Наиболее известным изображением сивилл является цикл фресок работы Микеланджело в Сикстинской капелле. Равно как и остальные четыре сивиллы, Ливийская, выполненная Микеланджело в 1511 году, безупречно вписывается в грандиозный ансамбль бесценных произведений Сикстинской капеллы. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией.
Хотя на фреске Микеланджело сивилла является белой женщиной. На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Старых сивилл Микеланджело изображает скорчившимися, согбенными.
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
«В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Он действует только словом. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение.
79, 142. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Пришлось снова просить учителя о милости – переправить ее в царство Аида. Илл.
Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Венецианская синьория и герцог Козимо Медичи – все они с почетом награждали его только ради того, чтобы пользоваться его великим талантом, а это выпадает на долю только тех людей, которые обладают великими достоинствами. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
Всякое же описание оборачивается педантизмом и в то же время создает неверное представление, словно члены тел упорядочивались согласно определенным предписаниям, в то время как характерно здесь именно взаимное перетекание формального замысла и убедительно выраженного психологического момента. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. 136.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Илл. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. И я только бесплодно теряю время. Когда Папа спросил: почему.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
Илл. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Он победил.
В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Флоренция. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Прожил до 18 февраля 1564 года. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Зато вид группы справа мало удачен. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Тарквиний внял мольбам советников и купил три оставшиеся книги.
Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Причем их дар развивался под покровительством Аполлона. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. 23, 24.
Тот же принцип контрастности повторяется в отдельных членах. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Илл. И это приводит к трагической разобщенности образов. 149. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Мраморный барельеф. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет.
Илл. Может, вот таким образом именно Кумскую сивиллу итальянские художники (Андреа дель Кастаньо, Рафаэль, Тициан, братья Карраччи и др. ) изображали чаще всего. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Девушка ответила: «Дай мне долголетие.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. 155. Илл.
История рассказывает о трагическом эпизоде, случившемся в начале VI века до н. э. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
«Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. Илл. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Илл.
Илл. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Он побежден. Здесь все построено на контрастах.
86-88. Илл.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Об этом он писал своему отцу Лодовико ди Буонарроти в январе 1509 года: «Я все еще пребываю в великих мечтаниях, так как вот уже год, как я не получал ни гроша от этого папы, да и не прошу об этом ибо работа моя не двигается вперед настолько, чтобы мне казалось, что я за нее что-то заслужил. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Среди них мужчины, женщины и дети.
В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Илл. Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Таким представил его и Микеланджело. Уже в зрелые годы Микеланджело говорил Вазари: Джорджо, все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого климата родного вашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца.
На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
И так она прорицала в оракулах и творила чудеса. Илл. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Как выяснили специалисты, работавшие в 1980-х годах над реставрацией фресок свода капеллы, Микеланджело за счет уменьшения пигмента в красках смягчал цвета, создавая ощущение легких, воздушных тканей, получая эффект насыщенного светом цвета. 37. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Илл. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Илл. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Но во время долгих странствий его обожаемый отец, старик Анхиз, умер. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. На самом же деле между ними лежала бездна. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Илл.
Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. И только в тех случаях, когда это необходимо. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы.
Середина же всегда свободна по желанию, подобно тому, как нос, находящийся в середине лица, ничем не обязан ни тому, ни другому глазу, но одна рука, конечно, обязана быть такой же, как другая и один глаз таким же, как другой имея в виду обе стороны и соответствия между ними. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Художник охотно принял это предложение. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
6. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Илл.
175, 176. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Италия. 170.
1515. Увенчанный небольшим фронтоном фасад должен был быть разделен с помощью раскрепованного карниза и мощного аттика на два этажа. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).
Илл. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Если для Гераклита мир как целое есть вечная борьба противоположностей, то у Микеланджело мы сталкиваемся с такой художественной концепцией, в которой противоречие между стремящейся ввысь душой и не выпускающим ее из своих объятий телом перерастает из дуалистического конфликта в образ совершенной целостности. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Книги впоследствии хранились в храме Юпитера на Капитолийском холме в Риме и обращались к ним за указаниями только в чрезвычайных ситуациях (например, во время эпидемии 293 г. до н. э., после поражений на начальном этапе Второй Пунической войны). Это два составных звена единой архитектурной концепции.
По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море. 159. Тело же её, превратившись в землю, произрастило траву. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. И мраморное тондо в Барджелло может как раз служить ярким примером такого свободного обращения с материалом. В эти фигуры Микеланджело вложил изумительное богатство красоты и характера.
В среде флорентийских эмигрантов шли оживленные споры о правомочности политического убийства и большинство склонялось к тому, что Данте был неправ, поместив Брута и Кассия в ад. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно, приводя в то же время в порядок рисунки для стен капеллы, однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Илл. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. 155, 156.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
41. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Когда он делал для каменотесов зарисовки обрамлений окон и дверей, либо профилей карнизов, то они были больше рассчитаны на то, чтобы дать общее представление о детали, нежели точно рассчитанную инструкцию для ее выполнения. Илл. 110, 112.
Галерея Уффици. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Фигура погружается в сон. 134.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Илл. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости.
Илл. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. 184.
Илл. Она напоминает мощную лавину. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом.
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. В самых темных местах он усиливает нажим итальянского карандаша, прибегая иногда к затирке бархатистой краски пальцем. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.
А дело было так. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Но достаточно и этих двух, чтобы наглядно представить, в какой тяжелой обстановке протекали последние десятилетия жизни Микеланджело.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Илл. 145. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. В 1513 году был заключен новый договор, предоставлявший Микеланджело возможность расширения первого варианта. Его рука сгибается к плечу. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Между прочим, этот сюжет послужил основой поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Илл. Илл.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Гигантская древняя сивилла с морщинистым, почерневшим от возраста лицом восседает на троне, склонившись над книгой, которую она придерживает огромной мускулистой обнаженной рукой. Два боковых пояса, в которые вклиниваются сферические распалубки, Микеланджело расчленил с помощью пилястров на ряд прямоугольных ниш, в которых он разместил мощные фигуры пророков и сивилл, предсказавших явление Христа в мир. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. 7, 8. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Он должен думать о смерти. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Илл. 32.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. 21, 22. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело.
Так, церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, при посещении Сикстинской капеллы в декабре 1540 года вместе с Павлом III, открыто порицал художника за обилие обнаженных фигур, а четыре года спустя бессовестный и циничный Пьетро Аретино упрекал Микеланджело в неверии и распущенности, утверждая в одном из писем, что его фреска более подходит украшать баню, нежели папскую капеллу. Работа Микеланджело над этим изображением длилась 4 года. Илл.
Илл. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Илл.
Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Он избегает детализированной характеристики места.
2. Но их неизменно отличает изумительная глубина мысли, для выражения которой Микеланджело находит нужные слова, простые и сильные и в то же время звучащие совсем по-новому. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Давид, 1501 – 1504.
Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Юсти рассматривает ее как символ порабощения свободы Флоренции герцогом Алессандро Медичи, Бринкман – как аллегорию эроса, перед которым бессилен взятый им в плен старик. 13, 14, 15.
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила. Такой ее и изобразил Микеланджело. Но не всегда власть и сивиллы понимали друг друга.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Илл. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Сигналы о неотвратимо надвигавшемся кризисе культуры Возрождения становились все более явственными, уже вырисовывались контуры грядущей феодальной реакции. 5. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
На фреске Микеланджело взволнованный Иезекииль резким, порывистым движением поворачивается к юноше, который указывает ему рукой на сцену с изображением сотворения Евы, словно в подтверждение пророчества. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Правда, за этот свод мудрости Демофила запросила огромные деньги. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.
33, 34. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Илл.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». По исключительной тщательности отделки деталей и по характеру полировки мрамора данная вещь близка к Пьета.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды. Илл.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. 1.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Марк Теренций Варрон писал в I в. до н. э., что за столетия до того, в период 50-й олимпиады, Кумская сивилла, под видом старухи, «которая не была жительницей страны», тайно прибыла в Рим. Ок.
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Илл. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
131, 132. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. И результаты были самыми плачевными. (Дан.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Из этого противоречия между глубоко пессимистическим замыслом и во многом сохранившим былой сенсуализм художественным языком рождается трагизм совсем особого рода.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Илл. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Моисей. Не везде это проявлено в равной степени. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Илл. Другие говорят, что она пришла из малых городов и была дочерью Ламия сидонянина. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
Петра со стороны апсид. Илл. 80. 17, 18, 19, 20. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность.
114, 115. По мере приближения к алтарю фигуры становятся все более крупными за счет понижения иллюзорных консолей, на которых располагаются троны. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
Да поможет мне Бог». Диаметр 120 см. 38.
126. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 182, 187, 188, 189.
В угловых распалубках, поверхность которых имеет вогнутую форму, мастер разместил еще четыре библейские сцены изображающие чудесное спасение избранного народа от гибели. В других случаях он сознательно отказывался от завершения какого-либо сонета или мадригала, убежденный в бесполезности дальнейших попыток. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
Илл. Начатых работ Микеланджело не показывал никому.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Художник изобразил Кумcкую сивиллу старухой с атлетическим телом исполинскими руками, со следами глубокой старости на слишком малом для такой фигуры лице.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Илл. Тем самым ей отводится центральное место.
Причем художник трудился в полулежачем положении на неудобных подмостках. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Стоит только по ней подняться, как взору предстает вся площадь, со статуей Марка Аврелия в центре, с дворцом Сенаторов в глубине и с одинаковыми по архитектурному оформлению дворцами Консерваторов по бокам.
Действительность не оправдала их надежд.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Тревога и волнение отразились на его лице. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Но все усилия напрасны. 146-148.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется.
А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Монументальные гигантские фигуры изображенные в немыслимых, сложных ракурсах, в величественных позах, с одухотворенными лицами, в выражении которых отразились разные оттенки чувств — сосредоточенность, сомнение, удивление, уверенность, скорбь, порыв, — являются важнейшими персонажами всей росписи.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). 185, 186. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
47. Необыкновенно экспрессивный образ. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. Об этом шедевре искусствовед В. Н.
Илл. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Однако в рисунке уже нет былой точности, а в лицах появилось выражение известной напряженности, порой даже застылости. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. 140, 141.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Илл. Илл.
В ней все пребывает в непрестанном движении, противоборствующие силы сталкиваются друг с другом, стена как бы пружинит, то выступая вперед, то отступая назад. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. И здесь бог изображен в активном действии. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. 116-119. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Республику отныне возглавлял гонфалоньер, которым был избран пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело. Илл. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87.
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. 151.
Этому его научила скульптура. Тут столкнулись два сильных характера. Таков и образ могучей Дельфийской Сивиллы.
Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает абсолютно новое претворение. 106, 113.
Он даже не дотрагивается до нее. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. 86-91. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Илл.
Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Илл. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим. Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом.
Петра. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Из-за незавершенности всех четырех статуй усиливается впечатление трагической обреченности скованных камнем пленников. Однако и здесь царит дух отчужденности. И здесь его постигает страшный удар.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Он снова отказался, после чего она сожгла ещё три и повторила предложение. Илл. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. 99, 101, 102.
Это, конечно, не так. Недаром его любимым материалом была бронза. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. 130. 46. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия).
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Илл. Так, образ христианского бога превращается у Микеланджело в демиурга, строителя вселенной и первого художника.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. 48-55. 1490-1492. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Его гений искал более широкого поля деятельности. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Илл. Илл.
С обычным для него искусством развертывает Микеланджело фигуру в пространстве, заменяя прямую ось слегка изогнутой, что позволило ему полностью выявить богатую пластическую жизнь тела. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Но какой ценой. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Илл. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. 109-112, 116-119. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Илл. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). 75-78. Илл. Недаром они украшали пилястры.
В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Она предложила девять книг-пророчеств царю Тарквинию. Илл.
Даже во времена империи к ним тайно обращались за советами. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Тольнаи полагает, что эта модель пропала, а Кёрте отождествляет ее с моделью, хранящейся в музее при соборе св. Их формы выражения лучше подходили для воплощения того, что он чувствовал в старческие годы. В противоречии с библейским рассказом Адам и Ева одновременно нарушают закон, предначертанный богом. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. О душе же её он баснословит, что это лик, являемый луной. Она научила его примирять и конденсировать в одном-единственном живописном аспекте все таящиеся в человеческой фигуре пластические возможности.
И это понимает только один человек – апостол Петр. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Семь библейских пророков и пять сивилл Древнего мира, предсказавших пришествие Спасителя изобразил Микеланджело по сторонам от основного цикла и в торцах капеллы. Практически все время он занимался живописью в полном одиночестве.
Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Его мировоззрение приобретает трагический характер. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Они утратили волю. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города и Микеланджело весьма гордился этим. 183.
Илл. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. В царстве Аида Кумская сивилла провела Энея на елисейские поля (Элизиум), где собираются души умерших. 107, 108.
При этом движение лишено всякой скованности. Илл. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
Илл. 158, 159. То, что у Микеланджело обладало большой внутренней выразительностью, в руках маньеристов превратилось в голый формальный прием, виртуозный, бездушный и холодный. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Илл. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. 171. 122-125. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Для восстановления утраченной композиции Микеланджело могут быть использованы его подготовительные рисунки, гравюры Марка Антонио Раймонди и Агостино Венециано, воспроизводящие ее детали и гризайль Бастиано да Сангалло (илл.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. е. уважением классической традиции). Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Статуя осталась незаконченной. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). 109, 111. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Илл.
К ней принадлежал в свое время Браманте, чей проект остался не осуществленным из-за его ранней смерти, к ней решительно примкнул и Микеланджело. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Свет в его представлении являлся как бы компонентом самой формы и с помощью членений различной силы рельефа он добивался при ярком южном солнце такого разнообразия светотеневых эффектов, которое оставалось абсолютно недоступным не только его предшественникам, но и его современникам.
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Для него всегда самым трудным было объединение статуарного типа фигур в одну неразрывную группу. Распятого головой вниз апостола окружают палачи, солдаты и ближайшие его ученики и последователи. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. В действительности оно так и получилось. 5, 6. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Илл. Он стал уже высекать статую св. А это было уже совсем новым словом в архитектуре, обретавшей такую динамику и такую эмоциональность, равные которым было бы тщетно искать в зодчестве кваттроченто.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
174. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. А Микеланджело хотелось закончить гробницу и работа над потолком капеллы казалась ему большой и трудной: имея в виду малый свой опыт в живописи красками, он пытался всякими путями свалить с себя эту тяжесть.
Петра. Когда все было исправлено, он с прежним жаром принялся за дело и в 20 месяцев без всяких препятствий выполнил половину работы. И этой же цели служит цвет.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Это помогало ему сохранять чувство целого. Дерево, масло. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. 36.
В борьбу включился и Микеланджело. 173. Это человек действия (vir activus).
Петра. 3, 4. Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы.
Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Сам папа торжественно отслужил в капелле обедню, где на собравшихся восторженных зрителей смотрели с купола могучие образы библейских пророков и сивилл, Творца в трех моментах создания мира и первых людей, Ноя, патриархов и целого ряда других лиц, причем каждый из них был, словно красивой рамой, окружен особым орнаментом. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Микеланджело полностью подчиняет его форме. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. 16.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Оно дает о себе знать и в более живой группировке фигур и в более гибком композиционном ритме ив большей мягкости форм и в более богатой игре светотени, невольно заставляющей вспомнить о леонардовском сфумато.
Я должна многому научиться». В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». По-видимому, это была статуя Вакха. 97, 98. Это искусство, отмеченное печатью большой изысканности, было тесно граничит с двором Лоренцо Великолепного.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Илл. Намного ближе к истине Ромен Роллан, тонко подметивший в статуе один нюанс, существенный для ее верного понимания.
Считалось, что человечество в античный период пребывало в ожидании прихода нового мира и что Бог, несмотря на то, что дал явные указания на явление Иисуса Христа в Ветхом Завете, уже в античный период передал это знание через сивилл. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. 174.
Он был сыном мелкого чиновника. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
81-84. Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке. В целом колористическая гамма лишена крикливой пестроты, от которой нередко так страдают кваттрочентистские фрески. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Ева послушно следует слову творца. Когда царь отказался от покупки из-за непомерной цены, она сожгла три книги, а оставшиеся шесть вновь предложила Тарквинию за ту же цену. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
30), довольно точно передающая ее общий вид. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Учитывая необычайную мощь рельефа в постройках Микеланджело, становится понятным, почему его архитектурные решения не получили отклика в северных странах Европы. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
И Аполлон подарил своей ученице века жизни. Илл.
Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела. 56-71). Илл. Особенно выразительна правая фигура.
Илл. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. 150.
Уже в росписи Сикстинского потолка Микеланджело проявил себя как большой мастер архитектуры. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери.
Ее прекрасная фигура дышит чувственностью, в непринужденной позе и повелительном жесте есть величие античной богини. 135, 139. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Моисей восседает в торжественной позе. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
92, 93, 94. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Микеланджело и в живописи мыслил как скульптор вот таким образом фреску потолка Сикстинской капеллы он «заселил» сотнями скульптурных образов, дремавших в его душе.
25, 26. Это были тяжелые годы. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Этот жест символизирует молчание. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Илл. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. 89-91. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Прорицательница согласилась провести Энея в царство мрачного Аида с условием, что герой в точности выполнит наказ отца. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. 166, 167.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер. Старуха снова превратилась в девушку, к тому же обретя бессмертие. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Он в полнейшем сознании составил завещание, состоящее из трех слов: душу свою отдавал в руки Господа, тело земле, а имущество ближайшим родственникам, наказав своим близким напомнить ему о страстях господних, когда будет он отходить от сей жизни.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Но роспись обладает и другим аспектом. Слева мы видим райский сад. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Мы находим здесь оттенки розового, лилового, бледно-желтого, светло-синего, зеленого, серого. 39.
И вот таким образом вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный.
Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Однако она не подумала испросить у бога продления молодости и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти.
Петра (Музео Петриано). В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. С одной стороны — замкнутая линия, с другой — ломаная и подвижная.
Возрождение. Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. Илл.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Илл. Вазари прямо пишет:.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
Сидящая на земле Ева протягивает руку, чтобы принять от змия плод, даже если он принесет ей смерть. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Пейзаж пустынен и гол.
10, 11, 12. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.
119, 111. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Но как раз этого не произошло. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Например, деревянная модель собора св.
В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Сюжет картины основан на греческих мифах, в которых Сивиллы были произошедшими от богов Олимпа провидицами. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).