«синдики» (нидерл. De Staalmeesters)— групповой портрет из Рейксмюзеума, написанный в 1662 году Рембрандтом по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков, призванных следить за качеством тканей, произведенных и окрашенных в городе. Данный групповой портрет был заказан Рембрандту синдиками, то есть старшинами амстердамской гильдии суконщиков.
Холст, масло. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Успех ему принесли картины «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Он обращается к излюбленному типу полуфигурной композиции.
1640-х гг. Известнейшая картина Рембрандта и одна из самых знаменитых картин во всем мире – это «Ночной дозор» (1642 г. ). Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами.
Кассель. Тема произведения взята из старой традиции групповых портретов гильдии стражников. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Вокруг книги с образцами тканей (она – одновременно и аллегория бюргерских достоинств и справедливого правления) собрались уверенные в себе представители власти, обязанные этим не княжеской благосклонности, а собственной решительности, собственной смышлённости, собственной сноровке.
Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Обучался основам рисования и живописи у местного художника Я. ван Сваненбурга. Свет и тени в его работах этого периода сливаются в единое взаимосвязанное целое. Барокко.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. В1624г.
1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т. к. У него было ок. 1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника.
1668–69гг. ) подводит итог творческой жизни художника. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. переехал в Амстердам, где полгода учился у известного живописца П. Ластмана.
После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха).
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Ранний период его деятельности отмечен поисками творческой самостоятельности и одновременно влиянием его учителя П. Ластмана и утрехтских караваджистов («Апостол Павел», 1628 «Меняла», 1627 «Симеон во храме», 1631). Бельгийский писатель Эмиль Верхарн отметил: «Для Рембрандта действительность существует постольку, поскольку он может возвысить ее с помощью самой трогательной человечности и глубокой и пламенной правды».
гульденов. Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Синдики цеха суконщиков». Некий налёт благосклонности в лице сидящего в центре, безразличен, с отвлечёнными мыслями, далёкий от всего меркантильного сидящий рядом с ним юноша с большими глазами и полными чувственными губами. Харменс ван Рейн (rembrandt harmensz van Rijn) (1606, Лейден – 1669, Амстердам), выдающийся голландский художник, рисовальщик, гравер. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. В творчестве Рембрандта наступил самый романтический и счастливый период. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику.
Рембрандт переезжает в Амстердам, где пишет принесший ему славу большой корпоративный портрет врачей («Урок анатомии доктора Тульпа», 1632). В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. он был одним из самых популярных и высокооплачиваемых живописцев Голландии. Картину (размером ок.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. А. С. Портреты пронизаны ощущением беззаботной радости жизни («Автопортрет с Саскией на коленях», 1635). В середине 50-х годов Рем-брандт обрел зрелое живописное мастерство.
Заказов было немного, дом и имущество художника были проданы за долги. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Прощай идеал. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Однако в эти годы начинается пора творческой зрелости мастера. В 1623г.
Эта группа заказала Рембрандту портрет для зала суконщиков. А. С. В семилетнем возрасте его отдали в латинскую школу, а в четырнадцать лет он стал студентом Лейденского университета, который через год покинул, чтобы всерьез заняться живописью. Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея).
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Нидерланды (Голландия). Картина Урок анатомии доктора Тюльпа принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Сын зажиточного лейденского мельника.
Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. Ему пришлось переехать в бедный квартал Амстердама. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Рембрандт написал ок. 60заказных портретов. В 1642г.
Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию («Портрет улыбающейся Саскии», 1633 «Флора», 1634 «Свадьба Самсона», 1638). Меняются размеры, появляются новые сюжеты, происходит разделение на жанры живописи, усиливается интерес к бытовому жанру, пейзажу, натюрморту, портрету, складывается тип группового портрета. Что же особенного в этой картине.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. дв., 1657 и др. ). За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов.
В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В последний год своей жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно «Возвращение блудного сына», воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества худож-ника. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Но вместо того, чтобы искусно и ярко изобразить поставленных рядом отдельных людей (как в «Синдиках цеха суконщиков»), Рембрандт создал новаторское, сюжетное произведение, резко отличающееся от обычных групповых портретов, в котором общая взаимосвязь персонажей преобладает над отдельными характерами. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ им. Рембрандт добивался глубокого эмоционального воздействия при помощи приема, называемого «кьяроскуро» (светотень), при котором неясный источник света, обычно чисто условный, создает контраст между большими площадями темного, почти черного фона и яркими освещенными пятнами. Они создавали такие картины, как «Фома неверующий» (Хендрик Тербрюгген) или «Терновый венец Иисуса» (Герард ван Хонторст обе находятся в Королевском музее).
Последние 16 лет стали в жизни Рембрандта наиболее трагичными. В доме, где собирались текстильные цехи (изготовители шелка, саржи, сукна) был свой зал совета. А. С. Последний, наконец изображён со скучающе-презрительной миной» (Рихард Гаманн). Это картина о страдании и великой любви.
К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник. В монументальном величии фигур, выступающих на свет из густой тени, в гармонии пылающих красных и мягко золотистых розовато-охристых тонов возникает осязаемое ощущение покоя, снизошедшего на слившихся в едином порыве прощения и покаяния отца и сына. Особое место в творчестве Рембрандта в этот период принадлежит полотну «Даная» (1636), в которой он вступает в соперничество с мастерами Возрождения. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана.
Живописцу пришлось пережить смерть Титуса, а через несколько лет и Хендрикье, однако пережитые несчастья укрепили творческую мощь Рембрандта («Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия», 1655 «Давид перед Саулом» 1657 «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, «Давид и Урия», 1665). Бельгийский писатель Эмиль Верхарн отметил: «Для Рембрандта действительность существует постольку, поскольку он может возвысить ее с помощью самой трогательной человечности и глубокой и пламенной правды». 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Творческая манера Рембрандта складывалась постепенно. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама.
Рембрандт почти полностью лишается заказов. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Харменс ван Рейн (1606–1669) — выдающийся голландский художник, рисовальщик и офортист, творчество которого было проникнуто стремлением к глубокому философскому постижению жизни, раскрытию внутреннего мира человека во всем богатстве его душевных переживаний. У него около 15 учеников. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум).
Колорит его картин строится преимущественно на сочетаниях «горящих» изнутри золотисто-коричневых и красноватых тонов. А. С. Он покупает большой дом, обставляет его роскошными вещами, увлекается коллекционированием. К нач.
После женитьбы он покупает большой дом. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Рембрандт создал большой групповой портрет (3, 87х 5, 02м) стрелковой роты капитана Франса БаннингаКока для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии– «Ночной дозор» (название ошибочно: реставраторы установили, что действие происходит днем при солнечном свете). Новый этап в его творчестве начался после переезда в Амстердам в начале 30-х гг. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. А. С. Пушкина Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. Эта богатая гамма чувств подчинена проходящей через все творчество Рембрандта идее всепрощающей любви к человеку, его трагическому познанию жизни. 15 учеников. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены.
Здесь – только живопись. В конце 1631г. Изображая сцены из Священного Писания, художник обращается к общечеловеческим нравственным проблемам. Перед нами – пользующиеся достижениями всех страданий и побед народа, легендарный прообраз которых возвышенная ирония Рембрандта воплотила в том же году в «Заговоре батавов», превратив их в этой картине в яркое олицетворение крупной буржуазии своего времени.
Но обучение продолжилось всего полгода. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству.
умирает Саския, продолжает углубляться конфликт между художником и заказчиками. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр).
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Рембрандт избегает излишнего натурализма и в то же время не боится реалистических деталей. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Св. Картинная галерея. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Павел в темнице, 1627, в штутгартской галерее).
На огромном холсте (260 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. Его ранние работы на евангельские темы (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Их называют шталмейстерами, синдиками или хранителями свинцовой печати цеха суконщиков. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Размер группового портрета 191, 5 279 см, холст, масло.
Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. Пушкина). В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). Иногда образы отличаются просветленновозвышенным характером, но чаще исполнены глубокого психологического драматизма («Еврейская невеста», 1666 «Отречение апостола Пет-ра», 1660 «Падение Амана», 1665).
175, 5 x 210, 5 см. Но не все кредиторы были удовлетворены.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара, 1634, Лондон, Национальная галерея Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87–5, 02 м).
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. В том же 1642г. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
Такие личности противостояли королевскому дому Австрии и Испании» (Теофиль Бюргер-Торе).
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Позади сидящих стоит слуга, на голове у него ермолка, в то время как у остальных – шляпы. Это название может ввести зрителя в заблуждение, ведь первоначально картина называлась: «Капитан Франц Баннинг Кок отдает своему лейтенанту приказ к выступлению отряда горожан» – неуклюжее, но совершенно точное описание сюжета, которое после окончания работы было отклонено заказчиком.
муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск. Отряд из 18 стрелков под развевающимся флагом выходит из-под арки на освещенную площадь. В 1630-е гг.
В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает своей вершины. Эту технику Рембрандт перенял у итальянского мастера Караваджо (1571-1610) при изучении творчества его последователей, «утрехтских караваджистов». «Блудный сын» (ок. А. С. Пушкина). Художника все больше привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и горестных испытаний («Старик в красном», 1653 «Порт-рет старушки», 1656 и др. ).
.