физического труда. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло по химерам собора карабкался Квазимодо. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм.
Это совмещение света и цвета воплощало идею Божественного света, отраженного в материальном. 1320 г. ). Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади.
1391–1397, после того, как в 1389 Слютер стал владельцем мастерской Жана де Марвиля. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Благодаря Этому в парных статуях, особенно в группе Уты и Эккегарда, цельность художественного впечатления для зрителя, охватывающего взглядом все пространство хора, усиливается.
Горожане не спеша собирали деньги и здание собора росло медленно. Собор в Кельне был заложен в 1248 году. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. 3ародились новые, по существу, противоречащие традициям и принципам готического искусства художественные явления, которые в своем последовательном развитии привели в течение XV в. к преодолению изжившей себя средневековой условности, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Ее голова наиболее пластически сложна. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. Дома, образующие узкие улочки, как правило, заселялись людьми одной профессии.
Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Парные статуи поставлены в наиболее значительных пунктах архитектурной конструкции — там, где прямоугольник хора переходит в полигональную фигуру, замыкающую его. Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах Св. Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Памятником более зрелого стиля является церковь св. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Германия.
Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. В изобразительном искусстве тех времен именно скульптуре принадлежало ведущее место. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств). Изменяется трактовка традиционных образов. Это деление обусловливается не столько хронологической последовательностью, сколько стилистическими особенностями двух школ, которые работали рядом.
Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н. Стен нет вообще их заменяет каркас из соединенных арками столбов. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Такие рисунки внизу страниц и в конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей).
Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Собор Парижской Богоматери. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. 1250), Распятия над алтарями.
В плане собор — пятинефная базилика со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного нефа. Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ).
Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Горожане не спеша собирали деньги и здание собора росло медленно. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее.
В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. Психологическая характеристика в анализируемом рельефе дана не только в очень простых, лишенных нюансов образах, но и в отвлечении от реальной обстановки. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника.
Иосифа и Девы Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Это Мария и Елизавета.
Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Переплеты окон украшались резными ажурными узорами. Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель). Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.
Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. В характеристике святых появилась человечность, мягкость. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин — Марии и Елизаветы.
Натуралистичность деталей очень ярко выражена в скульптуре хора Кёльнского собора и в фигурах т. н. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений. По предначертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка.
В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия.
В готике наблюдался принцип единения и подчинения всех видов искусства архитектуре. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо, 1298—1314) во Флоренции.
Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя. Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания.
В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. Ей часто посвящаются порталы. Первый, более ранний: мизинец прямой, означает букву I – «И», согнутый безымянный палец почти соприкасается с большим, образуя букву «С», указательный и средний пальцы скрещены в виде буквы «Х». Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Готическая скульптура — явление огромного значения в мировом художественном творчестве.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу.
Крест Параклета, конец 12 в. ), алтарные образы, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. Связь ранних скульптур с Шартром здесь несомненна.
Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики.
Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Ничего этого у парижан не было. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях.
В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге).
Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Ничего этого у парижан не было. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры.
В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь.
Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Все человеческие типы, от Христа до Иуды, — это типы городского простонародья, тогда еще тесно связанного с деревней. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. В декоративно-прикладном искусстве готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы.
На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. В течение 17—19 вв.
Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Наумбургский мастер. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок.
Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно.
Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Высота его — 35 метров. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу.
В эпоху поздней готики появляются т. н. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы.
От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Иначе говоря, горгульи — это дренаж, оформленный в виде какой-либо гротескной фигуры. во Франции.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). Стоит отметить, что город строился довольно хаотично, нередко без всякого плана. Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне лапидарный в своей суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ, одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический.
«Прекрасные Мадонны»). Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки. Развитие пластики также было неразрывно граничит с готическим зодчеством. Недаром герб Парижа — корабль, плывущий по волнам, а девиз — «Его качает, но он не тонет». переживаниями.
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Теогония Гесиода говорит о наличии у Химеры не одной, а целых трех голов. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Во второй половине 13—14 вв. Скульптуры сохраняют связь со стеной, с опорой.
Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. Дома, образующие узкие улочки, как правило, заселялись людьми одной профессии.
Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Прекрасного колодца в Нюрнберге. В Псалтыре св. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость.
Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах.
Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. Так, глубокие или скомканные складки на платье у статуй подчёркивают порывистость движения, резкость при повороте. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки.
Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Время формирования нового искусства —15 столетие. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия.
S-образной фигуры. Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью.
Готическая скульптура – явление огромного значения в мировом художественном творчестве. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх – к небу. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней. Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге. 167 «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Ее голова наиболее пластически сложна. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи.
Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго.
С 1385 работал в Дижоне, с 1389 – придворный мастер бургундского герцога Филиппа Смелого. В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Простые жесты рук этих трех святителей, ритмически сопоставленные, взаимно усиливают пластическую выразительность всей группы и каждой фигуры в отдельности. В 14—15 вв.
Во многом это граничит с необычной легендой. Гаргулья (от фр. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста). Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды.
Здесь устраивались танцы и шествия ряженых иногда даже играли в мяч. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом.
Символический смысл этого жеста достаточно ясен.
Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. В 12—14 вв. Собор был испорчен. Во Фрейбургском соборе (ок.
Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью.
Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Церкви больше не похожи на крепости, как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями — будто они вовсе не из камня. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале – благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (Le Beau Dieu).
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки. Первый, более ранний: мизинец прямой, означает букву I – И, согнутый безымянный палец почти соприкасается с большим, образуя букву С, указательный и средний пальцы скрещены в виде буквы Х. Получились инициалы – Иисус Христос.
В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. 168 «Пьета» вырезана из дерева, поверхность которого ярко раскрашена, что должно было усиливать производимое впечатление. Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. Изменяется трактовка традиционных образов. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Вершиной французской готической пластики стал собор в Реймсе. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. Было принято два варианта. По этой причине большинство улиц периода готики европейских городов были узкими и кривыми. Большое значение придавалось воротам, которые во многих случаях являлись сооружениями оборонительного типа, с высокой башней или двумя башнями по сторонам.
Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью и одновременно типы человеческих характеров той эпохи. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. 85). Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни.
Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю. Другие апостолы — бородатые мужики. К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа.
Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х.
Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Скульптурырасполагались на фасадах, помогали формировать рисунок и очертания зданий, украшали арки, порталы иконтрфорсы.
Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Собор был испорчен. Показанное на илл.
Мульчер, ок. Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, поднимающегося над боковыми с отношением 5 :2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, заполняющие всю стену.
Так, образ Св. Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа).
Эти жесты также были подчинены иконографическим правилам. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. 165, 166). Размещая данную скульптурную группу на перегородке (а не над нею, в соответствии со сложившейся практикой), скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении. Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест.
Эта работа была выполнена ок. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира". В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, сборщиков винограда, торговцев.
стр. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения.
Здесь устраивались танцы и шествия ряженых иногда даже играли в мяч. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью.
Особенности скульптуры периода развитой или высокой, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных, т. е. В общем смысле этот термин описывает здания с остроконечными арками, выполненными в вертикальном стиле, в отличие от используемого в предшествующем романском искусстве горизонтального стиля. Закутанная в плащ св. Изображенная на илл. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома.
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. Елизаветы складки плаща, то глухо и тяжело падая вниз, то причудливо изгибаясь, создают напряженный ритм, в котором по-своему выражена психологическая драма, представленная взору зрителя.
Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. 1270 г. ), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Так сохранился дом-особняк банкира Жака Кёра в городе Бурж (15 век).
Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора.
Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Внутри собор тоже сильно пострадал.
С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов.
Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Внутри собор тоже сильно пострадал.
Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. Вот таким образом большинство улиц периода готики европейских городов были узкими и кривыми.
Растительная капитель – важное нововведение реймской пластики имевшее большой европейский резонанс. Более того, ему угрожало полное разрушение. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего. В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225–1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа. 1430). Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством.
Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Но Шампань и сам Реймс обладали собственной художественной традицией, в которой заметно влияние античности (Апостол Петр с портала северного трансепта). На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был весьма разнообразен. В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.
В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске. выразительных средств по сравнению с французскими образцами. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф.
и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского. Усилилась роль круглой пластики. Стоит отметить, что город строился довольно хаотично, нередко без всякого плана.
илл. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов.
Франция. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Так, в бамбергской статуе св. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы.
Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно.
Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Статуи последних украшали крыши греческих хранилищ и даже простых домов — ведь считалось, что грифы охраняют легендарное золото Зевса в Скифии (территория северного Причерноморья) от аримаспов — бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности.
В конце 13-14 вв. С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы.
Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители.
Родиной готики считается Франция. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом.
Горожане не спеша собирали деньги и здание собора росло медленно. Это Мария и Елизавета. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
В Германии рано появляются конные изображения. Так сохранился дом-особняк банкира Жака Кёра в городе Бурж (15 век).
Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сочетание лёгких ажурных аркад и глухой стены – характерный признак восточной архитектуры. Для готики в целом типична тенденция к разделению двух элементов — возвышенного и комического. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. До сих пор украшением Венеции являются мраморные дворцы с аркадами, отражающихся в воде каналов (Дворец дожей, 1310 – 15 век). Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – портал Страшного суда (с 1230 по 1240 гг. ) страдает излишней дробностью композиции тимпана, разделенного на пять ярусов.
Позы естественные, одухотворенные. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Взаимоотношения между персонажами обрели большую сложность. Постановка фигур становится более устойчивой.
Эти жесты также были подчинены иконографическим правилам. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. 1265).
Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Более того, ему угрожало полное разрушение. То же самое происходило и с человеческим телом.
1270-1288). Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Важную роль играют драпировки, которые, в отличие от романской скульптуры, отнюдь не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок.
В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет. 1325). Простота и изящество форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служат выражением нравственной силы, духовного совершенства, возвышенных помыслов.
За этими двумя людьми виден третий человек. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. Его наиболее характерным и широко распространенным сюжетом является «Пьета» (итальянское слово Pieta происходит от латинского pietas, от которого, в частности, произошли слова пиетет и пиетизм, обозначающие почтительность и высокое благочестие), то есть изображение Богородицы, оплакивающей умершего Христа.
Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Энергия общего движения ввысь ослабевает. На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени.
«галереи королей».
Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью).
Италия. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. В первой больше величественности, покоя. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. для Наум-бургского собора. При втором варианте соединялись три пальца (мизинец безымянный и большой), напоминая о Святой Троице, а другие два пальца – средний и указательный – были символами Божественного и человеческого начал в Спасителе. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу.