Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973). Шухаев Василий Иванович (1887-1973) – русский и советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.
Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства».
Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит». В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. В 1914-17 писал портреты в манере мастеров Возрождения (Е. Вместе с А. Яковлевым выполнил плафон «Девять муз» в московском особняке Фирсановых по предложению А. В.
На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. Родился в Москве. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме».
После объявления Первой мировой войны возвратился в Петроград. За неполных четырнадцать лет пребывания во Франции Шухаев создал сотни полотен, рисунков, театральных эскизов, книжных иллюстраций, монументально-декоративных работ. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы. Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж.
В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. До своего отъезда из России в 1920 году Шухаев руководил мастерской живописи и преподавал рисунок в архитектурном классе Академии. Преподавал рисунок в Тбилисской АХ. В Магаданском музыкально-драматическом театре им.
Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. С 1920-х иллюстрировал книги. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916).
В. И. Шухаев (1887–14. 04. 1973), художник, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября.
По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. В 1912 получил звание художника за картину «Вакханалия» и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме. Работы Шухаева также экспонировались на выставках в Риме (1924), Питтсбурге (1925 – 1927), Дрездене, Мюнхене (1926), Нью-Йорке (1926, 1928) и Москве в русском отделе выставки современного французского искусства. В начале I мировой войны вернулся в Петроград.
Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество. В 1915 вместе с Яковлевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой на Пречистенке в Москве. Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики.
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Выставлялся с парижской группой «Мир искусства» в Осеннем салоне (1921), галереях La Boetie (1921), Bemheim-Jeune (1927), S. Lesnick (1928) и W. Hirshman (1930), участвовал в выставках русского искусства в Лондоне (1921), Гааге (1924), Нью-Йорке (1923, 1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (1932) и Праге (1935), Выставке современного французского искусства в Москве (1928), международных художественных выставках в Институте Карнеги в Питтсбурге (1924-28), в Риме (1924), Дрездене (1926) и Мюнхене (1926). Рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров.
художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. Создатель (совместно с А. Е. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С. Петров, В. Суворов, П. Ивановский и др. ).
В 1918-20 оформил оперу «Золото Рейна» Р. Вагнера и комедию «Четыре сердцееда» К. Миклашевского для театра Народного дома. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Работы Ш. монументальны в истинном и лучшем смысле слова», писал немецкий критик П. Бархан.
Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Занимался росписью и декорированием интерьеров в Париже, Ницце, Касабланке. Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). А. О. Таманян). Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР.
Участвовал в республиканских и всесоюзных выставках. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). А. С. Пушкина в Москве, ГРМ, Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. Д Аннунцно (1932-33).
Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. В 1921 по приглашению Яковлева приехал в Париж. В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан. Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ.
Мемориальные выставки прошли в Ленинграде (1977 1988, совместно с Яковлевым, в связи со 100-летием со дня рождения) и Москве (1994). Что касается сангины, то этим материалом он владел в совершенстве, во многом благодаря академической школе Д. Н. Кардовского. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Работал над эскизами театральных декораций и монументальных росписей (для Библиотеки им.
Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». В. И. Шухаев принадлежал к поколению художников- приверженцев неоклассицизма, служивших закону возрождения красоты. Наступил новый этап в творчестве художника.
Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Вместе с ним открыл школу-мастерскую. Яковлевым) неоклассического направления в русском искусстве начала ХХ века. Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа.
В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 – в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С. Петров, В. Суворов, П. Ивановский и др. ). После освобождения, в 1947, поселился в Тбилиси.
Виртуозно исполненные позднее рисунки художника, с трудом можно поверить, что в первые годы обучения Шухаев именно в рисунке терпел неудачу за неудачей. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. В 1897 году Василий Шухаев поступил в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище, занимался у К. А. Коровина, И. И. Нивинского, И. В. Жолтовского, С. В. Ноаковского.
Пропитанные и вдохновленные классическим итальянским искусством, закадычные друзья вместе работали над знаменитым двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. В 1935 вернулся на родину. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы. В 1921 переехал в Париж.
Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). С 1917-го – участник объединения «Мир искусства». «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А. Бриана, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ф. Шаляпина, Н. Слонимского и др. ). Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Родился в Москве.
Щусева работал над росписями православной церкви Николая Мирликийского в Бари, а также зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено). Шухаевой, 1917 Натюрморт. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось.
В 1920-х гг. В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты.
В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. В 1917 с Кардовским и Яковлевым организовал художественное объединение «Цех живописцев св. В 1935году вернулся на родину. Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. с Яковлевым – использована тема «Сказки Пушкина в музыке»).
Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. За это время прошло множество выставок его произведений.
Вскоре к нему присоединился Яковлев. Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал.
становился модным портретистом, вот таким образом большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). В. Туржанской). В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание).
В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Путевые зарисовки легли в основу картин, написанных спустя тридцать лет: «Продавец риса», «Слепой», «Марокканские дети», «Сказатель» и др. Провел персональные выставки в галереях Barbazanges (1921 совм. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств.
Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. В 1962 г. была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии. В 1932 году предпринял поездку в Марокко.
М. Горького. Пешкова (1927 обложка, портрет автора). Работал в качестве профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР в Тбилиси. Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова) исполнил серию зарисовок сангиной для группового портрета офицеров лейбгвардии Уланского полка «Полк на позициях».
Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога. И хотя на ней было представлено творчество Шухаева далеко не полным, выставка показала, что в истории русского и советского искусства этот художник занимает особое место. жил в Париже.
в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами.
М. Горького, среди которых «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Великий государь» В. Соловьева, «Отелло» У. Шекспира, «Травиата» Д. Верди, «Стакан воды» Э. Скриба, «На бойком месте» А. Островского и др. Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы.
12. 1, 1887, Москва – 14. 4. 1973, Тбилиси) – художник, график, сценограф, педагог. Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию».
Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. Педагог. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров.
В 1932 предпринял поездку в Марокко. Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского. Раскрашенная автором от руки книга вышла на французском языке небольшим тиражом – 445 экземпляров. И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. В 1912-1914 гг. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку.
В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». В 1917 г. его избрали профессором Петроградской академии художеств, в 1917–1918 гг. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962.
В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. В атмосфере этого заведения отразились все противоречия времени, множественность взглядов и вкусов. Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914).
Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair». В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А. Бриана, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ф. Шаляпина, Н. Слонимского и др. ). Требовалось знание анатомическое.
8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом». От персонажей итальянской народной комедии дель арте, возродившихся в этом автопортрете, от изящных ряженых в картинах художников Мир искусства, шухаевских героев отличают необычная значительность, монументальность. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. Вскоре к нему присоединился Яковлев. Побывал в КабардиноБалкарии, собирал материал для картины из жизни колхозников. Будучи заключённым, оформил 35 спектаклей Магаданского музыкально-драматического театра им. Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки».
Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. В 1922-м вместе с А. Яковлевым показал свои работы в галерее «Барбазанж» в Париже. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко. Кирова.
Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. Однако настойчивость ученика к приверженности к этому материалу и новаторские методы, убедили его. Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма. Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину.
В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан. Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. Занимался книжной графикой и сценографией. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым.
Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». В 1921 – 1935 жил в Париже. В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). Его пейзажи полны философских размышлений и по своему характеру находятся на грани изучения натуры и игры воображения.
Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). В 1935 вернулся на родину. В 1962 – заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Работал над картиной «И.
Персональные выставки состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958) и Ленинграде (1962/63, 1968). Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы.
Кирова) и ряду других постановок. Нормандия, 1925, все – в ГРМ). Яковлевым Портрет Е. Н. Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей. В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». В 1897 поступил в московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, которое окончил в 1906 (педагоги К. Коровин, Д. Щербиновский, И. Нивинский, Н. Андреев, С. Ноаковский, И. Жолтовский).
Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – русский художник, график и сценограф. В. И. Ленина в Москве). В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Перголез, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». он жил в Париже.
В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925) и «Две любовницы» А. де Мюссе (1928) иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова. Художник изобразил себя в виде Пьеро. В 1918 преподавал в бывшем ЦУТР. В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию.
Работы Шухаева находятся в ГТГ, ГМИИ им. В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей.
Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное. В 1935-м вернулся в СССР, поселился в Ленинграде. Хлеба. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия». В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е.
В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме».
В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. становился модным портретистом, вот таким образом большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»).
Персональные выставки Ш. В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). Преподавал в различных заведениях. За ней последовала Франция. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927). В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа. В феврале 1935 вернулся в СССР.
В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским.
В 1920 выехал в Финляндию, несколько месяцев провел в местечке Мустамяки писал пейзажи. Преподавал в АХ. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции.
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. преподавал также в Высшем училище декоративных искусств. В 1920-30-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста 635 А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожсля (1925), С. С. Прокофьева (1932), И. Ф. Стравинского (1934) и Ф. И. Шаляпина (1934). Очень близкие художники Александр Яковлев, Иван Пуни, Люсьен Вожель издатель журнала, семья Гальперн. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
Принял участие в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября. Учился в Строгановском училище в Москве, в Петербургской академии художеств. С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного).
"Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России. Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания». Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского.
Представлен в музеях Парижа, Нью-Йорка, Брюсселя, Оксфорда, Сиднея, Гренобля, Праги и Белграда, в ГТГ, ГРМ и других музееях бывшего СССР. В 1897—1906гг. В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Обратился к монументальной живописи. Большое внимание уделялось передаче характера, движения и пропорций натуры детали должны были подчиняться целому».
В том же 1915 году художник получает приглашение поработать в качестве художника в русской армии. З. Палиашвили.
По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым. Привезен в Магадан на пароходе «Джурма». Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев.
С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». В 1913 – 1914 вместе с А. Яковлевым путешествовал по городам Италии.
– коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие.
Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. с Яковлевым, находится в Русском музее). Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга.
С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897 – 1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906 – 1912) у Д. Н. Кардовского. В начале 1930-х годов Шухаев пишет выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина. с Яковлевым использована тема «Сказки Пушкина в музыке»).
Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925) и «Две любовницы» А. де Мюссе (1928) иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова.
Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. Луки».
Рано потерял родителей благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897-1906). В 1913— 14 вместе с Яковлевым путешествовал по Италии. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. Дальше дороги беженцев разошлись. В 1949 работал над картиной «И.
Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф. Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» – Б. Коварский, В, Мешков, Н. Радлов, Н. Ремизов, М. Фохт).
В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев. В 1962-м удостоен звания заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. Однако вскоре его постигла участь многих бывших эмигрантов: в 1937 г. художник был сослан в Магадан, где провел десять лет.
Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913 – 1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Исполнил зарисовки для задуманной большой картины «Поклонение волхвов», написал картины «Сусанна и старцы» и «Карусель», работал с Яковлевым над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». К тому же свое дело делала советская пропаганда. Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. Луки», призванное возродить профессиональные традиции старых мастеров. В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики.
Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). Персональные выставки Ш. В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. В 1921-35 гг.
Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. В. И. Занимался театральной сценографией (эскизы костюмов и декораций к опере Р. Вагнера «Золото Рейна»). Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее). В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Родился в Москве 12 (24) января 1887.
Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии.
Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское. Реабилитирован в 1957 г. В 1958 г. за большие заслуги в творчестве и педагогической деятельности награждён орденом «Знак Почёта». Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. В 1962 заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи.
Он убежденный русский, не подчеркивая этого. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер "Русского общества в Риме". Помог близкий друг художник Александр Яковлев. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Вскоре выдающемуся художнику пришлось расписывать не дворцы, а дом культуры на Колыме. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925). В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность.
И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. После возращения В. И. Местонахождение многих работ, конфискованных при аресте, низвестно. 9 октября 1947 г. уехал в Грузию.
Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. Он убежденный русский, не подчеркивая этого. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. Вскоре «Цех» распался. В Магаданском музыкально-драматическом театре им.
Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. В конце 1950-х исполнил ряд портретов в технике энкаустики.
По предложению архитектора А. В. Щусева работал над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено). После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). Наибольшую известность снискали его портреты. Паче же всего хочется уяснить тот священный стиль, что у них есть во всех их иконах и чего полное отсутствие во многих эскизах».
В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Наибольшую известность снискали его портреты. В 1960-е писал картины по эскизам, выполненным во время марокканского путешествия. Неожиданно художник узнает о завещании деда, по которому ему полагается определенная сумма денег.
Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. В 1915-м экспонировал свои работы на выставке Нового общества художников. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса.
После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Разрабатывал (также с Яковлевым) проекты росписей церкви Николая Мирликийского (в итальянском городе Вари) и зала ожидания Казанского вокзала. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. с Яковлевым) и W. Hirshman (март и ноябрь 1929). В том же году переехал в Петербург, готовился к поступлению в Академию художеств в частной студии.
работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника. Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. В 1914-17 писал стилизованные в духе итальянского Возрождения портреты С. Андрониковой, Е. Шухаевой, Л. Рейснер исполнил сангиной несколько десятков портретов офицеров 4-го гусарского лейб-гвардии Мариупольского полка для (незаконченного) полотна «Полк на позициях».
В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. Однако сумел поступить в СХПУ в Москве, где занимался под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920).
Был принят в класс рисования Академии (мастерская ДКардовского), которую окончил в 1912. В 1937-м был арестован и сослан в Магадан. В 1915- первая выставка работ Ш. в Москве «в пользу пострадавших от войны бельгийцев».
Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). В. И. Шухаев проиллюстрировал пушкинскую трагедию в иконописной манере конца XVI— начала XVII века, — то есть в том стилистическом ключе, который наиболее близок эпохе Б. Годунова. Шухаев немедленно выезжает в Россию. Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»).
Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. В свое время Александр Бенуа написал о 20-летнем выпускнике Петербургской академии, что Шухаев «призван расписывать стены каких-то общественных дворцов, предназначенных для эффектных празднеств это художник, чуждающийся всякой интимности, рвущийся к декоративному творчеству». Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства.
Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов).
В 1921 переехал в Париж. Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт.
Коровина, Н. А. Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). С 1922-го постоянно жил в Западной Европе, преимущественно в Париже. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. «Ш.
В. Сталин в Крцанисском ущелье» (1949), писал пейзажи и жанровые картины, портреты деятелей грузинской культуры. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания».
В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» Б. Коварский, В, Мешков, Н. Радлов, Н. Ремизов, М. Фохт). Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. В 1962 получил звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками.
Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912). Из крестьянской семьи. В 1921 – 1935 гг. Работал для театра «Балаганчик» (1922), оформил спектакль «Пасторали», миниатюры «Степан Разин» и «Тай Пу» для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева (1924), балет «Семирамида» для труппы Иды Рубинштейн (1934) и др. В 1935г.
В 1920 г. В. Шухаев нелегально выехал в Финляндию, а оттуда во Францию. В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. Годы учебы в Академии были наполнены поисками своего пути в искусстве: уже постигнув азы художественной грамоты в Строгановском училище, Шухаев продолжает упорно заниматься, чтобы достигнуть вершин мастерства. Еще перед революцией, он, в то время модный художник, женился на весьма модной актрисе Бэле Шеншевой известной под псевдонимом Казароза, прославившейся исполнением эстрадных песен.
В апреле 1937 г. В. И. Шухаев был арестован и осужден «по подозрению в шпионаже» на восемь лет ИТЛ. Работы В. Шухаева, в том числе эскизы костюмов и декораций для магаданского театра, переданы в дар Магаданскому отделению Российского фонда культуры, московскому обществу «Мемориал». В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. В 1947-1973 гг. В том же году на 9-й выставке Нового общества художников в Петрограде показывал рисунки к монументальному полотну «Поклонение волхвов» (не завершено).
Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. В конце 1917 был избран профессором-руководителем АХ, вел две мастерские. В 1935 г. В. Шухаев вернулся на родину.
Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. Живопись и графика из фондов музея»: эскизы театральных декораций, костюмов, портреты. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые – дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930). Художник стал заниматься со студентами в помещении мастерской, которую ранее возглавлял И. Е. Репин. Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. Кардовского. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни.
«Ш. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио.
В Магаданском музыкально-драматическом театре им. С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). Художник, график, сценограф и педагог. Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. Вместе с Яковлевым расписал плафон на тему «Девять муз» в московском особняке Фирсановых. Участвовал в Выставке картин в пользу Лазарета деятелей искусств (Пг., 1914) и выставках Нового общества художников (Пг., 1915 и 1917).
К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». 24 (12). 01. 1887 (Москва) – 14. 04. 1973 (Тбилиси). Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной. Принимал участие в оформлении здания театра. Зиму 1913 и весну 1914 провел в поездке по городам Италии с другом, художником А. Яковлевым, сделав многочисленные зарисовки – прежде всего сангиной, в излюбленной технике Ш. создал картины «Сусанна и старцы», «Карусель», «Арлекин и Пьеро» (двойной автопортрет совм.
Участвовал в выставке «Мир искусства» (1918, 70 работ) и в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919). В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее).
Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Создавал декорации к кинофильмам, среди них – «Песнь торжествующей любви» по И. С. Тургеневу (реж. Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. Так хочется посмотреть их.
Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). В. Сталин в Крцанисском ущелье».
В 1947-48 гг. Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). Николая в Италии), частных особняков и общественных построек, а также участвует в убранстве города к первой годовщине Октября. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. В 1906 окончил Строгановское художественно-промышленное училище по классу чеканки и в том же году поступил в петербургскую Академию художеств, где главным его наставником был Д. Н. Кардовский.
К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро».
Занимался книжной графикой и сценографией. Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин». В 1928-29 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930 – по Испании и Марокко. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. Очень близкие – художники Александр Яковлев, Иван Пуни, Люсьен Вожель – издатель журнала, семья Гальперн.
В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Оформлял театральные постановки. Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств – Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917 – 1920). В 1914 году Шухаев вернулся в Петроград, вел активную творческую и педагогическую деятельность. Оформил оперу Дж.
Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева.
В 1897-1906 учился в Строгановском художественном училище, в АХ в Петербурге, где подружился с А. Е. Яковлевым. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. Поселился в Ленинграде, получил персональную мастерскую в АХ. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. Конкурсная картина «Вакханалия» (подражание Рубенсу) дала Ш. возможность стажировки в Италии (предоставлена Обществом поощрения молодых художников). «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей».
Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.